В годах: что такое эйджизм и сколько можно
Люди запускают такси с беспилотным управлением, готовятся к колонизации Марса, развивают искусственный интеллект, а шутки про пол, религию и возраст продолжают множиться. И если объектами первых двух мы, плюс-минус миллениалы, чаще становимся сами, то блистать остроумием по поводу возраста старшего коллеги, преподавателя или даже близкого человека особо не стесняемся. Хотя недавно Всемирная организация здравоохранения и пересмотрела классификацию возрастов. Теперь люди от 25 до 44 лет считаются молодыми, от 44 до 60 – представителями среднего возраста, от 60 до 75 – пожилого, от 75 до 90 – старческого, а после 90 лет – долгожителями. Но чувство юмора часто побеждает чувство такта, и как ни странно – это вина не только самого человека, а культуры общества в целом.
Здесь, например, женщина жалуется, что её не взяли на позицию продавца из-за того, что ей уже 30 и она не подходит по возрасту. Комментарии радуют один больше другого: часть соболезнующих говорит, что, мол, да – работодатели ищут только «малолетних смазливых дурочек» (эдакий эйджизм наоборот), вторая пишет в духе «так вам и надо», аргументируя тем, что у молодого персонала «меньше гонора и негативной энергии», а «старики после 30 лет могут и на других местах работать». А вот тут известная украинская писательница и поэтесса Марьяна Савка рассказывает подслушанную историю о 35-летней женщине, которой отказали в работе из-за того, что руководителю был 21 год. Комментарии под её постом полны как подобных грустных историй, так и более оптимистичных, но главный вывод – эта тема до сих пор табуирована в нашем обществе.
Если вам кажется, что проблема ущемления людей старшего возраста – удел последних нескольких лет, то это не так. Например, на просторах сети был найден материал 2010 года, где журналистка «в поисках работы» по телефону представлялась потенциальным работодателям 50-летней женщиной. В 28 случаях она получила 24 отказа. Из самых ярких: «мы даже уборщиц старше 40 лет на работу не принимаем» (при попытке устроится администратором в салон красоты) и «раз вы такая спортивная – идите в спорт» (в магазин нужен был продавец. Работодатель сомневалась, что женщине в 50 будет под силу проводить много времени на ногах, а когда журналистка заметила, что она очень спортивная, то получила такой ответ).
Вопрос дискриминации по возрасту актуален уже много лет – вот только открыто и громко говорить о нем начали относительно недавно. За границей дело обстоит немногим лучше: наверное, существенное отличие лишь в том, что там люди стремятся отстаивать свои права и готовы засудить любого, кто только попадет под горячую руку. В своих попытках сохранить коллектив «молодым и бодрым» дело часто доходит и до абсурда. Например, в сентябре многие СМИ писали об истории, случившейся с Джоном Шейнбергом, который проработал 21 год в компании Apple в должности одного из ведущих разработчиков. Он взял перерыв в работе на несколько лет и в возрасте 54-х решил вернуться, попробовав себя в роли консультанта в Apple Store. Но ему отказали. Угадайте, почему.
Мы восторгаемся 80-летними спортсменами, бегущими марафоны, и моделями, которые в свои 60 выглядят элегантнее и ярче любого сегодняшнего хипстера. Но продолжаем искренне удивляться, когда родная бабушка вдруг решает сдать на права, а пожилой сосед покупает своей половине цветы без повода. Мы шутим о том, что некоторых звезд отечественной эстрады пора уже выносить со сцены вперед ногами, иначе сами не уйдут, забывая, что многие наши зарубежные кумиры – тоже в возрасте и тоже продолжают гастролировать. Мы уверены, что наши стартапы «выстрелят» и даже о самом слове «пенсия» можно будет забыть, а в это же время в Силиконовой Долине разработчики делают себе инъекции ботокса и операции по пересадке волос.
Не секрет, что многому виной современная реклама, проповедующая молодость любой ценой. В 30 ты должен выглядеть на 20, в 40 – на 30, а в 50 и вовсе нужно стремиться к тому, чтобы попасть на обложку Playboy, например. Специалисты всех мастей убеждают нас, что гены – это меньше половины успеха, большая же её часть в наших руках. И тут начинаются самые разнообразные формы спекуляции на возрасте. Мимические морщины? Будьте добры использовать крем. Болит спина? Чудо-пояс из «Телемагазина» уже ждет вас. Судьба не сложилась? Держите книгу «Как начать жизнь в 30-40-50». По-другому ведь решить проблемы вряд ли получится.
Многие ученые главной причиной эйджизма называет геронтофобию – боязнь или враждебность по отношению к пожилым людям. В уме складывается логическая цепочка: старость = необратимость смерти. Пытаясь дистанцироваться от этого, человек замещает свои страхи на предрассудки о возрасте. И продолжает жить в полной уверенности, что все время мира – в его руках. Наверное, здесь должен быть вывод, но вместо этого я иду смотреть новый эпизод сериала Younger: там женщина за 40 притворяется 26-летней, чтобы иметь возможность работать и оплачивать счета. О дивный новый мир.
Фото: Jasper Bastian