Cпецпроекты

Как я была натурщицей и что из этого вышло


0 2324 4
Саша Яцына рассказывает о стереотипах, связанных с профессией натурщицы, почему никто не Кейт Уинслет, кроме Кейт Уинслет и зачем художнику ваши лишние килограммы.

— Це ти шо, голяка перед ними стояла?! – ахнула моя бабушка, когда увидела изображение меня, внучечки, без одежды. Перед её приездом я успела везде навести образцовый порядок, а про картину на стене забыла.

— Не, ба, это в шутку – тело с какой-то картинки срисовали, а голову пририсовали мою. Друзья пошутили, подарок на день рождения, — наврала я.

— Всьо равно зніми, — покачала головой она.

Бабушка не оценила. Хотя не только она: по моим наблюдениям (выборка, конечно же, очень субъективна), у большинства людей рисование «с натуры» вызывает какие-то неприличные ассоциации – разврат, богема, Верлен, Рембо. На самом деле всё гораздо прозаичнее.

В Киеве несколько тысяч людей, которые изучают изобразительное искусство (в государственных вузах, частных, просто на курсах), и многим из них на каком-то этапе обучения нужно выполнить задание «нарисовать фигуру человека с натуры». Я, когда соглашалась на побыть натурщицей, представляла себе процесс так: приглушённый свет, приятный интерьер, возможно, музыка, я возлегаю на кушетке, как героиня Кейт Уинслет со здоровенным сапфиром на шее, а спустя несколько часов получаю на руки портреты себя в лучшем виде. Та не так сталося, як гадалося.

Нечего на зеркало пенять, коли задница толстая – это я поняла, когда студенты закончили. Сама задница как объект никого не интересовала, все художники сосредоточились на задаче как можно точнее передать реальность. Так что они были беспощадны: нарисовали всё, как есть. Никто ко мне не приставал, сальных шуточек не отмачивал и вообще. Всё прошло в первый раз очень прилично (в остальные разы, а их было три или четыре, тоже). Стоишь себе в бельишке телесного цвета, чувствуешь себя почти как на пляже.

Что реально сложно – так это выстоять на одном месте несколько часов. Да, делают перерывы – каждый час на пять-десять минут, но с непривычки сохранять статичную позу действительно сложно.

Разговаривать нельзя, музыку включать нежелательно – модель начинает подёргиваться в такт – еле заметно, но художникам очень мешает. Мне во второй раз поставили аудиокнигу – «Семь навыков высокоэффективных людей». Способность стоять столбом четыре часа подряд в список навыков почему-то не вошла. Есть свои маленькие секреты в этом деле: главное – правильно, размеренно дышать и не зажимать никакую из частей тела. Вес можно тихонечко переносить с одной ноги на другую, но не резко.

Однако если неподвижное стояние можно превратить в своеобразную медитацию, то вторая сложность – холод – стала для меня настоящей проблемой. Дело было в феврале-марте, и помещение отапливалось плохо. Только во время последнего раза мне повезло, и преподаватель курса притащил на локацию обогреватель «УФО».

Кстати, художники обязаны научиться изображать разные типы тел с одинаковой достоверностью, так что вам никогда не откажут на том основании, что у вас неидеальная фигура. Толстые, тонкие, высокие, низкие, подтянутые и целлюлитные – нужны всякие. Боди-позитив в действии. А вот если у вас дурной характер или вы не можете спокойно постоять на одном месте – лучше не надо.

Один из художников, молодой человек лет восемнадцати, спокойный парень с задумчивыми глазами, рассказывал, как на первой «натуре» его довел до слез пожилой натурщик, которого никто не мог заставить посидеть молча.

Ему было лет шестьдесят, и все стеснялись сделать ему замечание – из уважения к возрасту. В итоге – ни работ, ни настроения. Чаще всего просят постоять в классической позе с опорой на тумбу или стенд (вес тела перенесён на одну ногу, рука согнута в локте наполовину и покоится на тумбе). В сидячей позе рисуют реже. Лёжа позировать было бы замечательно, конечно, но с изобразительной точки зрения – довольно бесполезно, потому что почти все мышцы в таком положении расслаблены, не фактурны, не объемны.

— Посмотри на Дину Верни, музу скульптора Майоля, — поучал меня этот художник. – Поищи её фото в сети. Это такая огромная, монументальная баба (я не в обиду говорю так, она правда архетип Бабы), — поймешь, каких интересно лепить и рисовать. Атмосфера на сессиях приятная – по крайней мере, мне попадались все в приподнятом настроении, расслабленные, доброжелательные. После мы обычно ходили в кафе неподалеку, где я проедала половину только что заработанных денег.

Кто кого чаще ищет – натурщики художников или наоборот? По-разному. В основном на занятие приглашают своих знакомых, с улицы людей крайне мало. У кого-то из студентов обязательно должен быть при себе анатомический атлас, хотя, как показывает опыт, его с собой чаще всего носит преподаватель. Анатомию нужно знать назубок, чуть ли не вровень с медиками: иначе не получится достоверно изобразить мелкие мышцы. В каждый отдельно взятый момент времени ты, как художник, должен быть способен объяснить, что конкретно ты изображаешь: широчайшую мышцу спины, плюсневые косточки, скулы или еще что-то. Оттого художники отвешивают самые небанальные комплименты: ах, девушка, какие у вас ключицы изящные, а длинная мышца шеи как красиво лежит! Это не от стремления выделиться, а искреннее восхищение.

Ради заработка, насколько мне известно, в натурщики особо не идут – от 120 до 150 гривен в час – это не так много по нынешним меркам (плюс дорога туда и обратно, плюс усталость). Если безработные (а я на тот момент была отчаянно безработной) хотят быстрых денег, они скорее пойдут сдавать кровь или участвовать в соцопросах. Не могу сказать, что работа «натурой» меня раскрепостила – я и так не особо стеснялась своего тела. Мне этот опыт дорог тем, что дал мне нескольких замечательных людей, с которыми я общаюсь до сих пор. А еще пару картин, которые надо не забывать снимать со стены, когда в гости приходит бабушка.

Фото: Hollie Fernando

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: