Дуайт Роден – о классическом и современном танце, вызовах в работе и украинской публике
Я и Дезмонд Ричардсон (сооснователь Complexions Contemporary Ballet – прим. ред.) в 1994 году были танцорами в балетной труппе Элвина Эйли. Дезмонд решил покинуть труппу, чтобы перейти во Франкфуртский балет. Я же понимал, что хочу больше сосредоточиться на хореографии, поэтому мы решили сделать совместный проект, куда пригласить многих наших друзей и просто хороших танцоров из разных танцевальных сообществ Нью-Йорка. Мы не рассчитывали создавать свою труппу – только единоразовый перформанс. Но когда мы начали создавать шоу и соединили вместе всех этих танцоров с очень разным бэкграундом, мироощущением и стилем, то получили такой незабываемый опыт и в процессе репетиций, и во время выступления на сцене, что поняли: это что-то очень особенное и мы должны продолжать проект. В тот момент и пришла мысль о создании своей балетной труппы: что получится, если собрать стольких разных танцоров вместе? Мы понимали, что делаем нечто уникальное, но не ожидали настолько волшебного результата.
На тот момент я не имел понятия, каково это – быть руководителем. Я был обычным танцором, который сошел прямиком со сцены: создавал свои небольшие хореографические постановки, имел успех в труппе Элвина Эйли и нескольких других в Нью-Йорке, но не больше. Главным страхом тогда была мысль: а умею ли я делать работу, за которую взялся? Возможно, да, а может, и нет. А главной надеждой было то, что мы все же сумеем создать настолько особенный проект, насколько я ощущал его таким во время репетиций. Я очень рассчитывал, что нам удастся сделать свой маленький танцевальный мир устойчивым, сохранить его.
Подобрать команду для Complexions было своеобразным вызовом. Конечно, было бы намного легче найти танцоров с похожими стилями, но мне это было неинтересно. Гораздо интереснее – искать различия: между людьми, их идеями, мироощущением, телами и внешним видом. А еще ведь репертуар, музыка – я хотел, чтобы все это было очень эклектичным. Мы хотели сохранить статус-кво, остаться уникальными. В том числе, комбинируя классические основы с современной чувствительностью. Дезмонд в то время также увлекался поп-локом (разновидность хип-хопа – прим. ред.) и брейк-дансом. Я экспериментировал со всеми стилями. Мы хотели иметь возможность свободно заниматься всем этим, ведь раньше никто такого не делал!
В танцорах я ищу сильную технику, в частности, классическую базу. В то же время – свободу управлять своим телом, страсть, пластику и атлетизм. Мы ищем все эти качества, но также пытаемся найти людей, готовых более-менее готовы покидать свою зону комфорта. И еще не нужно привязываться к ярлыкам – «я балетный танцор» или «я современный танцор»: главное – это сам танец.
Наши танцоры не придерживаются какой-то определенной диеты – все зависит от них самих. Они тратят очень много энергии и должны компенсировать её. Но думаю, что главное – просто питаться правильно и стараться избегать джанкфуда. Что касается моих гастрономических пристрастий здесь, то, например, вчера посетил ресторан азиатской кухни BAO, и пока что он наверху моего списка любимых мест в Киеве.
Как ни странно, рабочий день нашего танцора – с 10:00 до 18:00. Мы начинаем с занятий по балету утром, что занимает около 6 часов. Важно соблюдать баланс работы и личной жизни: танцоры не должны проводить все время на тренировках. Нужно посещать чужие перформансы, ходить в кино и ресторан, правильно и вкусно питаться, проводить время с друзьями и семьей. Этого тяжело достичь в Нью-Йорке – он слишком быстр во всех отношениях. Удается ли мне соблюдать эту гармонию? Не думаю, все же я работаю слишком много. Когда я не на репетиции, то часто слушаю музыку для своих следующих постановок или общаюсь с дизайнером. Кроме того, нельзя забывать и о финансовой стороне: в Штатах все стремятся постоянно повышать свои доходы, поэтому и творчество без бизнеса – никуда.
Сегодня в составе балетной труппы Complexions 15 танцоров, а также Дезмонд Ричардсон, который также будет выступать на сцене вместе со всеми во время шоу в Украине. Мы чувствуем себя одной семьей: возможно, из-за того, что нас действительно меньше по сравнению с составами других балетных трупп.
Мой последний визит в Украину в апреле совпал с днем рождения. В тот день мы также выступали. Обычно перед выступлением мы все становимся в круг, беремся за руки, проговариваем, что хотим передать во время шоу. После этого желаем друг другу хорошего выступления и говорим о том, чего хотим достичь для всех и каждого. Наш девиз: «Ничего не доказывать, делиться всем».
Как хореограф, я создаю постановки специально для и под своих танцоров. Думаю, самое сложное в моей работе – это осознать такую ответственность и быть способным честно признать тот факт, что я хочу создать нечто поначалу неочевидное для танцора или заставить его двигаться так, как пока ему неудобно. Мой вызов – это помочь им увидеть возможность для роста и стать более экспрессивными, пленяющими танцорами. Нужно вдохнуть в них мужество работать, несмотря на тяжелые дни.
Больше всего я люблю общаться с людьми и продолжаю заниматься своей работой исключительно по этой причине. Работа с такими разными талантливыми танцорами со всех уголков земли придает мне энергию, помогает расти над собой. Хотя они думают, что это я им помогаю (смеется).
Мое любимое место в мире – это Тель-Авив. Люблю выступать в Израиле – там потрясающая энергетика. Также люблю приезжать в Украину и Россию – тут своя сложившаяся танцевальная традиция, поэтому я радуюсь тому факту, что люди радуются нам здесь. Раньше я думал, что ваша аудитория больше воспринимает классику, поэтому ей будет не так интересно с нами. Но как правило, люди относятся к нам с большим любопытством и поддерживают.
После выступления в Киеве Complexions Contemporary Ballet выступит и в других городах Украины: 30 ноября – в Одессе, 2 декабря – в Харькове и 5 декабря – во Львове.