11 фильмов Одесского кинофестиваля, которые нужно увидеть
Маргарита
Пышный фильм-открытие Ксавье Джанолли, задающий тон всему фестивалю. «Маргарита» – это погружение в эпоху богемных 20-ых через призму жизни одной оперной певицы, которую все откровенно ненавидели. Сюжет картины основан на судьбе реальной особы по имени Фостер Дженкинс, которая регулярно мазала мимо нот, а над ней смеялся весь Нью-Йорк. Впрочем, жила она тоже, как и пела – вопреки всему.
Неоновый демон
Фэшн-хоррор Николаса Виндинга Рефна, в котором красивые девушки натуральным образом поедают друг друга. Визуальное совершенство фильмов этого режиссера часто соседствует с предельно минималистичным сюжетом и нередко превращается в пытку для неискушенного зрителя. Но, черт возьми, какая же это сладкая пытка. Мы хотим еще. А снобы пусть и дальше смотрят своего Бергмана.
Светская жизнь
Новый Вуди Аллен. Сейчас не стоит пропускать ни одной его картины, потому что маэстро на старости лет даже в самые простые, на первый взгляд, сюжеты вкладывает свою персональную жизненную мудрость. Так и здесь: Голливуд 30-ых, молодой паренек, который работает посыльным, но при этом до невозможности очарован тамошним колоритом и закулисными интригами богемы. Классическая история о новичке, который ищет славы, но встречает любовь, смотрится на одном дыхании, потому что уж Вуди Аллен-то знает, о чем говорит.
Море в огне
Документальный фильм Джанфранко Рози стал одним из главных событий Берлинского кинофестиваля и получил там Золотого медведя. Картина рассказывает о жизни на острове Лампедуза, некогда размеренной, но изменившейся за последние 20 лет. Все окружение главного героя повествования раньше жило морем, но последнее время эта территория стала вратами в Европу для тех, кто ищет лучшей жизни и бежит от войн, дискриминации и социальных потрясений.
Я, Дэниэл Блейк
Кен Лоуч на протяжении всей своей длинной кинокарьеры всегда оставался верен себе. Его больше всего интересовали остросоциальные темы и проблемы «маленьких людей», которые не хватают с неба звезд, не совершают экстравагантных поступков, а живут обычными, «скучными» жизнями. Но именно на таких людях, напоминает Лоуч, и держится мироздание. «Я, Дэниэл Блейк» – история столяра пенсионного возраста, который получил производственную травму. Он пытается отвоевать у бюрократической машины компенсацию, а к нему неожиданно присоединяется многодетная мать с аналогичной проблемой, и между ними формируется связь.
Феникс
На ОМКФ в составе «специальных событий» состоится ретроспектива важного представителя «берлинской школы» Кристиана Петцольда: покажут сразу 4 его последних фильма. Смотреть их, разумеется, стоит все. Но «Феникс» одновременно и самый глубокий, и самый «доступный» из них. В центре его сюжета – история Нелли Ланц, жертвы Холокоста, которой удалось выжить. У Нелли очень сильно изувечено лицо. Она делает пластическую операцию, а затем отправляется на поиски своего мужа, который ее не узнает.
Королева земли
Алекс Росс Перри начинал с мамблкора – разговорного кино, в котором, кроме диалогов между персонажами, больше ничего не происходит. Дружил с Линой Данэм и даже снялся в ее полнометражном дебюте «Крошечная мебель». Но ему было слишком тесно в рамках мамблкора, именно поэтому «Королева земли» уже не тянет на фильм режиссера, снимающего болтовню своих друзей, а устремляется куда-то в сторону психологизма фильмов Джона Кассаветиса. Элизабет Мосс в роли девушки по имени Кэтрин, переживающую горе сразу с двух сторон: недавно она похоронила отца, а еще ее бросил парень. Пытаясь справиться с усиливающейся депрессией, Кэтрин отправляется в домик у озера, принадлежащий ее лучшей подруге Вирджинии. Но там становится только хуже: Вирджиния по-своему несчастна, и в итоге эти две девушки погружаются в пучины настоящего безумия.
Тони Эрдманн
Раньше о Марен Аде знали только любители «берлинской школы», которые выделяли ее в качестве «второй волны» одаренных немецких режиссеров, пришедших после триумфа вышеупомянутого Петцольда, Ангелы Шанелек, Томаса Арслана. Этих кинематографистов интересовали слишком разные вещи, но объединял какой-то схожий метод. Например, камера, которая снимает вскользь, но оказывается точнее документального кино, либо наоборот – до мелочей выстроенные и выхолощенные кадры, с помощью которых можно почувствовать, как убегает время.
В «Тони Эрдманне» Марен Аде будто бы суммирует все достижения немецкого кино нулевых. Стилистическая точность и холодность здесь соседствуют с трагикомической сентиментальностью. А история непростых взаимоотношений стареющего отца и взрослой, успешной дочери оборачивается душераздирающим опытом, после переживания которого на глаза наворачиваются вполне реальные слезы. Крайне сильное кино.
Джульетта
В своем новом фильме Альмодовар занимается любимым делом: раскладывает очередной навороченный жизненный пасьянс и упивается взрывоопасной динамикой своих героев. Джульетта в поисках пропавшей дочери отправляется в Мадрид, где она прожила довольно бурную молодость, и разрывается между прошлым и настоящим. Альмодовар, кстати, здесь по-хорошему старомоден, «выдерживает стиль» и не пытается угнаться за своими молодыми коллегами, что ему только в плюс.
Последние пантеры
Наследуя пример других уважаемых кинофестивалей, организаторы ОМКФ покажут блок с сериалами. Самым интересным образцом представляется шоу «Последние пантеры» о европейской вышколенной шайке воров, охотящихся за драгоценностями. Их, естественно, преследуют копы, но привычный жанр приключенческих «кошек-мышек» здесь перевернут вверх ногами – и в итоге сериал пикирует где-то на уровне лучших криминальных драм от канала HBO.
Макбет
Другим спецсобытием ОМКФ в этом году станет блок «Шекспир в кино». Ключевым, на наш взгляд, фильмом из этого блока является монументальный «Макбет» Романа Полански. Режиссер доводит до предела (и без того кровавую и жестокую) шекспировскую историю беспощадного тирана, который идет к власти по головам и не остановится ни перед чем. Можете быть уверены: такого «Макбета» вы не забудете никогда.