Вспомнить все: рецензия на мультфильм “В поисках Дори”
Прошел год с тех пор, как мнительная и серьезная рыба-клоун Марвин с рыбой-склеротиком Дори нашли потерявшегося Немо. Вроде бы на рифе все спокойно, дети ходят в школу, Дори пытается социализироваться, но вдруг ее накрывают внезапные флэшбеки. Дори вдруг понимает, что где-то на другой стороне океана у нее тоже есть родители, но упорно не может вспомнить, как именно она их потеряла.
По сюжетным меркам в океане может быть и прошел всего год, а в реальной жизни с момента выхода уже ставшего классикой «В поисках Немо» их пронеслось, страшно признаться, 13. За это время многое изменилось как в рамках индустрии, так и с теми, кто на этих мультфильмах рос или взрослел. Pixar снова снимает фильм о самом главном – о семье, и несмотря на то, что эта тема была поднята уже неприличное количество раз, внезапный сентиментальный эффект калифорнийским аниматорам снова удается вылить на тебя словно воду из ведра.
Если разбирать «В поисках Дори» по сухим киноведческим категориям, то становится ясно, что это еще один хороший (или даже отличный) мультфильм Pixar – не больше, не меньше. Не сильнее, но и не слабее оригинала. С вагоном неочевидного юмора (хотя, возможно, не таким большим, как в «Мыслями наизнанку»), с многослойной драматургией (хотя и не такой многослойной, как где-нибудь в «Уолли»).
Здесь все с самого начала напоминает о наследии, которое люди из Pixar формировали еще задолго до того, как конкуренты по индустрии научились штамповать попкорновые пустышки вроде посипак и плоских говорящих животных. «В поисках Дори» – это пример штучной, хоть и не менее массовой анимации. В которой помимо гэгов и умилительных физиономий есть, извините, смысл.
Эндрю Стэнтон берет какое-то время на разбег – первые минут 20 «В поисках Дори» радует скорее внешней оболочкой, чем содержанием. Но позднее режиссер явно входит во вкус: когда надо, подкидывает пугающе актуальные образы вроде осьминога-мизантропа, когда все слишком сентиментально – сбивает пафос маневренными микро-сценками об очень человеческих проблемах обитателей глубин (в этом смысле «В поисках Дори», возможно, одна из самых человеческих историй Pixar). Короче говоря, манипулирует зрительскими чувствами, как того требует момент.
Но самый главный эффект «В поисках Дори» скрывается даже не в самом мультфильме, а в какой-то феноменальной ностальгической связи, уходящей корнями в начало 2000-х (а то и в конец 90-х). Если вы из тех людей, кто смотрел «В поисках Немо», «Историю игрушек» или «Корпорацию монстров» в том возрасте, когда еще не были прожженными циниками, то готовьтесь пускать слезу – в зоне поражения Стэнтона именно такой зритель становится главным пушечным мясом. И пускай «В поисках Дори» по меркам Pixar вряд ли можно назвать великим мультфильмом, под него очень хочется пустить слезу и позвонить родителям. А заодно вспомнить, какими ты был 15 лет назад и понять, во что превратился.