Cпецпроекты

Объясните на пальцах: «Олимпия» Мане


0 5445 5
Редакция bit.ua продолжает рубрику о произведениях искусства, их зашифрованных символах и том, что хотел сказать автор. В новом обзоре — «Олимпия» Эдуарда Мане.

В прошлый раз разбирали символы на картине «Американская готика» Гранта Вуда, сегодня же рассмотрим одно из наиболее скандальных французских полотен XIX века.

Эдуард Мане нарисовал «Олимпию» в 1863 году, а двумя годами позже представил её на Парижском салоне, где она вызвала бурю негодования и насмешек. Что же такого особенного было в полотне, спровоцировавшем подобную реакцию, беря во внимание, что изображение оголенного тела на то время для французов было вовсе не новинкой? Попробуем рассмотреть картину более внимательно.

На белоснежной постели, укрытой цветочным покрывалом, на горе подушек полулежит обнаженная женщина. Одной рукой она опирается на подушки и держит кончик покрывала, вторая же мирно покоится у нее на бедре. При том, что из предметов одежды на женщине только украшения, туфли и цветок в волосах, в глаза бросается её полная невозмутимость. Впечатление усиливается тем, что смотрит она не в бок или на служанку, а прямиком на зрителя, заставляя того чувствовать себя словно пойманным за подглядыванием. У ног модели щетинится черная кошка, что, с одной стороны, добавляет полотну непосредственности, а с другой – вызывает чувство тревожности.

На заднем плане темнокожая служанка преподносит женщине роскошный букет в упаковочной бумаге – своеобразное подношение от незримого гостя. Кто же он? Ответ кроется не только в фигуре женщины, но и в названии картины – «Олимпия». Такое звучное имя в Париже 19-го века зачастую брали дорогие куртизанки, его же носила и представительница этой профессии в романе младшего Александра Дюма «Дама с камелиями». Неожиданным образом Мане посягнул на святое – показал обнаженной не Данаю, Венеру или другую мифологическую женщину, а вполне реальную свою современницу в один из моментов её трудовых будней.

Такого высшее парижское сословие простить не смогло – к картине пришлось даже приставить охрану, чтобы защитить её от актов вандализма. Сотни людей выстраивались в очередь, чтобы продемонстрировать свое негодование, плюнув на картину или ударив её тростью. Критики только разжигали интерес публики, называя «Олимпию» наиболее циничным произведением века и советуя особам молодым, впечатлительным и беременным воздержаться от посещения салона. Унять ажиотаж вокруг картины удалось, переместив её в самый дальний выставочный зал на высоту, с которой она была почти не видна.

Непризнанная при жизни Мане, картина обретает известность только спустя несколько десятилетий после его смерти. Поначалу друзья художника выкупают полотно у вдовы Эдуарда, дабы принести «Олимпию» в дар государству, которое, стоит признать, принимает её крайне неохотно. Почти через 20 лет произведение без лишнего шума переносят из Люксембургского дворца в Лувр, и только в 1947 году оно удостаивается славы в Музее импрессионизма.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: