Cпецпроекты

Как Иван Дорн изменил украинскую поп-музыку


0 1065 0
Уже 17 декабря в столичном МВЦ Иван Дорн представит свою новую программу «Jazzy Funky Dorn». Перед концертом мы рассказываем, каким образом артисту в одиночку удалось произвести революцию на украинской музыкальной сцене, а сам Иван отвечает на некоторые наши каверзные вопросы — о шансоне, снобизме и необходимости делать хип-хоп.

В наши дни характеристика «продюсерский проект» чаще всего носит негативную окраску, вызывает ассоциации с бездушным просчетом «целевой аудитории», «коммерцией» и прочим ужасом любого приличного меломана. Неизвестно, кто в большей степени несет за это ответственность. Недобросовестные продюсеры, массово проталкивающие в эфиры бездарностей? Программные директоры радиостанций и телеканалов, понизившие планку качества до предела? Или же сами слушатели, которые плохо разбираются в устройстве поп-музыки и для которых любой ход, идущий вразрез с «пением от души» — это автоматически «продажная музыка», не стоящая внимания?

Как бы там ни было, «Пара Нормальных» — первая группа Ивана Дорна — это на 100 % продюсерский проект. В 2007 году босс холдинга «Медиа-Профиль» задумал открыть продюсерское агентство Catapult Music, директором которого стал Андрей Гулык, ветеран отечественного шоу-бизнеса. Первым артистом Catapult Music стал певец Алекс Луна, обладатель редкого голоса — контратенора. Но продвижение этого артиста оказалось крайне сложным делом: под его голос с трудом подыскивались интересные песни, а сложная эстетика Луны, отсылающая разом к Клаусу Номи и проекту Antony and the Johnsons, не нашла особого отклика у местной публики. После выхода дебютного альбома исполнителя «Свет Луны» контракт с ним был разорван, а Catapult Music переключилось на проект «попроще» — группу «Пара Нормальных», дуэт «мальчик + девочка», поющий (далеко не самыми глупыми словами) про дела сердечные. На роль «мальчика» выбрали Ваню Дорна — настоящего супермена, который к своим тогдашним восемнадцати годам успел получить КМС по бальным танцам, обладал первым разрядом по плаванию и по легкой атлетике в качестве спринтера, занимался хип-хопом, пел джаз… А «девочкой» стала Аня Добрыднева, которая до участия в группе тоже много экспериментировала — и умудрилась объединить в своих творческих поисках участие в хоровых коллективах и джаз-хоралах с вокалом в агрессивных металлических группах.

«Простота» далеко не всегда означает «примитив»: творчество дуэта трудно было назвать совсем второсортным, но практически сразу стало ясно, что Ивану Дорну слишком тесно в обрисованных для «Пары Нормальных» рамках. Дуэт выпустил два альбома — и уже в 2010 году развалился. Точнее, Иван ушел из проекта, а на его место взяли нового участника, но очевидно, что без него эта затея не имеет особого смысла. Вдобавок ко всему Дорн умудрился поругаться с тогдашним директором канала М1, который, как вспоминает артист, затем обзвонил базу своих контактов и оставил про Ивана не самые лицеприятные отзывы.

Но уже через год после всех неурядиц выходит песня «Стыцамен», которая за рекордное количество времени умудряется поразить практических всех — от снобов и творческой элиты до простых посетителей курортных дискотек. Сопротивляться «обновленческой» энергии этой композиции просто невозможно. Обновленческой хотя бы потому, что именно с появлением Дорна связывают расставание отечественной, да и вообще постэсэнгэшной поп-музыки с советским прошлым и замшелыми эстрадными традициями. Продакшен трека наконец-то оказывается не менее важным, чем пение и мелодия — во многом это заслуга именно Дорна.

В 2012 году выходит дебютный альбом Ивана Дорна Co’n’Dorn. К этому моменту артист уже стал суперзвездой, а многие рефрены из его песен, что называется, ушли в народ. «Не надо стесняться» — это вот про то самое время, когда даже самые застенчивые люди вдруг почувствовали в себе силы двигаться под музыку после парочки коктейлей, началась повальная волна открытия новых «хипстерских» баров «под Европу» и так далее.

При этом с музыкальной точки зрения трудно назвать дебютный альбом Дорна революционным. Мягкий грув, прилипчивые мелодии, сделанные по канонам Фаррелла Уильямса, раскованное пение (то интимное, как шепот на ухо, то вдруг резко развязное), умеренные лингвистические игры с русским языком в текстах. На пластинке нет особенного эпического размаха или же чего-то кардинально нового, однако есть принципиальная и ключевая особенность: Дорн — это максимально «не советский» сонграйтер. Он не рос на русскоязычной эстраде, в нем нет этой бесконечной ностальгии по японским синтезаторам, по Тото Кутуньо на пластинках и пронзительному пению ранней Аллы Пугачевой. Дорн всегда стремился «на Запад». Не отрицая «Советский Союз», нет (в его музыке отсутствует противопоставление себя всем остальным), просто у Дорна с самого начала все было по-другому.

63516_0

Когда в 2014 году вышел Randorn, стало ясно, что по части музыкальной эрудиции, особенного чутья на мелодии и аранжировки, смелости и готовности к экспериментам в рамках трех-четырехминутных песен Ивану Дорну нет равных. И это нисколько не преувеличение. Дело в том, что если снова оглянуться на некий срез тогдашней отечественной музыки (что в 2014-м, что сейчас), станет ясно следующее: наши артисты, конечно, научились стирать географические границы и, скажем, хорошо отслеживают всю «актуальную» музыку рангом от Disclosure и заканчивая какими-нибудь любимцами сайта Pitchfork вроде How to Dress Well. Но среди них поголовно наблюдается старый добрый метод стилизации: «подснять тут, позаимствовать там».

Дорн же отличается от всех своим музыкальным мышлением. Да, от Randorn, если разбирать его на составные части, может просто закружиться голова. Здесь мы слышим и остроактуальный британский хаус, и винтажный синтипоп, и призраки Принса, и проникновенный соул под синтезатор — перечислять все отсылки можно очень долго. Но самое главное — не сам факт этой эрудиции, а то, насколько умело Дорн это все комбинирует и сплетает в единое музыкальное повествование. От него невозможно устать, потому что это не «выдержанная» пластинка — это бесконечный жанровый хамелеон и головокружительные американские горки, которые к тому же происходят на фоне цепких слов и фраз вроде «Прости, наука, я на два шага впереди», которые можно выдергивать из песен до бесконечности.

Иван Дорн мог бы придерживаться выбранного курса — и все равно оставался бы главным музыкальным инноватором страны. Но ему слишком скучно повторять одну и ту же историю. Именно поэтому совсем скоро мы услышим очередной «апдейт» артиста, который не опасается сделать неверный шаг или оказаться непонятым, не боится перемен. Он, собственно, и есть ветер этих самых перемен.

В блиц-интервью bit.ua Иван Дорн объяснил, почему в нашей стране популярен шансон, дал действенный рецепт от снобизма и рассказал, в какую сторону движется прогрессивная поп-музыка.

О старте

«Я считаю, что группа “Пара Нормальных” — это краткосрочный успех, который ничто вокруг не предвещало. Ощущение неловкости было, когда несколько раз натыкался на треки, звучащие по радио. Мне неловко далеко не за всё, что мы записали, будучи в группе, и я, бывает, возвращаюсь к песням “Поломано”, “Не улетай”, “Хеппи-энд”».

О продюсерах

«Для меня личность продюсера в начале карьеры (период группы “Пара Нормальных”) была важна в том смысле, что это была персона, которая имела окончательное право голоса. Так было указано в нашем контракте. Тут хочешь или нет, но нужно было с этим мириться — я человек порядочный. От меня и Ани исходили идеи, и я не скажу, что мне приходилось постоянно страдать от того, что продюсер был с ними не согласен. Он довольно быстро отдал поводья в наши руки и дальше только лишь руководил бюджетом. Почему такой двоякий стереотип? Просто подобные циничные продюсеры действительно есть и, соответственно, таких интереснее популяризировать в медиапространстве (кино, сериалы, клипы)».

7f943749-7d50-448c-9888-7173919b8375

О том, как преодолевать снобизм

«Нужно почаще встречаться со старыми друзьями, которые уж точно расскажут тебе, насколько высоко ты стал мерить».

О любимых «вечных» исполнителях

«Чайковский, Шопен, Хачатурян, Хэнкок, Эл Джерро, Колтрейн… Я люблю их за классику!»

О глубине современной поп-музыки

«В этих альбомах (Lemonade Бейонсе, новый альбом Фрэнка Оушена, пластинки Адель и Ланы Дель Рей) достаточно много самой музыки по сути. Очень богатые аранжи на смелые решение, новые сочетания, странную форму песни, подход к мелодике. Критериев куча, но все гласят о том, что смена классических форм рождает новую современную классику. Время пришло».

О выборе артистов для лейбла Masterskaya

«Я нацеливаюсь на самородков, близких мне по духу. Одно другому не противоречит, но артист должен быть честен к музыке и близок по вкусам с командой «Мастерской». Честен — это значит «в первую очередь ради музыки»! Например, когда ко мне в руки попались демозаписи Constantine, вот тогда-то я и решил, что лейблу — быть. У него настолько крутой материал, что я сразу понял: за репутацию лейбла переживать не стоит».

 

О хип-хопе и Канье Уэсте

«Для личного удовольствия я слушаю A Tribe Called Quest, Фаррелла Уильямса, The Roots, The Fugees, Mos Def, Busta Rhymes, Снуп Дога. Почему выбрал этот жанр следующим для своих экспериментов? Я решил достать из себя рэп, так как рэп — это неотъемлемая часть меня. А про Канье Уэста я думаю следующее: для меня он закончился как интересный артист еще в 2007 году. Но с того момента он открылся как гений и генератор: идей, концепций, скандалов, коллабораций, интриг».

О популярности шансона

«Шансон — это жанр, в котором доступным языком описаны простые герои. В знакомых ситуациях, с примитивным мелодическим ходом — да это же самое коммерчески успешное решение в музыке!»

О барьерах восприятия

«Те, кто не следят за модой и не знают, что такое R’n’B, они и не откроют для себя модных веяний и R’n’B-мотивов и в моей музыке. Я понимаю, кого именно вы имеете в виду. Допустим, мой папа — он из их числа и считает, что это звучит “по-заграничному”».

О фильме, который хотелось бы снять однажды

«Это был бы триллер с неожиданным концом о сумасшедшем маньяке, которого спасли от одиночества на необитаемом острове!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: