Спецпроєкти

Красота по-американски: впечатления от «Бэтмена против Супермена»


Владислав Недогбиченко предполагает, что Заку Снайдеру за "Бэтмена против Супермена" достанется от всех. Но предупреждает, что все не так просто.

Бэтмен (Аффлек) уже не тот. Не в смысле, что плохой, а в смысле – то, к чему вы привыкали в последних трех фильмах Нолана, забудьте сразу. Инопланетное вторжение в самом начале фильма являет нам крепкого набычившегося мужика с интеллигентным прищуром, который никому не доверяет и по умолчанию ненавидит Супермена (Кэвилл). Тот не отстает и относится к человекообразной летучей мыши свысока. Все это от недостатка любви – общественность Готэма и Метрополиса перестала жаловать обоих. Одного травят за неподконтрольность, другого – за агрессивные методы. Мало того – на горизонте появляется гитлерообразный неврастеник Лекс Лютор в лице Джесси Айзенберга, который охотится за оставшимся после вторжения криптонитом, чтобы, естественно, сотворить что-то ужасное. And he, как говорится, will.

Еще более глупой затеей, чем попытка пересказать сюжет нового детища Зака Снайдера, будет поход на сеанс с включенным режимом придирчивой аналитики. «Бэтмен против Супермена» совсем о другом, и фильм честно признается в этом с первых же сцен.

01/3

К чему шли все экранизации комиксов последние годы? К сокращению дистанции с неподготовленным зрителем. С легкой руки Нолана Бэтмен из инфернального супергероя стал вполне себе обычным парнем с кучей гаджетов и социальными проблемами вокруг. С легкой руки Уидона «Мстители» перестали быть развлечением только лишь задротов и фанатов комиксов. Iron Man, как говорил сам Дауни младший, был хорош тем, что вполне мог бы случиться в реальности в недалеком будущем. Недавний «Дэдпул» и вовсе стал эталоном взрослого туалетного юмора. Одним словом, индустрия делала все для того, чтобы приблизить супергеройские истории к широкой аудитории. Так вот: Зак Снайдер плевал на все это «очеловечивание» с высокой колокольни. И уже за этот нонконформизм его стоит уважать.

«Бэтмену против Супермена» явно достанется от всех.

Сложно (точнее, наоборот – очень легко) представить себе, как будут изощраться фейсбучные кинокритики в обнаружении сюжетных дыр и нелогичностей повествования. Как будут злопыхать профессиональные критики от неуемной тяги Снайдера к героическому пафосу – это сегодня-то, когда все уже несколько лет как взяли курс на тотальную самоиронию. Как будут негодовать случайные зрители от того, что их толкают во вселенную с кучей необъясненных вещей безо всякой страховки (в этом смысле как минимум «Человек из стали» и правда весьма желателен к просмотру). Короче говоря, если задаться целью в чем-то уличить фильм, стараться особо не придется – поводы для этого посыпятся как из рога изобилия.

Но есть и другой путь. В одной из сцен Лекс Лютор смотрит на полотно с ангелами и демонами в своем кабинете и рассуждает о том, что его давно пора перевернуть, мол, теперь-то мы знаем, демоны на самом деле придут с небес, а не из-под земли. Так вот, снайдеровский фильм – это что-то сродни этого полотна. Произведение, полное условностей и какой-то мифологической красоты. Одно не отделимо от другого. И чем раньше это понимаешь, тем больше удовольствия успеешь получить.

Это кино, полное условностей и какой-то мифологической красоты. Одно не отделимо от другого. 

Снайдер – визуал и визионер, чье художественное образование лезет тут из всех щелей, затмевая не только повествовательный прагматизм, но порой и здравый смысл. В кадре он творит что вздумается. Стоит ему захотеть, как в белом тумане только что разрушенного здания рядом с Аффлеком пробегает лошадь, и вопросы о том, откуда она взялась в центре города, как-то разом уходят на второй план. Хочет – переодевает Бэтмена в брутальные металлические латы, превращая того в античную статую. Хочет – играется с психоделическими сновидениями, которые всегда застают врасплох, даже несмотря на свою цикличность. Да что там говорить, если новый дворецкий Брюса Уэйна – сам Джереми Айронс?!

01/3

Снайдер действительно выстраивает из пафоса и серьезности вавилонскую башню. Та обрушивается под своим собственным весом, но делает это настолько громко, эффектно и живописно, что в какой-то момент задумываешься, а может в этом и был ее смысл? Да, Снайдер каждый свой фильм пытается снять так, будто это библейский эпос, на который он всю жизнь собирал деньги и больше никогда не соберет. И вопрос лишь в том, принимаешь ты это или нет. В конце концов, кто еще сможет превратить разодетых попкультурных идолов в 2,5-часовую оперу с буквальностью мифа о богах и людях?

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram