“Непонимание близких бывает очень часто”: косплееры о себе и своем творчестве
Сталкиваясь с ними на различных мероприятиях и гик-тусовках, многие задаются вопросом, чем эти ребята живут в реальной жизни. 10-11 сентября на территории выставочного центра «АККО Интернешнл» состоится второй международный фестиваль виртуальных развлечений WeGame. Одно из его главных украшений – косплееры, которые самоотверженно занимаются своим делом несмотря на то, что это об этом увлечении у нас в стране до сих пор знает только избранная публика. Мы пообщались с будущими участниками WeGame – Иваном, Лерой, Аляской, Кариной и Полиной, которые рассказали все о жизни косплеера без прикрас.
Представление
Иван:
Мой персонаж – Skaven Stormvermin из Warhammer Fantasy Battle. Любимая раса из фэнтези-вселенной Warhammer. Много интересных элементов, которые можно на себя нацепить и они в любом случае будут актуальны в связи с квентой данной группы персонажей. В подобных крафотовых персонажах допускается свободный полет фантазии, много того, что я могу добавить, поменять, адаптировать.
Лера:
Я решила делать косплей Ланаи из Dota 2. Мне нравится, что она интересная, у нее, скажем так, необычные скиллы (Ланая – убийца). Ну, и ее внешность пришлась мне по душе.
Аляска:
Элизабет из BioShock Infinite. Я проходила эту игру раз шесть, и примерно на четвертый или пятый раз подумала: а почему бы не сделать этого персонажа?
Карина:
Я сделала Леди Джокер – как оказалось, это не только косплей, но еще и кроссплей. Выбрала такого персонажа, потому что это весело, потому что это легендарный и «устаканившийся» образ, который в принципе все любят.
Полина (в интернете больше известна как Polina Bilka):
Сегодня я без костюма. Но в основном все мои костюмы создаются по мотивам компьютерных игр. Хотя бы потому, что я работаю в этой сфере, она мне нравится, и каждый персонаж, которого я выбираю, чем-то, безусловно, выделяется. Своей историей или внутренним характером.
О выборе персонажей
Полина: Обычно это бывает так. Ты играешь в компьютерную игру, смотришь фильм, читаешь книгу. И вдруг в определенный момент ты смотришь на какого-нибудь персонажа и думаешь: «Черт, это любовь! Нужно его сделать! Я чем-то на него похож, у нас какая-то схожесть в характерах». То есть, по большей части, выбор персонажей происходит спонтанно. Допустим, лично у меня может быть план героев, которых я хочу сделать, на целый год, а через 2 недели я уже выбираю ткань на совершенно другого персонажа. Это еще чем-то похоже на влюбленность – ты влюбляешься в каждого своего персонажа заново.
Карина: Я выбираю персонажей, похожих на меня (во всяком случае, внешне). Меня привлекают какие-то черты характера, да и вообще, часто мелькает такая мысль, что этим героем я бы хотела быть в реальной жизни. Скажем, тебе хочется иметь пилу вместо руки, обладать боевыми искусствами или летать. Но это невозможно – вот для этого и существует косплей. Как отдушина и возможность побывать кем-то «лучше» тебя самого в реальной жизни. А еще большую роль играет аспект юмора: любого персонажа можно обыграть в таком комедийном ключе, и это тоже будет очень интересно.
Аляска: Характер, внешность, интересный костюм. Иногда это история про вызов, который бросаешь сам себе, пытаясь сделать тот или иной костюм. А самое крутое – это то, что каждый новый персонаж учит чему-то новому. Позволяет совершенствовать свои навыки, лучше шить и так далее.
Лера: Для меня главным критерием в выборе персонажа является его история. У любого героя, будь это та же Dota, есть своя история. В каждого своего персонажа я стараюсь погрузиться по максимуму. Я читала о нем, я смотрела, играла за него – и если не от «а до я», то все равно я знаю о своем герое многое. Именно жизненный путь персонажей увлекает меня больше всего – и это заставляет меня дальше делать костюм и, собственно, косплей.
Иван: У меня полноценно собранных фулл-сетов только два. И основной принцип отбора в данном случае – это функциональность. Поскольку, скажем, тот же Skaven полностью боевой для LARP’а, а второй «сталкеровский» сет – полностью игровой для полевых страйкбольных игр. Для меня вообще интересно делать какой-то отдельный элемент, уникальный для какого-то конкретного персонажа – и необязательно при этом создавать весь костюм.
О технической стороне
Полина: Мой принцип: каждый должен делать то, что делает лучше всего. Я обычно не делаю костюмы своими руками, но сейчас я поставила себе челлендж – и у меня стоит швейная машинка, куча необходимых для крафта вещей. Ведь все-таки косплей – это когда ты делаешь все самостоятельно. Но даже если обращаться к профессионалам, нет такой истории, что ты просто отдал деньги, а затем через некоторое время пришел за костюмом. Косплей требует в том числе внимания и участия.
Карина: Я не шью. Я делаю поделки, хенд-мейд штуки, наношу грим. Вообще весь процесс создания костюма очень сильно зависит от выбранного образа. Допустим, в прошлом году, когда я делала Lady Ash из Evil Dead, мне повезло – и детали костюма нашлись на секондах, а пилу делала сама. Если персонажи – не люди из жизни, попавшие в ту или иную ситуацию, а более сложные и концептуальные, то, конечно, части костюма придется искать в интернете. И быть готовым к тому, что с первого раза вряд ли все получится идеально – обязательно придется что-то переделывать, нести в ателье, ушивать и так далее. Поэтому большой респект тем ребятам, кто от начала и до конца все делают своими силами. А я, пусть и не всегда делаю сама, но, тем не менее, внимательно отношусь к деталям.
Аляска: Приходишь в «Эпицентр» и выбираешь себе карематы на подтяжки для Лилу. Затем каремат крошится, и тебе кричат «фу, кто же делает из карематов подтяжки для Лилу». То есть в ход идут абсолютно подручные материалы, начиная с бабушкиной ткани, которая завалялась где-то, но очень подходит, и заканчивая дорогостоящими штуками вроде фоамирана и каких-нибудь кристаллов. По поводу выкроек – иногда нужная находится в интернете, а иногда приходится создавать ее с нуля вместе со швеей. Скажем так, на косплей идет все, что хорошо выглядит в итоге.
Лера: Абсолютно неважно, из чего сделан костюм. Даже из бумаги можно сделать хороший, эффектный костюм. Главное, как он выглядит. Ну, и чтобы не разваливался. Это, кстати, очень важно – на фестивале тебя могут дернуть или толкнуть, и весь труд пойдет насмарку. Поэтому отдельная задача – сделать костюм максимально прочным для мероприятия.
Я вообще умею шить, но не очень дружу с выкройками. Поэтому я для себя нашла выход: беру обычные вещи, прикладываю их, обрисовываю – вот и выкройка готова. А затем обрезаю. Еще, конечно, актуальна тема с помощью – некоторые детали костюмов я физически не могла сделать сама, поэтому мне помогали. И я не вижу в этом ничего постыдного, если тебе кто-то помогает с персонажем. Например, свой последний костюм я сама не делала. Доспех, бронелифчик, лук, который вырезался из дерева, сложные материалы – в этом случае я доверилась умельцам.
Иван: Я являюсь участником творческого объединения «Армор». Мы занимаемся изготовлением крафта любой сложности. Наверное, кроме шитья. Хотя, если считать кожу шитьем, то по коже мы тоже работаем. Все детали костюма изначально прорабатываются с нуля скульптором или художником, то есть это лепится или же рисуем эскизы, а затем по ним делаем модели. Этот процесс может занимать недели, а может и несколько месяцев. Зато у нас – детальнейшая проработка любого элемента, который затем компонуется в костюм.
О жизни косплееров
Полина: Основное для косплеера – это фестивали, которые проходят во многих городах, как в нашей стране, так и зарубежом. Здесь уже вопрос выбора конкретного человека. Есть фестивали, которые больше ориентируются на японскую культуру – соответственно, там будут косплеи по аниме и манга. Есть Comiс Con, WeGame – игровые конвенты, там будут больше актуальны костюмы из компьютерных игр. Как правило, их проводят в городах-миллионниках. Лично я езжу во Львов, Одессу, Днепропетровск, Харьков. Украинские косплееры также стараются выезжать заграницу: Россия, Польша и так далее.
Карина: Очень часто это случается прямо у меня дома. Скажем, мне нужно выйти за сигаретами, а у меня вдруг получается костюм Лары Крофт – и значит, еще нужно обязательно пофоткаться. Ну, а если серьезно, то лично я поздновато узнала о том, что у нас в Украине, оказывается, проходят Comic Con’ы. Я множество мероприятий пропустила. Да и вообще, раньше мы с мужем могли решиться «окей, мы делаем этот косплей», но все в итоге заканчивалось фотографиями на таймер. Конечно, о том, чтобы выйти в костюме средь бела дня на улицу даже и речи быть не может, потому что это банально опасно. В будущем планирую посещать зарубежные мероприятия, да и у нас хотелось бы побольше, чем один Comic Con, ивентов.
О болевых точках косплееров
Полина: И хотелось бы, если честно, какой-то отдачи. Мы очень много всего вкладываем в костюмы: денег, нервов, усилий, дошиваем в поездах и так далее. С одной стороны, да, это наш выбор, мы сами этим занимаемся, тратим свои ресурсы. Тем не менее, очень хочется получить от этого какой-то, как говорится, profit. То есть что-то, чтобы было понятно, что мы это делаем не зря. Что это нравится кому-то другому, что нас хотят видеть и так далее.
Лера: Очень часто бывает такое, что нас зовут на фестивали: «Косплееры приходите, мы вас так ждем». Ты приходишь, тебе в итоге запарывают дефиле и даже не предоставляют гримерку.
Полина: Дело на самом деле не в каких-то денежных призах. Мы не требуем, чтобы нам заплатили 5 тысяч гривен за наш крутой костюм, вовсе нет. Хочется всего-навсего нормального отношения. Хочется прийти на мероприятие и почувствовать себя человеком. А так, действительно бывают ивенты, на которые ты приходишь в своем суперсложном и дорогом костюме, а там нет гримерок – и тебе приходится переодеваться в туалете. Из-за этого многие косплееры с опаской относятся к новым мероприятиям, потому что для них это чаще всего означает неуважение.
Карина: Еще есть Хэллоуин. Понятно, что это такая массовая история, но я всегда собирала друзей и мы вместе что-то придумывали, переодевались, ходили в гости. Дальше этот праздник, конечно, перешел на более клубный формат, какие-то тематические вечеринки. Но и там мало людей относится к этому серьезно, мало кто придумывает костюмы. Наших людей не так легко чем-то новым заинтересовать, заразить.
Аляска: В жизни косплеера хватает проблемных точек. Непонимание близких – такое бывает очень часто, они попросту не понимают, зачем на это тратить деньги. Ну, и вот это вот «переодеваться – глупо, ты уже не маленькая, а как же семья, дети, будешь одна с котами». Хотя на самом деле косплей, как и любое другое хобби, объединяет. Круто, когда находишь единомышленников, людей, которые настолько же увлечены. Можно попросить у них помощи, на пару скосплеить что-то. Другая проблема – это финансовая сторона. Далеко не всегда и с трудом это занятие окупается. Можно, конечно, занимать какие-то призовые места. Но это чаще всего в лучшем случае какая-нибудь игровая приставка, а в худшем – тебя ждет чашка с логотипом фестиваля (или не ждет вообще никаких поощрений).
Карина: Вообще косплееров можно приглашать на платной основе – как украшение того или иного мероприятия. Косплееры могут обеспечивать дополнительное внимание со стороны публики, развивать фестиваль – в конце концов, все хотят с ними сфотографироваться. Так, собственно, делают заграницей.
Полина: Если точнее, заграницей для конвентов нередко нанимают моделей в хреновых костюмах, которые сами не понимают, что они делают и зачем. Зачем модели, если можно привлечь косплееров?
Лера: Косплееры – это действительно как дополнительный пиар мероприятия, но организаторы до сих пор этого не понимают или забывают об этом. Первый вопрос, который задают интересующиеся люди: какие там были косплееры? кого косплеили? сколько их было? Люди этим очень интересуются, их живо интересует, кто в каких костюмах приехал на ивент. Косплееров можно звать в жюри. В общем, способов, как задействовать косплей, очень много, но не хватает заинтересованности организаторов и действительно – уважительного отношения.
Полина: А желание сэкономить на всем убивает ответное желание прийти и сделать что-то хорошее для фестиваля. Но вообще, радует, что к косплею постепенно меняется отношение. На косплееров больше не показывают пальцами. И уже не нужно доказывать, что нет – это не странность, а создание костюмов – такое же увлечение, как и, скажем, писать картины и музыку.