Cпецпроекты

Тихие американцы: почему за «В центре внимания» хочется болеть на «Оскаре»


0 2479 12
Владислав Недогибченко посмотрел "В центре внимания", который считают одним из ключевых претендентов на Оскар в этом году. И понял, что за него хочется болеть уже по причине заоблачной, по современным меркам, интеллигентности.

Начало 2000-х, о смерти газет вроде бы пока еще не думают, но конкуренция в медиа в самом разгаре. В Boston Globe провожают на пенсию старого редактора, и тут же встречают заезжего нового. Тот на рожон не лезет, но на всякий случай говорит, что какой бы хорошей газета ни была, можно стать еще лучше. И предлагает журналистам покопаться в залежавшейся истории бостонского священника, когда-то обвиненного в педофилии. Группа голливудских звезд, одна краше другой, подступает к теме с разных сторон. Вдруг выясняется, что священник был ни один, а возможно 13, а возможно, 50, а может, еще больше. Да и жертвы, фигурировавшие в деле — даже не верхушка, а только кончик айсберга. Ниточки с разных сторон ведут к большому клубку, который по разным причинам закатился куда-то за шкаф национальных медиа.

01/3

Жанр тихого процедурала, в котором актеры первой величины снуют из одной сцены в другую, разговаривают по телефонам и делают себе какие-то заметки — явление для американского кино не новое, но оттого не менее уникальное. А как еще по-честному рассказывать истории редакторов, журналистов, писателей и других спокойных профессий, в которых драма уже произошла, а мы на экране лишь собираем урожай из ее последствий. Такое было в классической «Всей президентской рати». Клуни продолжал эксперимент в «Спокойной ночи и удачи», добавив к нему визуальные излишества черно-белой картинки. Рон Ховард прибавлял голливудской драмы во «Фросте против Никсона». И так далее.

«Спотлайт» не спекулирует на теме церковных скандалов, при всей ее спекулятивной привлекательности. 

То, что «В центре внимание» со своей повествовательной интеллигентностью выходит на большие экраны в 2016 году — это уже само по себе роскошь. То, что она добирается до украинского проката, где скорее всего пройдет незамеченной, — это уже расточительство.

Режиссер Том МакКарти, широкому зрителю более известный в качестве второпланового актера, самоотверженно обращается к удивительно немодным сегодня категориям. И за счет этого выигрывет. Он мало того, что рассказывает старомодную историю о газете (!), так еще и не пытается пустить пыль в глаза или нагонять излишнюю драму там, где ее в реальной жизни скорее всего не было. В кадре у МакКарти хоть и ходят Рэйчел МакАдамс, Марк Руффало и Джон Слэттери, все они намеренно весьма ограничены в действиях, равно как и журналисты, чьи личности они воссоздают.

01/2

Особая эстетика такого журналистского процедурала обусловлена экзотичными для нас нам рабочими стандартами. Тем, что где-то в мире есть такой вот отдел Spotlight, в котором люди занимаются серьезными расследованиями, и на которые они могут тратить недели, а если надо — и месяцы. Персонажи «Спотлайта» — это что-то вроде чести и совести, — понятия, которые, как известно, существуют вне времени и географии. Они (как и фильм о них) берут исключительно умом и выдержкой. «Спотлайт» не спекулирует на теме церковных скандалов, при всей ее спекулятивной привлекательности. И суть тут не в поворотах сюжета или детективных фабулах. Суть — в безымянных everyday heroes, борющихся с некой мифической системой, как боролся их коллега в последнем сезоне «Прослушки» (в котором МакКарти, по иронии судьбы, играл самого беспринципного журналиста).

Да и в конце концов. В 2016 году нам попросту нужна такая история. История о людях, которые сидят в своем отдаленном кабинете, честно перебирают бумаги, долго и нудно общаются с людьми, собирают информацию, не гоняются за лайками и шейрами, и получают за это какие-то — небольшие, но и не стыдные — деньги, и при этом тихонечко меняют мир вокруг себя. А то, что в реальности все это произошло добрый десяток лет назад — уже детали.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: