Спецпроєкти

От Жанны д`Арк до Лины Данэм: (не очень) краткая история феминизма


В наше время слово «феминизм» прочно укоренилось во всех сферах жизни: над ним шутят в сериалах, с ним полураздетые женщины выходят на акции протеста, а в США и Европе шумиха вокруг прав женщин возобновляется аккурат к очередным выборам. Разбираемся, откуда растут ноги у феминизма и кто за ним стоит.

В разное время женщины боролись за разные ценности: поначалу приоритетом были равные политические права, затем – возможность получения высшего образования, а позже – свобода выбора любой работы. Идея равноправия и братства была не новой: например, теория демократии, родившаяся еще в Древней Греции, обращалась к всеобщему народному управлению. Правда, к женщинам это не имело отношения – они не считались гражданами государства. Последующий Ренессанс с его развитием мысли, культуры, религии и политики, также ратовал за равенство для мужчин.

Самым известным историческим исключением того периода стала Жанна д`Арк (правда, с поправкой на последующую казнь) – девушке удалось убедить дофина Карла передать ей управление войсками, дабы разбить английскую осаду Орлеана. Тем не менее, уверенность будущего короля Франции касаемо сил и возможностей девушки постоянно колебалась: он то отправлял её к матронам, дабы подтвердить девственность, то – к богословам, то пытался найти некий компромат на родине Жанны. Несмотря на её успехи, мы знаем, чем окончилась история «Орлеанской Девы» – не имея оснований, дабы осудить девушку в ереси, её обвинили в ношении мужской одежды и пренебрежении авторитетом Церкви.

Тем не менее, один из первых трудов, в которых шла речь о праве женщины на образование и политическое волеизъявление, датируется еще 1504 годом. Авторство «Книги о городе женщин» принадлежит французской писательнице итальянского происхождения Кристине де Пизан. Она является одной из первых, известных истории, профессиональных женщин-писательниц, перу которой также принадлежат многочисленные философские трактаты о роли слабого пола в семье и обществе.

Эпоха просвещения пошла еще дальше: призыв к свободе, равенству и братству, пришедший вместе с Великой Французской революцией, был оформлен в «Декларацию прав человека и гражданина» в 1789 году. На волне всеобщей воодушевленности француженки начали создавать свои клубы, но вскоре обнаружили, что привилегии новой жизни распространяются только на мужчин. Двумя годами позже писательница Олимпия де Гуж составляет «Декларацию прав женщины и гражданки», которую исследователи позже назовут первым манифестом феминизма. В ней она заявляет, что игнорирование женских прав и «тирания сильного пола» является причиной национальных несчастий. Декларация была забыта, женские союзы – запрещены, а сама Олимпия – казнена по обвинению не только препятствования революции, но и как женщина, «забывшая о достоинствах своего пола».

Вторым классическим текстом феминизма считается опубликованный в 1792-м «В защиту прав женщин» англичанки Мэри Уолстонкрафт. Своих противников, уверяющих общество в том, что сама женская природа предполагает зависимость от мужчины и нуждается в руководстве со его стороны, Мэри разубеждает:

«С младенчества женщины впитали, и матери им были в том примером: дабы снискать покровительство мужчин, достаточно лишь усвоить необходимость, играя на человеческих слабостях, изобразить лукавство, покладистость, прикинуться покорной и непременно казаться всегда и во всем легкомысленной».

Несмотря на то, что сам феминизм стал предметом споров и рассуждений уже несколько веков назад, определение ему только в 1837 году дал французский философ и утопический социалист Шарль Фурье. В своей работе «Теория четырех движений и всеобщих судеб» он писал о «новой женщине», расширение прав которой повлечет общий социальный прогресс. Причем, процесс этот будет двусторонним: феминистки должны как менять общественную жизнь, так и меняться сами, основываясь на принципах взаимности и ассоциации. Спустя полтора века термин прочно укоренился и использовался для характеристики идеологии о гендерном равноправии в странах Америки, Европы, Азии, России и даже Аргентины.

Вторая половина века в Америке и Великобритании ознаменовалась появлением суфражисток, главным требованием которых стало право на участие в голосовании наравне с мужчинами. В 1848 году Элизабет Стэнтон создала «Декларацию чувств», перекликающуюся с «Декларацией независимости», в которой изложила главные идеи и принципы суфражизма: женщины как гражданки, должны иметь политические права, право на высшее образование, работу и собственные деньги, владение имуществом, развод и опеку над детьми в его случае.

С помощью провокаций, акций протестов, многочисленных манифестаций небольшие женские союзы набирают силу и превращаются в национальные коалиции, поддерживаемые социалистами. Одним из следствий такой поддержки стало провозглашение 8 марта Международным женским днем – с легкой подачи той самой Клары Цеткин во время конференции в Копенгагене в 1910 году. Что же касается высшего образования, то женщины смогли начать получать его с 1870-х годов, в то время как избирательное право стало доступным в Англии только в 1928 году. Итого, 20-е годы ХХ века считаются завершением так называемой первой волны феминизма.

Вторая же волна припала на 60-80-е годы: во время войны и сразу после нее женщинам не нужно было бороться за равноправие – они и так перебрали на себя огромную часть мужских обязанностей. Но прошло несколько лет, мир устаканился и со всех сторон женщин начали активно призывать возвратиться к своим «естественным» занятиям – заботе о муже и детях. Профессиональные и другие амбиции признавались общественностью совершенно лишними, превознося лишь женственность. Как однажды сказала Симона де Бовуар, автор книги «Второй пол»: “Поскольку не удалось убедить женщин, что их призвание — мыть посуду, превознесли до небес материнство”. В книге же, которая была переведена на 30 языков и почти мгновенно разлетелась огромным тиражом, писательница, исследуя культуру, историю, фольклор, традиции воспитания девочек, обнаруживает, что в мировой системе ценностей мужчина считается «первичным», отодвигая женщину на второй план. Подсознательное же принятие женщиной своей «вторичности» приводит к зависимости и боязни принять ответственность за собственную жизнь и самореализацию.

Начиная с 60-х, в США берут начало две ветки феминизма – либеральная и радикальная. «Мессией» первой становится журналистка Бетти Фридан, которая издает книгу «Мистика женственности» – еще один спорный бестселлер, пошатнувший устроенный мир домохозяек. «Женская американская мечта» того времени включала благополучную семью, успешного мужа, несколько детей, дом, автомобиль, красивую одежду и новейшую кухонную технику. Каково же было удивление Фридан, которая после нескольких сот интервью со «счастливицами» выявила почти у всех них огромную внутреннюю неудовлетворенность и комплекс неполноценности. Реклама, телевидение, глянцевые журналы того времени – все это призывало женщин исполнять свое «истинное предназначение», забывая о карьере или социальной реализации. Поэтому либералы пришли к мысли необходимой реформации гендерной политики, где оба пола имели бы одинаковые карьерные возможности.

Что касается радикального феминизма, то его представительницы выступали за свержения патриархата как доминирующей формы во всех сферах жизни. Одной из ключевых личностей движения стала активистка Суламифь Файерстоун, которая определяла патриархат как контроль мужчин над женской репродуктивной функцией: материальное существование матери и ребенка во многом зависело от мужчины, создавая обстановку подчинения и повиновения. Под влиянием идеи феминистки во Франции добиваются узаконивания таблеток-контрацептивов, в то время как их американские соратницы требуют легализировать аборт, дабы нести такую же свободу в сексуальных отношениях, как и мужчины.

Два течения раскололи феминисток на разные ответвления, которые, впрочем, сошлись в одном – необходимости переписать картину мира, сделав её более «женской»: с помощью социальных и культурных институтов, искусства, системы здравоохранения и кризисных центров. В наше время феминизм все больше разъединяется, приобретая черты отдельных рас, религий и народов – чего стоят одни только акции мусульманок, часть из которых выступает за свободу от традиционного платка, покрывающего волосы, а вторая – за право носить его, подчеркивая свою национальную идентичность.

Новая волна движения получила название empowerment, яркими представительницами которого считаются успешные молодые актрисы, певицы и модели. Они выступают за равные возможности, открыто говоря о том, что в Голливуде вовсю процветает гендерная несправедливость, особенно – касающаяся оплаты труда. Критики называют таких девушек first world feminists, апеллируя к тому, что они преподносят посылы феминизма в очень искаженном виде из-за своего привилегированного состояния. Хотя самые активные из них, например, Эмма Уотсон, Лина Данэм и Кристин Стюарт, считают свое положение просто добавочным фактором, позволяющим говорить о серьезных вещах на большую аудиторию. Как бы то ни было, мир меняется, феминизм – вместе с ним, а многие мужчины продолжают шутить об оплаченном пополам счете в ресторане как главном достижении феминисток.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram