Cпецпроекты

Феномен «голого шефа»: как Джейми Оливеру удалось стать таким крутым


0 1941 1
Почему Джейми начал работать на кухне с пяти лет, за что попал в список «100 худших британцев» и как выбил у британского премьер-министра 280 миллионов фунтов на реформу школьного питания — в нашем материале.

У человека, выросшего на постсоветском пространстве, кулинарные шоу чаще всего ассоциировались с Андреем Макаревичем и Борисом Бурдой. В голодные 90-е в воскресное утро перед телевизором собиралась вся семья — посмотреть, как готовить майонезные салаты с ананасом, которые прочно закрепились в жизни среднестатистического украинца до сегодня. В это же время где-то в параллельной вселенной зажигалась звезда Джеймса Тревора Оливера, которому было суждено «вернуться к истокам», изменив кулинарию и наше отношение к ней.

Все свое детство Джейми провел на кухне. Его родители владели небольшим пабом в графстве Эссекс в Британии. С пяти лет он принимал участие в уборке заведения, а в восемь уже имел собственный шефский нож, которым легко измельчал ингредиенты для блюд. Что касается учебы в школе, то здесь он особо не преуспел. Страдая дислексией, Джейми имел проблемы с чтением, из-за чего не мог заниматься академической работой. В 16 лет он поступил в Вестминстерский колледж кейтеринга, по окончании которого уехал на краткую стажировку во Францию. После возвращения в Британию молодой человек начал работу в ресторанах, которая привела его на кухню в River Café.

Дальше случилось то, что определило звездный час шефа. Коллега Джейми по кухне заболел, поэтому парень подменял его в день, когда в River Café снимали телепередачу. На следующее утро после выхода шоу Джейми Оливер проснулся знаменитым — из-за его харизмы, непосредственности и ямочек на щеках предложения о работе на ТВ поступили сразу от нескольких продюсеров.

Позже парень признался: после того как стало известно, что его шоу будет называться Naked Chef («Голый шеф»), он больше всего волновался, не подумает ли мама, что он стал порнозвездой. Тем не менее название попало в точку: оно отвечало стилю его готовки, лишенной изысков, сложных ингредиентов и трудоемких процессов. В первых сериях передачи, которая вышла на экраны в 1998 году, кулинария Джейми переплеталась с историей его жизни в модной квартире, снятой для него телекомпанией. Кроме нашего героя, в кадре постоянно присутствовали якобы его друзья — интересные и раскрепощенные гости. Скрытый посыл продюсеров был такой: готовь как Джейми и сможешь тусоваться с крутыми ребятами на дизайнерской кухне.

Интересно, что для шоу Джейми не нужно было ничего играть или изображать — он просто был собой. Одевал удобную одежду «простого парня», использовал речевые каламбуры, которые стали фишкой его передач, выступал за традиционные ценности и простую доступную еду для всех. Более того, ему удалось стать той самой «золотой жилой», сумевшей объединить, казалось бы, две несовместимые аудитории — женскую и мужскую. Так, он называл фасоль борлотти «Астон Мартин среди фасоли» и ставил дуршлаг со сваренной пастой прямо на стол, не заморачиваясь тем, что за пару секунд тот был залит водой, что подкупало мужчин по всему миру и заставляло их выключать новости и идти экспериментировать с ужином. С другой стороны, Джейми прочно закрепился в сердцах женской аудитории — готовя забавно и привлекательно, он не усложнял задачу своим зрительницам, заставляя их искать в магазинах трюфеля, маринованную оленину или цветок папоротника.

Казалось бы, ничто не предвещало беды, но в 2000 году шеф принял предложение стать лицом супермаркета Sainsbury’s. Его присутствие в рекламе стало не просто повсеместным — оно начало раздражать и быстро сгущать тучи над головой телеведущего. Первым его бросил канал BBC, назвав парня «подделкой». Затем дров в огонь подбросили коллеги-кулинары, ополчившись против того, что Джейми, которому доверяли миллионы, начал рекламировать еду второго качества. Под конец его занесли в список «100 худших британцев». После такого обычно не оправляются, но у Джейми был свой план. Его собственный продакшен Fresh One Productions начал съемку новой передачи, где шеф давал шанс 15 молодым людям, попавшим в беду, начать карьеру в сфере гостеприимства в одном из его ресторанов. Он обучал их, терпеливо выслушивал, проявлял мудрость не по годам (на время съемки Джейми было 26 лет), поддерживая ребят, от которых отказалось общество. Благодаря всему этому его возвращение на BBC и пьедестал зрительской любви стало триумфальным.

Следующим шагом стал цикл передач о проблемах школьного питания в Великобритании, который вышел в 2005 году. Многие зрители тогда так и не смогли определиться, что было более увлекательно наблюдать: борьбу Джейми с бюрократией на всех уровнях или его попытки убедить детей есть домашнюю еду. Тем не менее ведущему удалось встретиться с Тони Блэром, премьер-министром страны на то время, и рассказать ему о масштабах проблемы. Блэр был впечатлен прямотой и непосредственностью шефа и выделил 280 миллионов фунтов, чтобы реорганизовать и повысить уровень системы питания в школах на протяжении трех лет.

Собственно, так и начался его путь в авторском проекте Jamie’s Food Revolution. Выйдя за рамки кулинарии и телевидения, Джейми начал активно внедрять свои идеи для улучшения системы питания во всем мире. Суть революции заключается в том, что каждый человек, а особенно ребенок, имеет право на хорошую, свежую, питательную еду. Звучит просто, но на деле более 40 миллионов детей по всему миру страдают лишним весом, а еще более 150 миллионов имеют проблемы с ростом и развитием. В связи с этим Джейми призывает всех небезразличных — родителей, отдельных личностей, чиновников, учителей и бизнесменов — приобщиться к диалогу, цель которого — инициировать настоящие, важные и позитивные изменения в том, как дети потребляют и понимают еду. В его программу входит внедрение в систему образования уроков о еде и ее приготовлении, полезных свойствах, работе с пищевыми отходами, заботе о планете и этике потребления. Стоит ли удивляться тому, что во многих англоязычных странах Джейми Оливер возведен чуть ли не в ранг национального героя?

Долгие годы его сравнивают с Гордоном Рамзи, другим известным шеф-поваром и телеведущим. Между знаменитостями давно продолжается негласная война, и часто они не стесняются в выражениях, говоря в интервью друг о друге. Тем не менее за годы работы Джейми удалось обойти Рамзи едва ли не по всем пунктам шефа-телезвезды. Так, его состояние на сегодняшний день составляет более 250 миллионов фунтов, количество ресторанов — около 50, количество изданных книг — почти 30, которых продано около 40 миллионов экземпляров. При этом — ни одной звезды Мишлен. Но нужно ли ему это? По словам самого Джейми — нет, ведь это шло бы вразрез с его принципами: делать простую, понятную и доступную еду, что явно далеко от идеалов высокой кухни.

На ресторанах и передачах индустрия «голого шефа» не заканчивается. На его сайте можно приобрести, кажется, все, что нужно для готовки, начиная от кулинарной книги и заканчивая оливковым маслом или фартуком. Отдельный пункт — мобильные приложения. Некоторые из них являются краткими аналогами его книг (например, о том, как приготовить обед за 30 минут), другие — фаново-оздоровительные. Одно из них, например, каждый день присылает пользователю полезный совет — съесть цветной овощ, устроить 30-минутную медитацию и т.д. — с кратким объяснением, почему это важно и зачем нужно это делать.

Весь этот успех был бы невозможен, не будь Джейми собой — со смешными жестами, яркими словечками, неизменными кедами, безусловной любовью к еде. Среди его принципов и приоритетов — домашняя кулинария, хорошая еда и правильное воспитание детей. К слову, ведущий неоднократно в эфире называл идиотами родителей, которые кладут в школьный обед ребенку чипсы и газированные напитки. Конечно, часть зрителей ополчилась против него после этого, но другая аплодировала стоя.

На прошлой неделе Джейми Оливер был на Всемирном форуме в Давосе, где продолжал отстаивать свои взгляды на правильное питание (и регулярно выкладывать на FB-страницу видеоотчеты). И люди, которые «подглядывали» за его жизнью во время Naked Chef, с не меньшим интересом следят за тем, как шеф немного «играет в политика». Возможно, путь к сердцу зрителя лежит через желудок? Надеемся лишь, что наши чиновники не пойдут от обратного, начав вести свои кулинарные шоу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: