Cпецпроекты

Эволюция супергероев: от древних мифов до поп-культуры


0 4408 12
Кто придумал супергероев, что общего у Одиссея и Дэдпула и почему Супермена считали эмигрантом – разбиралась редакция bit.ua.

Если бы историки и любители комиксов знали, как много общего в их интересах, они наверняка бы объединялись в фан-клубы. На первый взгляд, связи никакой, но, если учесть, что изобрели велосипед придумали супергероя не американцы, а древние греки, наделив его нечеловеческими способностями, все становится на свои места. Древнегреческая религия, а вместе с ней и мифология возникли около 2000 года до н.э. Уже через 150 лет после этого были построены Афины, названные так в честь богини мудрости. Греки были политеистами, в пантеоне которых преобладали человекоподобные боги и герои, а существам абстрактным приписывались антропоморфные черты.

Возникновение мифов было связано с потребностью понять и объяснить окружающую действительность, её явления, а также стремлением человека найти свое место в ней. Так, в системе верований появились титаны, боги-олимпийцы и герои. Первые олицетворяли собой стихии и природные катастрофы и отличались огромным ростом – в более поздних мифах их отождествляют с гигантами. Олимпийцы были потомками первых богов и титанов – они считались верховными божествами, которые обитали на горе Олимп, и каждый из них обладал особым умением – Посейдон, например, управлял водной стихией, подчинял себе потоки, вызывал бури, разламывал земную твердь, образовывая новые родники. Героями же считались смертные потомки богов и людей – они обладали выдающимися физическими способностями и особыми талантами: Одиссей был героем-хитрецом, отличавшимся великим умом, Орфей мог подчинять людей силой музыки, а о 12 подвигах Геракла вряд ли кто-то не слышал.

завантаження

В своих мифах древние греки воспевают сверхчеловека, наделяя его рядом отличительных черт, которые позже мы находим и у супергероев. Для этого рассмотрим периоды, которые принято считать Золотым, Серебряным и Бронзовым веком комиксов.

Издательство DC Comics было основано в 1934-м, а уже 4 года спустя сорвало джек-пот, выпустив комикс о Супермене. Отчасти его популярности способствовали эмигранты – в Америку ежемесячно прибывало огромное количество людей, вынужденных частично отказаться от своей культуры и пребывающих в поисках новой. Культуровед Тимоти Аарон Певи даже утверждал, что сценаристам удалось создать «персонажа-иммигранта, желавшего соответствовать американской культуре, как американец». Второй причиной стала простота и понятность героя по сравнению с остальными. Обложка, на которой Супермен изображен с поднятой на руках машиной, удивляла и привлекала внимание – на волне его популярности другие супергерои начали появляться, как на дрожжах. В период с 1939 по 1941 год мир узнал Бэтмена и Робина, Зеленого Фонаря, Флэша, Человека-Факела, Капитана Америку и многих других.

Вторая мировая война увеличила продаваемость комиксов в несколько раз: люди искали способ познать и приблизить победу добра над злом, поэтому простые парни со сверхспособностями пользовались неизменным успехом. Некоторые издательства даже развили сюжетные линии о войне, заставляя своих героев драться с Гитлером и нацистами. Тиражи того времени превышали миллион экземпляров в месяц, а комиксы об анимационных персонажах Диснея – даже два.

завантаження (1)

Не обходили стороной и другие актуальные темы. Так, после сброса ядерной бомбы на Хиросиму появились герои с ядерными способностями – Атомный Человек и Атомный Громовержец. Примечательно, что персонажи со схожими способностями появились и в детских комиксах: Атомная Мышь и Атомный Кролик помогали младшему поколению справляться со страхом возможной ядерной атаки. Несмотря на это, популярность супергероев начала убывать до середины 50-х.

Началом Серебряного века считают перезапуск версии Флэша в 1956-м году. После его успеха авторы начали возрождать к жизни комиксы о Зеленом Фонаре, Человеке-Ястребе, Лиге Справедливости. Примечательно, что в ходе работы прежними остались только псевдонимы героев, а все остальное, начиная от личностей и заканчивая костюмом, подверглось переосмыслению. Даже место магии, наделявшей героев суперспособностями, заменила наука. Например, кольцо Силы Зеленого Фонаря, которое позволяло ему осуществлять телекинез и полеты, в ранней версии подпитывалось магически, а в более поздней – было создано Стражами Вселенной для её защиты.

Еще одной характерной чертой того времени стало очеловечивание супергероев – зрителей стали утомлять однотипные подвиги, поэтому сценаристы Marvel во главе со Стэном Ли создали Фантастическую четверку. Во-первых, её персонажи не скрывали свою личность, в отличие от других героев жанра. Во-вторых, они были связаны близкими связами, что позволяло существенно расширить сюжетную линию – герои ссорились, мирились, искали себя, попутно успевая спасать мир. После них остальные суперлюди начали сходить с импровизированного Олимпа, все более уподобляясь человеку в его слабостях и чертах характера.

70-е и 80-е стали временем циничных супергероев: Зеленой Стрелы, Росомахи, Карателя. Все чаще борьба со сверхъестественным злом чередовалась с мелкими проблемами, донимавшими американцев: герои разбирались с коррупционерами, уличали расистов, спасали бедных, отбирая у богатых (да, Робин Гуд тоже служил прообразом во имя индустрии развлечений). Несмотря на то, что некоторые персонажи в это время показываются не с лучшей стороны, удивляют своими слабостями или пороками, интерес у зрителя они вызывают не меньший, чем их «коллеги» с незапятнанной репутацией. Почувствовав это, сценаристы продолжают ломать традиции: например, убивают Супермена (воскрешая его через год) или ломают Бэтмену позвоночник. Символом и апогеем этого движения в 90-х становится Дэдпул – боец, в арсенале которого не только последние новинки оружия, но и огромный запас искрометного черного юмора. Таким образом, супергерой проходит эволюцию от «небожителя» до антигероя, осознающего, что он внутри комикса.

giphy-3

Что же общего между героем мифов и супергероем? Во-первых, они часто олицетворяют собой стихии – чего стоит только «набор» персонажей из серии «Люди Икс»: здесь и Шторм, способная вызвать бурю, и Магнето, управляющий магнитным полем, и Айсмен, способный охладить излишний жар Пиро. Во-вторых, владеют «магическими» предметами, дающими особые способности. Так, у Гермеса есть крылатые сандалии, позволяющие летать, у Тора – супермолот, у Зеленого Фонаря – кольцо Силы, благодаря которому он может летать и управлять энергией, у Железного Человека – его костюм.

Достаточно часто и в мифологии, и в комиксах создателями предметов, придающих силу, становятся сами герои: бог-кузнец Гефест, например, изготовляет уникальные артефакты чуть ли не для всей братии олимпийцев, в то время, когда Бэтмен и Железный Человек «работают на себя», компенсируя отсутствие суперспособностей особыми костюмами и снаряжением. Хотя не только благодаря этому можно было войти в ряды супергероев: особым мифологическим архетипом считается трикстер – человек, дух или божество, отличающееся особым умом, хитростью и чувством юмора и играющее по своим правилам. Яркими прообразами его считается Одиссей, Робин Гуд, Гермес, Женщина-Кошка, Дэдпул.

Исследователи из ВВС напрямую связывают супергероев с полубогами. Только если в случае с последними особые способности передавались по наследству (от союза смертного человека и божества), то герои комиксов чаще получали их неожиданно – через радиационное облучение, посредством научного эксперимента или даже попав под удар молнии. Причем, если в более ранних версиях графических романов балом правила магия непонятного толка и происхождения, то позже её почти полностью вытеснила наука и её достижения по созданию сверхчеловека.

GalleryChar_1900x900_Catwoman_52ab9c21818074.19952677

Поскольку кино дало толчок новому переосмыслению персонажей, выведя их из тупика сюжетных линий и вернув к истокам сценария, говорить о появлении супергероя следующего поколения пока рано. А пока тенденции движутся в сторону еще большего очеловечивания звезд комиксов. И кто знает – может, в скором будущем спасение мира отойдет на второй план, уступив место внутренней рефлексии героя.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: