Объясните на пальцах: «Олимпия» Мане
В прошлый раз разбирали символы на картине «Американская готика» Гранта Вуда, сегодня же рассмотрим одно из наиболее скандальных французских полотен XIX века.
Эдуард Мане нарисовал «Олимпию» в 1863 году, а двумя годами позже представил её на Парижском салоне, где она вызвала бурю негодования и насмешек. Что же такого особенного было в полотне, спровоцировавшем подобную реакцию, беря во внимание, что изображение оголенного тела на то время для французов было вовсе не новинкой? Попробуем рассмотреть картину более внимательно.
⇔
На белоснежной постели, укрытой цветочным покрывалом, на горе подушек полулежит обнаженная женщина. Одной рукой она опирается на подушки и держит кончик покрывала, вторая же мирно покоится у нее на бедре. При том, что из предметов одежды на женщине только украшения, туфли и цветок в волосах, в глаза бросается её полная невозмутимость. Впечатление усиливается тем, что смотрит она не в бок или на служанку, а прямиком на зрителя, заставляя того чувствовать себя словно пойманным за подглядыванием. У ног модели щетинится черная кошка, что, с одной стороны, добавляет полотну непосредственности, а с другой – вызывает чувство тревожности.
⇔
На заднем плане темнокожая служанка преподносит женщине роскошный букет в упаковочной бумаге – своеобразное подношение от незримого гостя. Кто же он? Ответ кроется не только в фигуре женщины, но и в названии картины – «Олимпия». Такое звучное имя в Париже 19-го века зачастую брали дорогие куртизанки, его же носила и представительница этой профессии в романе младшего Александра Дюма «Дама с камелиями». Неожиданным образом Мане посягнул на святое – показал обнаженной не Данаю, Венеру или другую мифологическую женщину, а вполне реальную свою современницу в один из моментов её трудовых будней.
⇔
Такого высшее парижское сословие простить не смогло – к картине пришлось даже приставить охрану, чтобы защитить её от актов вандализма. Сотни людей выстраивались в очередь, чтобы продемонстрировать свое негодование, плюнув на картину или ударив её тростью. Критики только разжигали интерес публики, называя «Олимпию» наиболее циничным произведением века и советуя особам молодым, впечатлительным и беременным воздержаться от посещения салона. Унять ажиотаж вокруг картины удалось, переместив её в самый дальний выставочный зал на высоту, с которой она была почти не видна.
⇔
Непризнанная при жизни Мане, картина обретает известность только спустя несколько десятилетий после его смерти. Поначалу друзья художника выкупают полотно у вдовы Эдуарда, дабы принести «Олимпию» в дар государству, которое, стоит признать, принимает её крайне неохотно. Почти через 20 лет произведение без лишнего шума переносят из Люксембургского дворца в Лувр, и только в 1947 году оно удостаивается славы в Музее импрессионизма.