Спецпроєкти

Вопрос дня: что такое эффект Пигмалиона и почему пророчества сбываются для тех, кто в них верит


Что было первым - курица или яйцо? Редакция bit.ua пытается разобраться в эффекте Пигмалиона и исследованиях Роберта Розенталя о том, влияет ли наше знание о предсказании на то, сбудется ли оно на самом деле.

Древнегреческий миф о скульпторе Пигмалионе известен многим. Если кратко, то долгое время юноша отвергал женскую любовь, предпочитая её работе. Но однажды он вытесал из мрамора скульптуру идеальной женщины, в которую сразу же влюбился. Боги сжалились над ним и оживили его творение – Галатею. Психологический же феномен, о которым мы хотим поговорить сегодня, часто также называют эффектом Пигмалиона. Его открыл немецкий психолог Роберт Розенталь вместе со своей коллегой Ленорой Якобсон. Суть этого эффекта заключается в том, что, когда человек получает определенное пророчество, его действия и интерпретация реакций окружающих способствует осуществлению прогноза.

Например, когда человек с заурядной внешностью считает себя привлекательным, он получает больше внимания от противоположного пола, чем тот, кто обладает выдающимися физическими данными, но не верит в свою харизму. Примечательно, что этот эффект наблюдается в абсолютно разных сферах, начиная с науки. Например, антрополог, наблюдая за жизнью определенного племени, меняет её характер одним фактом своего наблюдения.

bal-rb-then-class-room-19540907В 1966 г. Розенталь и Якобсон провели в одной из начальных школ Сан-Франциско свое исследование. В начале учебного года прошло тестирование, результаты которого должны были выявить детей с высоким уровнем IQ, который должен был бы проявиться в течении нескольких месяцев. После этого психологи отобрали по три учителя в каждой из шести параллелей и сообщили им фиктивные данные теста, назвав имена средних по успеваемости детей, которым в будущем якобы предстояло сделать скачок в интеллектуальном развитии.

Повторное тестирование в конце года показало, что уровень IQ испытуемых действительно существенно повысился.

Розенталь объяснил это влиянием ожиданий учителей на успеваемость учеников. Педагоги, которые получили предсказание, по отношению к тестируемым детям начали вести себя более открыто и дружелюбно, вдохновляя их и давая большую возможность проявить свои творческие и познавательные задатки. Все вместе это способствовало улучшению учебного процесса, так как ожидания, мотивация и представление учеников о самих себе изменились к лучшему.

Похожий эксперимент в конце 80-х провели психологи Р. Кертис и К. Миллер. Они разбили по парам группу незнакомых между собой студентов колледжа, сообщая одному человеку из пары, либо что его партнер ему симпатизирует, либо – испытывает антипатию. Когда парам дали возможность пообщаться, было обнаружено, что те, кто считал себя симпатичным партнеру, вели себя более дружелюбно, стараясь избегать разногласий и сглаживать острые углы в разговоре. Согласно опросу, люди, которые считали, что нравятся своему коллеге, действительно нравились ему больше, чем те, кто якобы испытывал к нему чувство неприязни. Таким образом было установлено, что в разрезе прогнозов студенты в парах начинали копировать поведение друг друга.

Похожие эксперименты проводились и в военных учреждениях, когда нескольким группам добровольцев давали задание одновременно совершить марш-бросок.

Каждой группе называли разную (одинаковую, на самом деле) дистанцию, которую нужно было преодолеть, причем, к финишу последними всегда приходили те, кто считал, что идет дольше других.

Несмотря на кажущиеся преимущества этого психологического феномена, до недавнего времени почти никому не удавалось повторить успех эксперимента Розенталя. В одних случаях зафиксировать феномен просто не удавалось, в работе же психолога-первооткрывателя поведение учителей вообще не отслеживалось, что дало почву для вольных и неоднозначных толкований.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Теги:
Ми в Телеграмі
підписуйтесь