Майор Том и Язычник: эволюция образов Дэвида Боуи
Работа над этим материалом была начата еще до новостей о смерти Дэвида Боуи. Именно поэтому bit.ua настоятельно рекомендует не воспринимать его как некролог. Это лишь еще одна попытка вспомнить бесчисленное количество образов и вечных песен великого музыканта.
Рок-н-ролльный вундеркинд (до 1967 года)
Судьба маленького Боуи была предрешена в тот самый момент, когда отец принес домой проигрыватель и коллекцию «американского» винила. 9-летний мальчик как губка впитывал записи Frankie Lymon and the Teenagers, The Platters, Fats Domino, Элвиса Пресли и Литтл Ричарда. Боуи был настоящим вундеркиндом: демонстрировал хореографические успехи, играл на фортепиано, подражая тому же Пресли, затем ему подарили пластмассовый саксофон…
Боуи и Кемп (1967)
Об этом редко вспоминают, но одной из ранних муз Боуи был танцор Линдси Кемп. Именно благодаря ему Дэвид обучился искусству перфоманса и перевоплощения в других персонажей, а затем активно сотрудничал с Кемпом во время разработки своих знаменитейших образов вроде Зиги Стардаста.
Майор Том (1969)
С выходом сингла «Space Oddity», ставшего в каком-то смысле визитной карточкой певца, к Боуи приходят первые лучи настоящей славы. В этой песне впервые появляется персонаж по имени майор Том – астронавт, вылетевший в открытый космос и потерявший контакт со своим центром управления. Блестящая аллегория на поколение хиппи, пребывающее в растерянности. Любопытно, что песня была выпущена одновременно с первой высадкой астронавтов на Луну.
Начало глэма (1970)
Выпустив пластинку «The Man Who Sold the World», Боуи фактически подготовил почву для нового жанра, который станет ключевым для 70-ых. Хэви-металлическое звучание альбома и злободневные тексты резко контрастировали с обложкой, на которой певец был запечатлен переодетым в женское платье. Дэвид заигрывал с андрогинностью, провоцировал общественность заявлениями о своей «открытой» сексуальной ориентации – и готовил мир к своему следующему персонажу.
Зигги Стардаст (1972)
Пожалуй, самое известное перевоплощение Боуи – это пришелец Зигги Стардаст, космический мессия и рок-звезда, который вознамерился спасти Землю с помощью своей музыки. «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» – альбом, который подарил жизнь так называемому «глэм-року». Стардаст напоминает персонажа какого-нибудь сай-фая, но экзотичность и новаторство костюмов Боуи, хореография его тогдашних выступлений в большей степени отсылают к японскому театру. А гитарист Мик Ронсон и его «тяжелая» гитара на этом альбоме предсказала появление панк-рока.
Изможденный Белый Герцог (1976)
Боуи мог бы эксплуатировать мегапопулярного Зигги Стардаста хоть до конца своей жизни, но он прекратил выступать в этом образе спустя всего лишь год. Дальше была пластинка «Diamond Dogs», записанная под влиянием романа Оруэлла «1984». Певец заинтересовался R’n’B, филадельфийским соулом. Но в 1976 году вышел альбом «Station to Station» – мрачноватый и визионерский, на котором и появилось следующее альтер-эго Боуи, Изможденный Белый Герцог. Лучше всего этот период в жизни Боуи можно описать следующими строчками: «It’s not a side effects of the cocaine / I’m thinking it must been love».
Берлинский период (1976 – 1979)
Чтобы избавиться от кокаинового пристрастия, Боуи перебрался в Берлин вместе со своим другом Игги Попом. Там он записал свою великую «берлинскую трилогию»: пластинки «Low», «Heroes» и «Lodger» и спродюсировал первые сольные альбомы Игги «The Idiot» и «Lust for Life». Музыкантам в работе активно помогали другие визионеры вроде Брайана Ино и участников группы King Crimson. В итоге записи всей этой компании в тот период во многом стали решающими для развития современной музыки – и это нисколько не преувеличение. Развитие того же пост-панка без «берлинской трилогии» просто немыслимо.
Суперзвезда (1983 – 1988)
80-ые запомнились активным участием Боуи в кино. Главная роль в вампирской арт-хаус классике «Голод» (1983). Король гоблинов в «Лабиринте» (1986) + песни для саундтрека. Понтий Пилат в «Последнем искушение Христа» Мартина Скорсезе (1988). В музыкальном плане певец выпустил хитовейшую пластинку «Let’s Dance» (1983) с компромиссным танцевальным звуком, которая и превратила его в мегазвезду.
Натан Адлер (1995)
В 90-ых Дэвид Боуи мастерски отработал все самые главные тогдашние жанры: от альтернативного рока до брейкбита. Но самой заметной стала пластинка «1.Outside» (1995), которая сюжетно основывалась на рассказе Боуи «Дневник Натана Адлера» и мрачных апокалиптических фантазиях о мире на пороге нового тысячелетия. Боуи вернул себе Ривза Гэбриэлса, взял в тур группу Nine Inch Nails и вовсю приветствовал индастриал-направление, что только добавило ему имиджа «отца музыкальной сцены», который, тем не менее, всегда готов к любым переменам.
Язычник (2002)
Давая интервью журналу Esquire по поводу выхода своего нового альбома «Heathen», Боуи заявил в интервью следующее: «Человек XXI века — это язычник: в нем нет внутреннего света, он много разрушает и мало создает, и, главное, он не чувствует в своей жизни присутствия Бога». Как видим, этот великий человек в очередной раз умудрился раньше всех поймать дух времени и его отобразить, ведь сейчас и пластинка, и сама цитата до сих пор звучат пугающе актуально. Через год Боуи выпустил новое высказывание в вечность – пластинку «Reality» – и замолчал на целых десять лет, постепенно перестав появляться на публике с концертами.
Заключительное слово (2013 – 2016)
Обложка альбома «The Next Day» (2013), первой пластинки Боуи за 10 лет, являет собой переделанную версию кавер-пикчер для альбома «Heroes» (1977). А музыкально этот альбом является таким себе дайджестом всего, что Дэвид записал за свою долгую карьеру. В песнях проглядывают и его ранние рок-н-ролльные опусы, и Зигги Стардаст, и увлечение соулом, и черно-белая берлинская хроника. Боуи, создавший плодородную почву для визуальной и музыкальной культуры не одного десятилетия, будто бы подводит черту под своим наследием, чтобы совершить признание: жить в этом «дивном новом мире» страшновато и ему самому. Но все же – стоит жить.
После «The Next Day» выходит пластинка «Blackstar» (2016), всего за несколько дней до смерти артиста. И на этом альбоме музыкант уже не боится ничего. «Blackstar» – головокружительная смесь из прошлого, настоящего и будущего, во время прослушивания которой меньше всего хочется раскладывать эту запись на какие-то тэги. Вместо этого лучше задуматься о других вещах – например, о жизни после смерти.