Cпецпроекты

Зачем идти на выставку «Тіні забутих предків»


0 145 21
В среду в Мистецьком Арсенале откроется выставка «Тіні забутих предків», посвященная культовому фильму Сергея Параджанова. Об идее, концепции и знаковых моментах мы пообщались с её кураторами – Андреем Алферовым и Павлом Гудимовым.

index

Андрей Алферов, куратор проекта, кинокритик

Вот мы плохо умеем красить заборы в жовто-блакитний или руйнувати пам`ятники Леніна, но решили, что не можем пройти мимо такого значительного произведения, как «Тіні забутих предків» и нужно сделать выставку, которая бы показала «химический анализ» этого фильма, а с ним – и его живучесть.

Идея выставки родилась в апреле прошлого года в Париже, ведь несмотря на 50-летие, фильм отбрасывает свои «тени» и на современность: как на отечественное, так и на западное кино. Поэтому концепция выставки укладывается в термин «творческая лаборатория».

Для своего времени фильм был авантюрой, в которую мало кто верил, но он уже тогда опережал свое время и теперь выглядит дико современным, хоть и не до конца исследованным.

11

Павел Гудимов, куратор проекта, основатель арт-центра «Я Галерея»

Над выставкой работает 45 людей + техперсонал + волонтеры.

Уже возле входа в Арсенал гости погружаются в атмосферу гуцульской культуры. В зале размещена лаунж-зона, фудкорт с экспериментальной гуцульской кухней, дизайнерский магазин, где можно будет приобрести сувениры – все будет пахнуть деревом и сеном. В кинотеатре на 50 мест будут беспрерывно демонстрировать отреставрированную версию фильма «Тени забытых предков».

Залы Арсенала, как и сцены в фильме, носят свои названия: «Красное», «Этнография», «Авторы», «Любовь небесная и Любовь земная» и другие. В зале «Невидима сокира», например, акцент сделан на двойственной судьбе фильма: после показа 4 сентября 1965 года на сцену кинотеатра вышел Иван Дзюба и сообщил о волне арестов украинской интеллигенции. Его речь поддержали Василий Стус, Вячеслав Черновол и часть присутствующих в зале. После этого события фильм был в шаге от запрета, его творцы и участники выступления – в разной степени наказаны, а в то же время заграницей лента получала награды и гармонично вписывалась в мировой кинопроцесс.

Я поехал в Италию, чтобы своими глазами увидеть картину Тициана «Любовь небесная и Любовь земная» — Параджанов очень ею вдохновлялся и я понял, почему. Это практически синопсис фильма: «Любовь небесная и Любовь земная» – Маричка и Палагна для Ивана.

1

В рамках проекта издается 5 книг, которые компилируют проведенные исследования: большой каталог с детальной информацией на 500 страниц, два маленьких буклета на английском и украинском языках на 96 страниц, книга «Тіні забутих предків. Графічні історії» — исследование легенд вокруг фильма с помощью формы комикса, и книга «Микола Сеньковський. Карпатські листівки 1925–1932», где собраны фотографии Карпат начала ХХ века.

Выставка раскрывает связи фильма с современным искусством: кроме экспонирования творчества современных художников (Николая Малышко, Тиберия Сильваши, Антона Логова), организаторы привлекают к сотрудничеству режиссеров с короткометражками-рефлексиями (Кирилл Серебренников и Игорь Подольчак) и режиссера Святослава Лунёва.

8

Кураторы особенное внимание уделили отношениями творцов фильма с властью. Во-первых, была попытка развенчать некоторые мифы (например, узнали, что лента хорошо финансировалась и получала позитивные отзывы от киностудии им. А. Довженко). Кроме того, идет обращение к феноменам того времени: пропуск цензурой украиноязычного фильма и показ сцены с оголенной Палагной. Фильм «успел» выйти во времена «оттепели», иначе при Брежневе его бы обязательно запретили.

Для описания того времени и раскрытия его сути используется таймлайн – в проекте демонстрируются события из политической, культурной, технической сфер периода 60-х, на фоне которых и возник этот культурный феномен.

5

Кураторы демонстрируют незаурядность «творческой лаборатории» — группы художников, которая собралась во время киносъемок. С помощью интервью, воспоминаний, фотографий будут раскрыты личности режиссера Сергея Параджанова, оператора Юрия Ильенка, художника-постановщика Георгия Якутовича, композитора Мирослава Скорика, художника по костюмам Лидии Байковой, актеров Ларисы Кадочниковой, Ивана Миколайчука, Спартака Багашвили, Татьяны Бестаевой.

Материал выставки отошел от традиционной подачи, особенно, текстовый: экспозицию дополняют комиксы, которые передают легенды и неподтвержденные истории, повествующие о создании фильма.

7

Летом была проведена экспедиция на Гуцульщину, которая помогла собрать этнографические материалы и опросить свидетелей киносъемки.

В рамках проекта експонируются материалы из многих музеев, например, автентичные гуцульские костюмы и декорации из фильма.

9

Во время выставки можно заметить параллели с классическим искусством, которым могли вдохновиться авторы фильма: например, образы Марички и Палагны перекликаются с картиной Тициана «Любовь земная и Любовь небесная».

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: