Спецпроєкти

Как в Украине получить рекламное образование, за которое не стыдно


1
Костя Ляхов - один из нескольких украинцев, закончивших довольно известную в рекламных кругах школу Miami Ad School Europe в Германии. О том, как получить рекламное образование в Украине, чтобы потом «не было мучительно больно» - в его истории.

Два года ночных брейнштормов и сна в поездах метро, два года ежедневных проектов и презентаций реальным клиентам, странноватый акцент при разговоре на родном языке и много-много Red Bull’ов дали мне возможность получить должность innovation арт-директора в крупном немецком рекламном агентстве и несколько межнународных наград в первый год работы.

1477890_961597827214142_7064027702057243315_n

В мои университетские годы я провел несколько каникул, стажируясь в киевских Saatchi & Saatchi и Leo Burnett, выиграл с десяток студенческих фестивалей и получил предложения от хороших агентств в 21 год. Чем же меня не устроила работа на родине? Все просто – юношеский максимализм.

Смотря на работы каннских победителей и сравнивая их с неудачными копиями отечественных креаторов, наблюдая, как одна за одной хорошие идеи умирают, не находя понимания клиентов и видя отношение наших глубокоуважаемых гуру к молодым студентам, я принял решение, о котором потом пожалел десятки раз. И которому тысячи раз радовался.

MASE1В нескольких статьях я буду делиться с вами моим студенческим опытом и историями, обновленными взглядами на индустрию «у нас и у них» и просто инсайтами молодого эмигранта. Вопрос, который мне задают чаще всего – стоит ли она того, эта Miami Ad School? Есть ли в ней что-то такое, чего нету у нас? Чтобы ответить на него, давайте разберем рынок рекламного обучения и возможности, которые открываются для молодых и талантливых после выпуска.

В Украине креативу научиться можно двумя способами. Я попробовал совместить оба и вот что о них думаю.

Способ первый: проверенный, доступный, лет на 20 отстающий от индустрии – высшие учебные заведения. Для большинства молодых людей ВУЗ является единственным и вполне очевидным шагом после окончания школы. Традиционный способ потянуть время еще 4-5 лет до того, как взрослая жизнь многотонным локомотивом снесет их с ног и унесет в неизвестном направлении. Ничтожно маленькое количество студентов понимают, на что же они идут и куда поступают в свои 16-17 лет. Родители сказали – значит надо. Я тоже ничем от них не отличался: у меня нету красивой, высосаной из пальца истории о “том самом” рекламном ролике, изменившем мою жизнь и навсегда влюбившем меня в рекламу. Скорее, знаковым человеком в индустрии для меня стал Макс Бурцев, но об этом потом.

Вникать в подробности выбранной мною профессии я стал уже по ходу дела, занимаясь всем подряд, от организации вечеринок до волонтерства. От своего учебного заведения в Харькове я взял абсолютный максимум и знания, увы, не вошли даже в шортлист. А чего можно ожидать от академии, где тебя креативу пытаются научить преподаватели пенсионного возраста, знающие рекламу только из вагонов метро и местного ТВ?

object112_1351786016__MG_8734В украинском учебном заведении будущих рекламистов с радостью проверят на знание книг Котлера, расскажут о бухгалтерском учете и основам менеджмента. На самых продвинутых парах вам покажут, как рисовать уточек в (барабанная дробь!) Corel Draw! Не стоит говорить о практиках в газете «Огородник», правда? Конечно, есть и полезные предметы – копитайтинг (арт-дирекшина нету!), креатив, PR и тд, но во многих случаях преподаватели только отдаленно знакомы с реалиями настоящего рынка, а некоторые и вовсе вполне уверены в том, что все происходит как в романе Бегбедера. Нет, в наших ВУЗах есть достойные педагоги, но гниленькая система образования сьедает их с потрохами, убивая любые достойные начинания. Отдельное спасибо тем, кто еще держится и старается; полностью понимаю тех, кто на это дело забил.

Какой же тогда максимум можно взять от украинской академии? Единомышленники, мешок свободного времени для самообразования, отсутствие давления и обязанностей. Где бы вы ни учились, всегда можете найти кого-то, кто разделяет ваше мение и цели. Вы можете собрать команду по скилам, даже если их нет. Вы можете работать над собой, над проектами. Мне посчастливилось стать частью очень хорошей команды, небольшой группки проактивных студентов.

Воркшопы, фестивали, самообучение – было бы желание. На одном местном фестивале я впервые послушал небольшую презентацию Макса Бурцева. Молодой, веселый парень с горящими глазами рассказывал о рекламе и креативе, а толпа студентов и офисных менеджеров смотрели на это, затаив дыхание. Макс, похоже, планировал влюбить молодежь в рекламу: он был одним из тех, кто хотел действительно развивать рынок, а не тупо увеличивать свою прибыль. Вышло у него просто отлично и я еще не раз возвращался на его мастер классы и проекты Arriba! Они стали прекрасным альтернативным источником знаний, которые я изначально мечтал получить в академии, за что хотел бы поблагодарить весь замечательный коллектив этого агентства.

Просиживая часами за очередным туториалом по photoshop или after effects, отмораживая носы и руки во время сьемок модных в то время stop motion видео и яростно сражаясь за место в очереди на книгу Люка Салливана, мы научились тому, что нам никогда не рассказали бы на парах. Мы выиграли десятки студенческих наград, включая межнународный D&AD, стажировались в топовых сетевых агентствах и развивались. Высшее учебное заведение стало платформой: оно дало нам команду, 4 года и булочки у метро… Это всё.

10272763_783601255013801_3028191187696381844_oВывод таков: я очень сомневаюсь, что обучения в украинской академии может хватить для получения работы в рекламе. Добавьте сюда месяцы самообразования, настойчивость и, хотя бы, зачатки таланта – тогда вы сможете стать одним из нескольких паровозиков, которые смогли. Если же вы думаете поступить и плыть по течению – всплывете где-то за кассой в McDonald’s.

Вторым способом получить рекламное образование в Украине являются частные школы и курсы рекламы. Менее доступные, но более увлекательные, они, за счет качества своего обучения и умеренного спроса на молодых креативщиков на рынке, еще больше уменьшают шансы найти работу выпускникам ВУЗов.

y_b152e706Обратив свои взгляды на запад, отечественные рекламисты полюбили идею рекламных школ, о чем говорит их растущее количество в Украине. Такие школы обещают студентам за несколько недель или месяцев обширные знания – практические и теоретические. К счастью, они выполняют обещания. Например, проекты Макса Бурцева и Сергея Вовка, при наличии у студентов желания, действительно могут вырастить очень сильных бойцов креативного фронта. Эти школы основаны опытными и сильными специалистами, знающими, что именно должен знать и уметь junior/mid креативщик.

Здесь вам и реальные кейсы, и реальные брифы: аward winning специалисты с украинских и зарубежных рекламных агентств – люди, которые еще вчера получали золотые награды на сценах фестивалей, а также креатив, брендинг, арт-дирекшн, моушн-дизайн, множество практических скиллов, которые вам 100% пригодятся в работе… Список получаемых знаний можно продолжать очень долго.

Преподают вам специалисты, которые действительно знают, как делается хорошая реклама.

Вместо академических 90 минут студенты работают дни напролет над своими очередными идеями, используют всевозможные креативные методики, находят инсайты и разрабатывают стратегии. В таких школах тебе не хочется списать на экзамене, да и самих экзаменов тут не бывает. Понимаешь, что люди, сидящие вокруг тебя, думают не о том, как бы им скорее сбежать домой и посмотреть сериалы – они пытаются решить этот долбанный бриф, который к концу воркшопа начинаешь ненавидеть всем сердцем.

С другой стороны, к частным школам стоит отнестись с осторожностью и дважды проверить то место, где из вас обещают сделать монстра рекламы. Некоторые курсы за приличную сумму усадят вас за парту и прочтут вслух книгу “Основы рекламы”. В лучшем случае – еще покажут несколько постов с adme.

w_07b2d4c3Если же вы сделали правильный выбор – мои поздравления. Школы улучшаются каждый день, предлагают новые курсы и интересные воркшопы… Казалось бы, идеальный вариант! Но даже на солнце бывают пятна: частные школы рекламы не запредельно дороги, но доступны явно не для всех. За несколько месяцев обучения вы можете заплатить сумму, которой хватило бы на пару лет контрактной учебы в ВУЗе. Естественно, преимущество частной школы очевидно, но все ли рискнут выбрать этот вариант, отказавшись от высшего образования в нашей стране? Добавим сюда необходимость обладания хотя бы базовыми навыками в выбранной сфере и слабенькое географическое покрытие. Получаем не самый простой, но явно лучший вариант рекламного обучения в Украине. Для дальнейшей работы в Украине. Можно ли двинуть на запад? Большой вопрос.

В следующей статье я расскажу, чем же меня привлекла Miami Ad School, чем она отличается от доступных у нас вариантов обучения и почему эта школа должна попасть в новогодний resolution креативщиков, мечтающих работать за границей.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Теги:
Ми в Телеграмі
підписуйтесь