Спецпроєкти

Создатели новых украинских печатных журналов – о том, зачем они это делают


Мы пообщались с основателями журналов Куншт (о науке), La Boussole (о путешествиях) и Plateful (о гастрономии) о том, каково это – создавать печатное медиа в цифровой век, почему их читатели – кинестеты, и почему иногда приходится оправдываться за цену издания.

Ангелина Безнесюк и Кирилл Бескоровайный, контент-редактор и арт-редактор журнала «Куншт» (фото: Маргарита Кудрявцева)

Мы создали журнал в конце сентября прошлого года. Скоро будем праздновать день рождения. У нас была неудовлетворенная потребность – в научно-популярном СМИ на родном языке. С тех пор, как закрылся украинский НатГео, потребность обострилась настолько, что мы решили взять дело в свои руки. Собственно, так мы и начали – с огромным желанием создать познавательное печатное медиа.

Несмотря на то, что мы много пишем о технологиях, для нас журнал – это артефакт. Его можно подержать в руках, пролистать, понюхать, чем и занимаются люди на наших презентациях. Кроме того, когда читаешь в интернете, тебе все время предлагаются «похожие истории», «вас может заинтересовать это». И мы накапливаем количество непрочитанных статей, оставаясь голодными и неудовлетворенными. С журналом появляется чувство процесса потребления информации, у которого виден конец. И когда ты его достигаешь, возникает приятное чувство.

Наши читатели такие разные: взрослые мужчины и женщины, подростки, айтишники, художники, студенты-медики и студенты-филологи. Мы понимаем, что кто-то читает нас, скорее, из любопытства, чем из любви к науке, но большинство читателей объединяет именно страсть к новому, к знаниям. Наверное, они разделяют наше видение того, что нужно увеличить удельный вес научного контента в нашем информационном поле.

Журнал выходит раз в два месяца. Начинали мы с тиража в 1000 экземпляров. С третьего номера увеличили до двух тысяч.

Любой работе сопутствуют какие-то сложности, но каких-то таких, с которыми не сталкиваются СМИ, в принципе нет. Основная сложность – финансовая, но она куда меньше ощутима за счет того, что нашу идею о популяризации науки разделяют наши художники и авторы. У нас нет грантов, спонсоров и пока что был только один рекламный проект с украинским производителем одежды Syndicate. Рекламодатели уходят в интернет, потому что аудитория там доступнее. Однако, на наш взгляд, контакт в принте намного качественнее. В первую очередь, потому что человек куда более расслаблен, если взял в руки печатное издание, и готов потреблять информацию.

Наш журнал распространяется в книжных магазинах, прогрессивных кафешках, образовательных пространствах по всей Украине. Большая часть продаж происходит через фейсбук. Именно отзывы людей дают нам силы закрывать глаза на финансовую нестабильность. Нам постоянно пишут, как долго люди ждали подобного издания. Приятно понимать, что мы «кормим изголодавшихся». Поэтому мы и стараемся становиться лучше из номера в номер.

Татьяна Костина, создательница и руководитель журнала La Boussole (фото: Ангелина Голт)

История журнала началась в 2014 году на общей волне патриотизма. Именно тогда, проехав через всю Украину, пришло осознание её невероятной красоты. На тот момент я практиковалась в юридической фирме и понимала, что юриспруденция – не совсем моё предназначение. Тогда стал вопрос: а какому занятию я хочу посвятить свою жизнь? Ответ пришёл быстро, и мне даже кажется, именно он и заложил зерно сомнения в моем выборе профессии на тот момент – на самом деле внутренний голос подсказал, что я хочу путешествовать и вести одну маленькую колонку в журнале о путешествиях, ведь страсть к творческой деятельности жила во мне всегда.

И вот тут начинается самое интересное: начав поиск журналов о путешествиях по нашей стране, я не обнаружила ни одного достойного.

И сложно сказать, откуда возникло такое непреодолимое желание создать то, чего нет. Но, собравшись с верой и силами, началась работа. Была собрана команда единомышленников и творческий процесс заиграл самыми яркими красками. Думаю, что главное было то, что мы не боялись мечтать: сначала эта идея нам казалась невозможной, но мы чётко представляли, каким должен быть наш журнал и делали все для того, чтобы воплотить нашу мечту в реальность. Сейчас мы можем позволить себе отходить от намеченной концепции. Например, наш последний выпуск посвящен отнюдь не городу, а теме “Вода”. В этом и проявляется наш принцип – слушать свое сердце и делать то, что оно подсказывает.

Мы много путешествовали по Европе и видели, какие журналы печатают там: они ведь как произведение искусства – такие настоящие и красивые, а у нас в стране и подавно такого не было. Только рекламный глянец из периодики, да и то не всегда украинский, а, в большей степени, франшиза. Мы ценим и любим все настоящее, мы жуткие кинестеты – это было ключевым аспектом при выборе формата. Хотя мы осознанно понимали, на что идем и что выбираем не самый легкий путь. La Boussole  – это полное отображение наших ценностей и нашего восприятия мира: мы не претендуем на истину в последней инстанции и никому не навязываем наше видение – мы просто говорим о том, что можно воспринимать мир иначе, смотреть в корень, прислушиваться к собственным ощущениям и доверять тому, что говорит внутренний голос. Мы стараемся говорить на языке души, и такой язык очень любит бумагу. Именно поэтому мы поставили приоритет в пользу печатного издания, нежели интернет-ресурса.

Наши читатели идеальны. В каждом городе мы имеем большую честь с ними познакомится  и каждый раз удивляемся тому, насколько прекрасны все эти люди. Практически все они очень открыты и общительны, часто путешествуют, занимаются любимым делом, говорят о великом и очень красиво мечтают. Это люди, которые невероятно любят нашу страну, многие из них собирают целую коллекцию La Boussole, ожидая, когда наступит тот момент, чтобы вся книжная полка была заполнена нашими журналами.

Журнал выходит один раз в три месяца. Этого срока как раз нам хватает, чтобы собрать вдоволь информации и наиболее объективно передать жизнь города за определенный отрезок времени. Сейчас наши тиражи составляют 1000 экземпляров. Самое обидное, когда какой-то из напечатанных выпусков заканчивается, так как мы понимаем, что спрос на них все еще есть, но допечатать их мы не можем – слишком это дорогое удовольствие на сегодняшний день.

Было много трудностей, одна из которых – финансовая. На печать первого выпуска мы надеялись обзавестись поддержкой исключительно спонсоров, однако средств не хватало, даже с учетом отложенной стипендии за 2 года обучения, и тогда идеальным выходом из ситуации стала украинская краудфандинговая платформа “Велика Ідея”. Не передать вам словами те чувства, когда мы наблюдали как, один за одним, люди жертвовали средства на наш проект. Честно, сейчас я и не представляю лучшего старта и лучшего выхода из этой ситуации. Также были проблемы в производстве журнала: мы всегда стремимся к совершенству и иногда это совершенство является невыполнимой миссией для украинских типографий. Благо, мы нашли идеальную типографию под наш вид работ.

Главные спонсоры – это наши читатели, так как именно благодаря им мы уже существуем полтора года. Все дело в том, что мы напрямую зависим от продажи журнала. Каждый читатель, заплатив за свой выпуск, делает вклад в наш следующий номер. Это единственный источник дохода, так как у нас нет ни рекламы, ни спонсоров. В этом плане мы полностью независимы. Не скрою, что иногда мы получаем предложения финансовой помощи от политиков взамен на нашу поддержку. Однако нам такие предложения не интересны, так как мы не готовы поддерживать политические силы, ведь мы говорим о красоте нашей страны: ее городах и ее природе – и нужно понимать, что это совершенно разные сферы.

Чаще всего журнал заказывают на нашем сайте lbmag.org, там же в разделе “контакты” можно найти и весь список мест, где мы продаемся в крупных городах. Это и книжные магазины, и галереи, и кофейни с книжными полочками. Мы очень дорожим нашими партнерами, которые распространяют журнал, ведь они также являются составляющими той картины мира, которую мы отображаем в журнале.

Наша аудитория практически всегда совпадает с аудиторией наших партнеров.

В самом начале нашей деятельности La Boussole был первым нестандартным и альтернативным журналом, аналогов которому не было в Украине. Он стал неким флагманом, цель которого была изменить представление украинцев о периодике. Ведь к чему привык среднестатистический украинец: журнал – это глянец, с красивыми моделями, чаще – о моде и фешн-индустрии, реже – о спорте либо автомобилях. А тут он встречает некий толстый сборник в 150 страниц с офсетными плотными страничками, как в книгах, и не понимает почему ЭТО называется журналом и почему ОН стоит в 2 раза дороже, чем его любимый глянец. Часто нам, в буквальном смысле слова, приходилось объяснять, что входит в цену журнала и какой процент от этой цены составляет стоимость печати. Тогда глаза у заинтересовавшихся людей округлялись и к нам уже относились с нисхождением, а, пролистав пару страничек да и зацепившись взглядом за хоть одну статью, они уже не могли оторваться, и все, что нам оставалось сделать – это бережно упаковать журнал в крафт, поставить штамп и пожелать приятного чтения новым обладателям La Boussole.

Ирина Гуртовенко, основательница, главный редактор и фотограф журнала Plateful

Журнал Plateful («Повна тарілка») – це авторський проект.  Перший номер вийшов восени 2014 року. Його основна ідея – надихати людей дбати про культуру харчування, створювати естетику навколо себе, поліпшувати якість життя. До створення такого журналу мене надихнули три речі: люблю фотографувати їжу, обожнюю простий, легкий дизайн, а ще – не люблю готувати складні страви, краще прості та корисні для здоров’я.

Ідею виношувала довго, втілити такий проект непросто. Виникало багато питань, які зупиняли: де взяти кошти, де знайти журналістів-однодумців? А от фото та дизайн планувала робити сама. А тут – декрет. Саме в цей період ще більше з’явилося бажання втілити свою ідею в життя. Ви ж розумієте, поява дітей – це 100% перехід на корисну їжу: починаєш дбати про здоров’я усієї сім’ї, цікавитися якісними продуктами, вишукувати корисні рецепти, які бажано швидко і просто готувати – те і втілила в журналі.

Вирішила створити саме друковане медіа, а не онлайн, напевно, тому, що я творча особистість і багато речей сприймаю не лише візуально, але й тактильно: відчуття паперу, дотик до сторінок… Сумнівів зовсім не було, що знайдуться бажаючі погортати друковане видання. Зараз ми усі настільки комп’ютеризовані і наші діти теж, що все частіше хочеться взяти книжку чи журнал і відволіктися, поринути в інший світ. Особисто купую донці книги, щоб менше сиділа за комп’ютером.

Шанувальники нашого журналу – люди, які люблять їжу, дбають про здоров’я своє та усієї сім’ї, цінують традиції.

Вони люблять подорожувати, зокрема Україною, і відвідувати заклади, де готують правильну, смачну їжу. Їм цікавий розвиток гастрономії в Україні. Спочатку журнал випускався раз на два місяці, зараз – один раз в квартал. Тираж 1000 примірників.

Проблем вистачає, як і в будь-якому бізнесі, а тут, так би мовити, журнал як «крафтовий виріб». По-перше, звичайно, фінансування. Великі затрати ідуть на створення видання: пошук інформації, поїздки в інші міста (інтерв’ю, фотосесії), робота журналістів, друк… Це основні, але потрібні ще кошти на рекламу – без неї ніяк! Тут ситуація складніша, хоча не безнадійна, рятує саме інтернет: facebook, Instagram, сайт журналу. На цьому проблеми не закінчуються, переходимо до кадрів: важко з ними – вже довгий час не можу знайти журналіста. Я маю на увазі людину, яка не ходить на роботу з 9.00 до 18.00 і просто пише тексти, а яка розуміє тему харчування, якій цікаво подавати свої ідеї і розвивати їх. Та й взагалі, не так просто бути організатором і керівником –  цьому ще вчитись і вчитись.

Ринок друкованих медіа дійсно впав, але не тому, що люди перестали читати. А тому, що така ситуація в країні і це відчувається у всіх сферах. Журнал фінансується власними коштами і, звичайно, певна частка – за рахунок реклами. Придбати його можна у нас на сайті plateful.com.ua, через соцмережі (facebook, Instagram), в шоурумах і в закладах харчування різних міст: Луцьк, Львів, Київ, Харків, Одеса.

Зворотній зв’язок дуже відчутний! Це нас і надихає на подальше створення нових і нових номерів. Багато пишуть на пошту, у соцмережі, дякують за друковане видання, фотографуються з журналом – зараз це популярна тенденція. На мою думку, такі журнали потрібні, вони інші – несуть естетичне задоволення, і люди це відчувають. Часто буває, коли купують один номер, потім звертаються за попередніми, для колекції – це приємно.

Фото: Куншт, La Boussole, Plateful

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram