Cпецпроекты

Объясните на пальцах: «Утро в сосновом лесу» Шишкина


0 1637 0
Редакция bit.ua продолжает рубрику о произведениях искусства, их зашифрованных символах и том, что хотел сказать автор. В новом обзоре — «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина.

В прошлый раз мы рассматривали детали полотна «Девочка на шаре» Пабло Пикассо, а сегодня узнаем, почему медведей на полотне нарисовал не Шишкин.

Иван Шишкин и Константин Савицкий были друзьями — на «Утро в сосновом лесу» первого как раз вдохновил второй. Правда, позже Шишкин предложил Савицкому внести свою лепту в полотно и дорисовать медведей. До сих пор неизвестно, почему он так поступил — Шишкин был учеником великого швейцарского анималиста Коллера и вполне мог справиться самостоятельно. Как бы то ни было, под произведением появилось две подписи, а одну тысячу от гонорара Шишкин отдал Савицкому.

В работе «Утро в сосновом лесу» видно все то внимание к деталям, выписанные нюансы флоры и искреннее увлечение природой, которые стали своеобразным художественным «почерком» Шишкина. Не стоит забывать, что частично этому он обязан и своими обширными знаниями в ботанике, географии и геологии — «ботаником» ученики называли его и за глаза. Больше всего в этом полотне подкупает его реалистичность: зритель замечает, как солнце просвечивает сквозь кроны деревьев, поваленную ураганом сосну, которая успела покрыться шершавым мхом.

Несмотря на то, что изображен глухой дремучий лес, тональность картины теплая — это прослеживается и в солнечных лучах, и в местами пожелтевшей листве, и в охристом окрасе, которым отливает шкура медвежат. Задний план полотна словно подернут дымкой тумана, что делает лес позади еще более глухим и безлюдным — здесь безраздельно правит природа.

На картине, как можно понять, изображено утро — первые робкие лучи солнца на деревьях и фигуры медвежат выписаны наиболее детально, все остальное лишь подчеркивает этот контраст. На переднем плане — поваленная сосна, ставшая местом игры будущих хозяев леса. Животные играют и резвятся, словно показывая зрителю, что на обломках чего-то старого может кипеть новая жизнь.

Работник, который присутствовал при принятии полотна в Третьяковскую галерею, позже рассказывал, что когда новый собственник увидел на картине две подписи — Шишкина и Савицкого — то страшно возмутился и велел принести скипидар, чтобы собственноручно стереть подпись второго, ведь «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: