Спецпроєкти

“Хроніки Аптауна”: кто и зачем создает украинский комикс о борьбе с коррупцией


Uptown Chronicles - отечественный комикс о борьбе с коррупцией, повествование которого строится на параллелях с нашей действительностью. Пообщались с его создателем Михаилом Пименовым о том, как родилась идея, где черпать вдохновение и почему Аптаун - это украинский «Готэм».

untitled-1

Михаил Пименов, автор идеи и создатель комикса Uptown Chronicles

В январе 2016 года мы с друзьями, как обычно, обсуждали жизнь, бизнес, и конечно в какой-то момент переключились на политику. Одна из тем, которую мы затронули – уровень толерантности населения по отношению к незаконным действиям власть предержащих. Один из аргументов задел меня и, собственно, дал толчок к созданию зародыша будущей истории комикса. Аргумент прозвучал следующий – «они (чиновники) дождутся, пока ребята приедут в столицу, а когда они приедут, никто не будет искать диалога, говорить будет сила, раздражение, злость и оружие».

Понимая, что украинское сообщество в общей массе своей очень терпеливое, толерантное и инертное, сложно представить, что такие события могут начать происходить, но включив причинно-следственную связь, можно допустить, что у кого-то точка кипения может перейти тот финальный рубеж, за которым уже находится «народный способ» решения проблем.

Так у меня в блокноте появились мои первые герои, Zero Tolerance и Lynchman – нужно сказать, что украинские варианты героев появились чуть позже, вначале все продумывал на английском: сказалась моя профпринадлежность к рекламному рынку и сам жанр, уходящий корнями в американскую и европейскую школу создания комиксовых героев. После первых героев я прописал всю команду и придумал название самой истории – Хроники Аптауна/Uptown Chronicles. Мне очень нравится сочетание этих двух слов – хроники подразумевают повествование происходящих событий, которые имели место быть, а название города это обозначение центральной части большого мегаполиса. Все события построены на параллелях с современной Украиной и столицей. Аптаун – это наш «Готэм» в историях о Бэтмене, который отображает Нью-Йорк, а в нашем случае – Киев.

К февралю я для себя вдруг понял, что либо все эти наброски и идеи останутся в моем блокноте (что у меня – других дел мало?) или я отнесусь к этой идее, как к полноценному проекту. Решение в итоге было за последним и я начал, во-первых, детально прописывать легенды по всем героям и писать первый эпизод; во-вторых, стартовал поиск иллюстратора, с которым можно было бы запускать проект.

После выхода первого эпизода (май 2016) я осознал, что мне не обойтись одним иллюстратором, а нужен со-автор, человек который имеет опыт написания комиксов и библиотеку уже созданных им. На сегодня наша команда это два иллюстратора и колорист из Греции, со-автор из Шотландии, переводчик и дизайнер из Украины и я. Мне важно было найти профессионалов именно в жанре комиксов, т.к. есть масса особенностей, которые имеют архиважное значение: повествование, сочетание визуальной части и диалога героев, расположение кадров (рисунков) на странице и/или развороте, – читатель должен улавливать логику истории и следовать глазами за ней. Например, очень рекомендуется внимательно присматриваться к деталям рисунка, так как это неотъемлемая часть повествования. Это как бы «застывший фильм», разложенный на кадры, который зритель сам просматривает и имеет возможность сколько угодно тратить времени на изучение или созерцание одного кадра, сцены, истории.

Мы долго командой обсуждали стилистику комикса и остановились на франко-бельгийской школе bande desinee, где прорисовка более детальная, чем в американской школе рисунка комикса. Мы учитываем референсы украинской действительности, чтобы читатель ассоциировал себя с окружающей средой.

История комикса – это история борьбы простых людей с коррупцией. Естественно, наши персонажи были простыми людьми, однако они трансформируются в героев, которые сожгли все мосты со своей прошлой жизнью и определили для себя необратимость своих же действий – назад для них пути уже не будет, они собрались и начали свою борьбу, по своим правилам, зачастую с непредсказуемыми последствиями.

Незламний (Zero Tolerance), Линчман (Lynchman), Ля Фемм (La Femme), Завуч (El Principal), Законник (Lawman), Трабл (Troublemaker) и Чистильник (Purgeman) – 7 героев, которые действуют по принципу «народного обвинения»/ «public indictment»: собирают факты и доказательства (это задача Законника), разрабатывают план задержания своей «цели» (Незламний, Ля Фемм, Линчман, Трабл), выносят коррупционеру обвинение с последующей передачей всех фактов правоохранительным органам. Среди них есть посредник Писака (Inkman) – журналист по расследованиям, который всю свою карьеру посвятил освещению действий коррупционеров. Ему попадают все материалы, которые он затем публикует и именно он создает «Хроники Аптауна,» как новостной ресурс по обличению коррупционеров.

issue-0_cover

Все задержанные коррупционеры подвергаются испытанию 50/50 – в каждой истории обвиняемый может уйти после дачи признания только тем способом, который предложен героями Аптауна с вероятностью выжить или умереть 50/50. В данном случае происходит гиперболизация справедливого действия или карающей длани, когда одного обвинения мало для достижения результата – с одной стороны, нужно посеять страх среди коррупционеров и их негласных боссов, а с другой стороны – придать смелости и решительности обычным гражданам, которые должны воспитывать в себе нетерпимость или нулевую толерантность к проявлениям коррупции и представителям оной.

Вся история строится на параллелях с украинской действительностью. Герои не представляют конкретных личностей, а являются, в первую очередь, архетипами или, если хотите, ролевыми моделями, которые каждый по-своему отождествляют те характеристики, которые нужны для борьбы с коррупицей: Незламний – необратимость принятого решения, Линчман – действие, Законник – принципы деловой этики, Завуч – моральные принципы, Трабл – идеалы, присущие юности, Ля Фемм – месть, Чистильщик – нигилизм, и наконец Писака – профессиональное призвание.

Естественно, помимо наших положительных героев, у нас также есть наши Антигерои, иначе жанр не работает: у Бэтмена всегда есть Джокер. У нас же есть целый класс, который мы называем «оборотнями», где есть свои Шефы, Боссы и «духовные наставники.» Мы только заявляем о них в третьем выпуске, поэтому детали рассказывать не буду.

special_zt_page2

С большим любопытством и трепетом следим за обратной реакцией читателей. Некоторые предлагают свои сюжеты, которые мы просим нам присылать – для нас это взгляд на историю со стороны. Кто-то дает свои комментарии по самому жанру, обращает внимание на детали истории, а кто то высказывает свое субъективное мнение, что нравится или не нравится.

Если говорить о планах, то у нас прописана серия выпусков до февраля 2017 года: они выходят с периодичностью раз в месяц и в следующей последовательности – один выпуск посвящен команде и очередной истории преследования «Оборотня», следующий – одному из героев (мы хотим рассказать читателю историю каждого героя, как он пришел к тому, что стал тем, кем он стал в «Хрониках Аптауна»). Сами сюжеты мы базируем на фактах и common knowledge украинской действительности, где, как вы можете догадаться, информации предостаточно…

По завершению первого сезона, если использовать терминологию телесериала, мы планируем издать печатную версию комикса большим тиражом для продажи. На сегодняшний день комикс продвигается в социальных сетях (ФБ, ВК, Инстаграмм) и на сайте, а также доступен к свободному прочтению и скачиванию pdf-файла. Есть планы двигаться в сторону анимационного проекта на базе нашей истории и героев, также ведем переговоры со СМИ о спецпроектах на базе их информационных площадок, думаем над форматом радиоверсии, такая себе аудио-история. Также продумываем, как привлечь аудиторию в режиме офлайна, получить обратную связь и сподвигнуть на действие – проявите принципиальность, будьте стойкими, сохраните свои моральные качества и тд.

special_zt_page3

Жанр комикса очень широк в применении и позволяет экспериментировать и развивать сюжетную линию так, как хотелось бы, чтобы происходило в жизни, но по понятным причинам не происходит (законы никто не отменял). Мы способны дать результат, пусть в нашем выдуманном мире, но мы даем возможность задуматься и, как минимум, попытаться поменять свое отношение.

Что касается вдохновения и идей для историй, то советую познакомиться с миром Хаяйо Миадзаки, японского мультипликатора: там можно почерпнуть темы отношения поколений, отношения к работе и обязанностям, уважения к традициям и моральным принципам, которые мы порой подменяем лжепонятиями. Также интересно творчество иллюстратора Шона Тана (Shawn Taun), австралийского творца новых миров, которые всегда находятся где-то рядом. Его потрясающая графическая новелла «The Arrival» – история поиска и надежды. Стоит внимания графический роман «451 градус по Фаренгейту», созданный в соавторстве с Рэем Бредбери и Тимом Гамильтоном. Это удивительная версия повествования знаменитого романа фантаста. И, конечно же, советую окунуться в мир таких авторов, как Фрэнк Миллер («Город Грехов», «Круто Сваренный») и Алан Мур («Хранители»), посмотреть работы издательств Marvel, Image, DC Comics – есть занимательные серии, которые также повествуют о борьбе героев с Системой (The Invisible Planet, 100 Bullets, The Punisher).

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram