Спецпроєкти

Золотая лихорадка: как в других странах национализировали банки и к чему это приводило


Главная тема последних дней – национализация «Приватбанка». Многих она напугала, кого-то рассердила, другие только укрепились в своем скепсисе в отношении «власть имущих». Мы же предлагаем совершить экскурс в историю и посмотреть на примеры других стран. Рассказываем, по каким причинам проходила национализация банков в Исландии и в Индии и к чему она привела.

Исландское чудо

574ad2659105844e018c5c24-1450

В 2008 году Исландия оказалась на пороге банкротства. Три главных исландских банка – Landbanki, Kapthing и Glitnir – лопнули и были национализированы, а крона упала относительно доллара вдвое и потеряла 85% стоимости по отношению к евро. В ноябре 2008-го в стране начались массовые протестные акции – так называемая «кастрюльная революция» (демонстранты выходили на улицы с кухонной посудой). Протестующие совершили осаду парламента, происходили стычки с полицией. Все это привело к отставке правительства.

Как до этого дошло?

В начале 2000-ых в Исландии наблюдался небывалый рост экономики, все считали это настоящим чудом. Местные газеты с гордостью писали «миллионер купил такую-то компанию – в Англии, Финляндии, во Франции», но никто не писал правду: «миллионер взял миллиардный кредит на покупку компании – и взял в вашем банке». На самом же деле после приватизации в 2003-м году исландские банки набрали кредитов на 123 миллиарда долларов – это в 10 раз превышало ВВП страны. В это же самое время американские консалтинговые фирмы, проверяя работу банков (даже в феврале 2007-го, когда явно запахло жареным), никаких нарушений не обнаружили, выдав этим банкам высокий рейтинг. Когда мировой финансовый кризис начал активно шагать по планете, Исландия этого выдержать уже не смогла.

После протестов и объявления о немедленной отставке правительства, в тот же день исландский премьер-министр Гейр Хорде сообщил о назначении досрочных парламентских выборов на 25 апреля 2009 года. На выборах консервативная Партия независимости, которая до этого правила в стране 18 лет, показала худшие результаты за всю историю (23,6% голосов избирателей). Победу одержала так называемая «левая коалиция»: Социал-демократический альянс (30,3% голосов) и Лево-зеленое движение (21,7% голосов) сформировали коалиционное правительство с премьер-министром Йоханной Сигурдардоттир во главе.

Банкротство страны — это еще полбеды. Одновременно с исландским кризисом потеряли свои деньги 300 тысяч вкладчиков в Великобритании и около 100 тысяч вкладчиков в Нидерландов. Правительства этих стран частично возместили потери своим гражданам, но тут же выставили счет Исландии на 4 миллиарда евро (выплата в течении 15 лет с 5,5% годовой ставкой). Для того, чтобы погасить долги страны, каждый житель Исландии (включая и самых младших, и самых старших) должен был платить по 100 евро каждый месяц в течении вышеуказанных 15 лет – это по самым грубым прикидкам.

05_iceland

Дальнейшее развитие событий в Исландии после этих выборов часто описывают как «экономическое чудо» и «историю, которую замалчивают в СМИ». Исландцы справедливо возмутились: почему они должны платить из своего кармана за ошибки банкиров? Их поддержало правительство: Олафур Рагнар Гримссон, президент страны, отказался ратифицировать закон, согласно которому ответственность за колоссальные долговые дыры, проделанные недобросовестными финансистами, возлагалась на простых граждан. Вместо этого он решил созвать референдум.

Дальше все произошло как в сказке. В адрес Исландии посыпались санкционные угрозы мирового сообщества в ответ на их отказ «действовать по инструкциям». Правительство Великобритании пообещало заморозить все счета и сбережения исландцев, МВФ грозился лишить государство какой-либо помощи. Это не остановило исландцев от принятия решения: по результатам мартовского референдума 2010 года большинство (93%) проголосовало против выплаты долгов.

Конечно, в ответ на это МВФ тут же заморозил кредитование, но исландцы, как сообщается, «взяли ситуацию в свои руки». Инициировали уголовное преследование банкиров, ответственных за финансовые махинации, обанкротившие страну (судебные процессы по этим делам продолжаются и по сей день). А главное: исландцы сочинили новую Конституцию. Чтобы ее разработать, народ Исландии избрал Конституционный совет, в который вошли 25 граждан. Простые люди – рыбаки, фермеры, врачи, домохозяйки – были избраны из числа 522 взрослых, не принадлежащих ни к какой политической партии, каждого из которых рекомендовали как минимум 30 граждан. Сам текст Конституции сочинялся онлайн: через фейсбук, электронную почту, комментарии.

Заканчиваются тексты об «исландском экономическом чуде» сообщениями о том, что государство вот-вот вернет свою экономику на докризисный уровень. В общем, удивительная история о победе настоящей демократии и «власти народа».

Но действительно ли все происходило именно так?

pots-and-pans-revolution

Да, масштабное разбирательство по банковскому кризису действительно началось, экс-руководителям банков Kaupthing и Landsbanki предъявили обвинения в махинациях с ценами на акции. В 2011 году на скамье подсудимых оказался и бывший премьер-министр Гейр Хорде. Ему вменяли преступную халатность, поспособствовавшую финансовому коллапсу страны, но уже в апреле 2012 года обвинения с Хорде были почти полностью сняты. Политика признали виновным лишь в том, что он вовремя не предупредил министров о начавшихся проблемах (не созвал специальные собрания). Это обвинение не предполагает штрафа или какого-либо срока заключения, поэтому Гейра Хорде отпустили.

В 2015 году семи из девяти бывших директоров банка Kaupthing были вынесены обвинительные приговоры, за «крупные финансовые махинации и злоупотребление доверием». При этом наказание в виде отбывания тюремного срока получили трое. Бывший глава банка Хрейдар Мар Сигурдссон (Hreidar Mar Sigurdsson) был приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы. Председатель совета директоров Сигурдур Ейнарссон (Sigurdur Einarsson) получил пять лет. Ингольфур Хельгасон, директор исландского филиала банка, получил 4,5 года тюремного срока. Остальные получили условные сроки. Осужденные банкиры получили сроки в наиболее лояльных местных тюрьмах, которые больше похожи на «места содержания» и где им не придется сидеть с настоящими криминальными элементами.

На апрельских выборах 2013 года та самая революционная «левая коалиция», совершившая «чудо», потерпела сокрушительное поражение – и к власти пришли правоцентристы, которые и правили страной до кризиса 2008 года.

Проект «народной конституции», писавшийся простыми людьми в онлайне, оказался сильно не проработан, в результате чего (и после смены власти) до сих пор находится на рассмотрении в парламенте.

По результатам парламентских выборов, прошедших 29 октября 2016 года, у руля вновь оказалась правоцентристская Партия независимости. А радикальный ветер перемен и народного волеизъявления подул совсем с другой стороны: исландский президент Гвюдни Йоуханнессон решил доверить формирование правительства страны членам Пиратской партии, которая по итогам выборов заняла третье место. Это как минимум свидетельствует о том, что традиционные мейнстримные партии вызывают народный гнев и недоверие – именно по этим причинам в Исландии (как и по всему миру) все больше внимания к себе привлекают Пиратские партии анархистов, защитников личной информации граждан и противников копирайта.

Тем временем, уровень безработицы в Исландии упал с пика 9,3% в марте 2010 г. до 2%, рост ВВП в 2016 г. ожидается на уровне 4%. Сумма исландского долга (да, он все же существует), принадлежащего иностранным фондам, эквивалентна примерно 10% ВВП страны по сравнению с пиком примерно на уровне 40%. Исландия все еще должна МВФ, северным странам и Польше $1,8 млрд, но из критического положения государство постепенно и уверенно выходит благодаря стабилизации своей экономики (через рынок инвестиций, повышение стоимости жилья, прибыль с геотермальных источников и подъем туристической сферы).

В общем, они выкарабкались. Хоть и не совсем благодаря некоему «сказочному чуду», о котором писали СМИ.

Индия

bank_natio

Индийская банковская система появилась во времена существования британской Ост-Индской компании (East India Company), которая в 18-19 веках контролировала почти всю территорию индийского субконтинента. Самыми первыми индийскими банками были банк Гиндукуша и Генеральный банк Индии, созданный частными лицами в 1786 году и уже не существующий. Затем появились банк Индостана и Бенгальский банк (1806). Практика частного владения банками преобладала вплоть до получения страной независимости в 1947 году. Все это время банковская система была благосклонно настроена к бизнесменам, но при этом игнорировала гораздо более «бедный» сегмент агропромышленников. При этом сельское хозяйство являлось «позвоночником» индийской экономики – и стало ясно, что банковской системе требуется реформа.

Правительство Индии желало принимать активное участие в экономической жизни государства – и в связи с этим была принята концепция смешанной экономики: создания двух секторов, государственного и частного, которые функционировали бы независимо друг от друга. Регуляция частного сектора происходит с помощью системы сдержек и противовесов (лицензии и законодательства). Рост государственного сектора происходит через создание филиальной сети в регулируемых отраслях и национализацию тех институтов и предприятий из частного сектора, которые не добились желаемых экономических показателей.

В 1955 году был национализирован Государственный банк Индии (ГБИ) – и с тех пор этот процесс продолжается по сей день. В 2011 году, например, национализация коснулась банка IDBI, а в 2014-м – Bharatiya Mahila Bank. На сегодняшний день в экономике страны принимают участие 29 банков с мажоритарным участием государства.

101525224-icici_bank-1910x1000

Основные цели национализации банков: помощь сельскохозяйственному сектору, малому бизнесу и прочим нуждающимся во вливании ресурсов сферам. Контроль частных монополий, который до этого был невозможен, когда банками владели частные лица. Расширение банковской деятельности и сокращение региональной диспропорции (например, появление банков в деревнях). Поддержка сельскохозяйственного сектора в качестве приоритетного сектора кредитования.

В целом между банками и клиентами исчезли многие социальные и политические барьеры. Скажем, благодаря национализации у банков отпала нужда переживать о рентабельности своих офисов – и это помогло значительно расширить клиентские базы за счет размещения филиалов в многочисленных селах и пригородах.

Есть у этой системы и минусы. Профсоюзное давление, недостаточно четкая система делегирования полномочий и, главное, отсутствие острой необходимости в росте и развитии, внедрении инноваций в банковском деле.

Однако можно сказать, что национализация оказала положительное влияние на индийскую экономику и в целом оказалась «смягчающей подушкой» для государства в кризисные времена. Арун Джейтли, министр финансов Индии, отметил, что благодаря реформе национализации страна гораздо быстрее оправилась от мирового финансового кризиса, чем экономики других стран.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram