Жить неспеша: как и зачем возникло движение slow life
Slow life – социальное движение, цель которого – замедление ритма жизни. Некоторые еще называют его лайфстайл-выбором, ведь стиль существования в духе «быстрее, сильнее, выше» по душе далеко не каждому.
Символично, что толчком, вызвавшим появление этого движения, стал Макдональдс. В 1986 году итальянец Карло Петрини организовал акцию против открытия в центре Рима популярного фастфуда. Демонстранты держали в руках тарелки с пастой и скандировали: «Мы хотим медленную еду!». Акция стала началом движения slow food, которое официально было создано в 1989 году. Его принципы строятся на сохранении региональных кухонь, поддержании здорового питания и культуры традиционного застолья.
Заведения, которые разделяют эти идеи, часто изображают в меню или возле вывески улитку – символ движения. Активисты slow food организовали собственное издательство, фонд защиты биоразнообразия гастротрадиций и даже основали Университет гастрономических наук. Благодаря им удается сохранить и возродить многие исчезающие продукты национальных кухонь. Так, в Италии заново запустили процесс производства больше 130 видов, среди которых черный сельдерей и лиловая спаржа.
Философия неспешности и вдумчивого потребления за последние несколько лет распространилась на многие области, начиная от церкви и заканчивая стартапами. Вслед за концепцией медленной еды появилась потребность изменений и в сфере образования. Slow education возникло в 1988 году в Великобритании в ответ на новый закон о стандартизации школьной программы и сокращении финансирования государственных школ.
Учителя также выступили против возрастания концентрации материалов и широкого внедрения тестирования: считается, что ученики не способны качественно усвоить то количество материалов, которая в сжатые строки требует программа. Вследствие этого началась волна появления учебных заведений, работающих по педагогическим системам Монтессори и Штайнера.
«Удовольствие превыше прибыли, человек важнее работы, неспешность приятнее суеты», – руководствуясь такими принципами, в 1999 году четыре мэра итальянских городов основали движение Cittaflow («медленный город»).
Главной же целью тут считается улучшение качества жизни в городах за счёт замедления темпа жизни. Внимание уделяют противостоянию глобализации, защите окружающей среды, созданию условий для здорового образа жизни. Достигается это разными способами, например, созданием новых зеленых и пешеходных зон, внедрением экотехнологий и сокращением транспорта. Примечательно, что полноправным членом организации Cittaflow может стать только город с населением не больше 50 000 человек, а если это число выше, населенный пункт получает звание «Сторонника Медленного города».
Сторонники движения slow travel никогда не отправятся в тур «7 стран за 5 дней» – они вряд ли воспользуются даже самолетом. А все потому, что слишком быстрое перемещение уменьшает удовольствие от путешествия, притупляет впечатления и отбивает желание глубже познать местную культуру. В 2009 году журналистка Ники Гарднер опубликовала манифест движения, главная мысль которого – медленные путешествия не являются вопросом денег или привилегий, это состояние души.
Наверное, самым необычным проявлением увлечения форматом slow life стали СМИ.
В 2010 году немецкие активисты основали Институт Slow Media, борющийся с культурой быстрого потребления информации. Тут пытаются изменить отношение потребителей к медиа, повысить журналистскую ответственность за материалы. А годом ранее норвежский телеканал NRK2 показывал зрителям 7-часовой фильм “Бергенсбанен: минута за минутой”, демонстрирующий путь поезда из Бергена в Осло в режиме реального времени. Очень символично, если вспомнить, что одной из первых лент в истории кино была «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер. Тем не менее, норвежский фильм посмотрело более миллиона зрителей.
Это говорит о том, что география движения slow life будет продолжать расти, причем, прямо
пропорционально скорости развития современного мира.