Cпецпроекты

Катерина Кальченко: один день из жизни балерины


0 1871 0
Катерина Кальченко — ведущая балерина Одесского национального академического театра оперы и балета, исполнительница роли Джордан Бейкер в постановке The Great Gatsby Ballet по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. О том, как начинается день балерины, нужно ли придерживаться диеты и где находить вдохновение — в нашем материале.

В балет я попала совершенно случайно. Еще до школы занималась художественной гимнастикой: тогда я была еще совсем маленькой и не особо понимала, этого ли я действительно хочу или нет. Когда началась школа, не было возможности ходить на гимнастику, и родители отдали меня на бальные танцы. Я очень быстро начала схватывать, делала большие успехи, ездила на разные соревнования и всегда брала призовые места.

Почти пять лет я занималась бальными танцами. Потом сложилось так, что наш тренер повел нас в театр, чтобы нас там растянули (в бальных танцах тоже иногда нужно и ногу поднять, и на шпагат сесть). Там я впервые встала возле станка — и до сих пор возле него… Я очень понравилась педагогу из театра. Она сразу сказала: эта девочка — прирожденная балерина. И так в 9 лет я оказалась в балете. Тогда я точно для себя решила, что хочу быть балериной.

Путь был очень сложный: слезы, боль, кровь, постоянное чувство усталости и борьба с собой. Я уехала из дому, когда мне было 10 лет. Поступила в Киевское государственное хореографическое училище. Это время я не забуду никогда — оно стало настоящей школой жизни. Я была домашним ребенком, всегда с мамой, а тут осталась одна. Почти 4 года я плакала, было очень сложно. Каждый день звонили родители, предлагали забрать домой. Я продолжала плакать, но так и не уехала. Наверное, уже тогда был характер, хотела доказать, что все-таки смогу! Так и получилось. Сейчас, выходя на сцену, я счастлива, что стала тем, кем стала.

Обычно я знаю свое расписание на несколько дней вперед. Бывает, что приходится работать и в выходной день, если у меня на носу спектакль — пропускать репетиции и делать выходной я просто не могу. Каждый день нужно работать над собой, над своим телом, оттачивать и доводить каждое движение до идеала. Сцена не любит лентяев: в зале надо выкладываться на 200%, чтобы на сцене получилось 100%. Нервы, иногда страх, переживания перед выходом забирают много сил. В такие дни я просыпаюсь не так рано, как обычно, завтракаю, еду в театр, репетирую — и снова домой отдыхать. Если остаются силы, могу сходить с друзьями в кино.

Репетиция The Great Gatsby в Женеве

В основном у всех артистов балета рабочий день начинается в 10:00 — в это время в зал входит педагог и начинается классический урок. Он очень важен для балерины: занимаясь уроком, мы подготавливаем свое тело для дальнейших репетиций. Даже если дальше нет репетиций, уроком занимаются всегда — он помогает держать себя в форме. Занятие длится час, а после 15-минутного перерыва начинаются репетиции. Их у меня всегда несколько в день: сначала репетирую свой ближайший спектакль, потом могут быть постановочные репетиции новых спектаклей, и так почти до вечера. Когда я приезжаю в Киев и у нас проходят репетиции балета «Великий Гэтсби», мы утром приходим в зал и вечером уходим — оттачиваем все до идеала.

Что касается рациона артистов балета, то здесь все индивидуально. У меня нет никаких диет, и я никогда их не соблюдала: когда большие нагрузки, не успеваешь поправляться. Ну а если вижу, что поправилась, стараюсь не есть после 18:00 какое-то время. Что касается завтрака, то полноценным он у меня бывает только в выходной день. Перед работой особо не ем, так как в 9:30 я уже в зале и готовлюсь к классическому уроку, а наедаться перед нагрузкой не могу. Поэтому мой завтрак — это кофе и йогурт или пару ложек каши максимум.

Постановка The Great Gatsby

Балет у меня забирает столько сил и времени, что чисто физически я бы не смогла еще где-то работать. Конечно, к сожалению, этот адский труд не оценивается по достоинству. Те деньги, что зарабатываю в театре, в основном уходят на питание, балетную одежду, пуанты и частично на лечение, так как бывают очень большие физические нагрузки и тело не всегда выдерживает. Но очень спасают гастроли, где можно еще заработать. Гастроли — еще один большой плюс этой профессии. Я побывала уже во многих странах, танцевала во многих театрах. Для артиста это очень важно: разрядить обстановку, поработать и пообщаться с другими артистами, посмотреть мир, это вдохновляет и заряжает.

Я очень люблю море. Когда есть возможность, я обязательно выбираюсь к нему хотя бы на полчаса — оно меня очень вдохновляет. Еще, чтобы вдохновиться, люблю слушать музыку композитора Макса Рихтера. А так как в конце марта у нас начинается тур по Украине с прекрасным балетом «Великий Гэтсби», буквально на днях я решила еще раз пересмотреть этот фильм и прочитать одноименный роман Фицджеральда.

Постановка The Great Gatsby

В работе для меня самые сложные две вещи: борьба со своим характером и с нервами перед выходом на сцену. Не могу сказать, что у меня совсем плохой характер, но на репетициях он иногда мешает. Просто всегда хочется, чтобы получалось все и сразу, но это невозможно — только каждодневная, изнурительная работа даст свои плоды. Но не всегда хватает терпения и моральных сил, я начинаю нервничать, злиться — и пропадает желание вообще что-то делать. В такие моменты я очень благодарна своему педагогу. Она знает меня с детства и знает ко мне подход: когда надо накричать, а когда поддержать и успокоить. Это очень важно для балерины.

Каждый раз перед выходом на сцену переживаю, как впервые. И ничего с этим поделать не могу. Очень не люблю это состояние, когда ты стоишь за кулисами и твой выход через минуту — дрожь по телу, ладошки влажные. Но когда я делаю первый шаг и оказываюсь на сцене — все: я попадаю как будто в другой мир, настолько вхожу в образ, что забываю о нервах и переживаниях. Есть только я, мои партнеры по сцене, чувства, что я должна передать, и мой любимый зритель.

Постановка The Great Gatsby

Больше всего я люблю момент, когда заканчивается спектакль, ты выходишь на поклон, а зрители начинают вставать и аплодировать. Словами не передать эти ощущения — иногда даже слезы на глазах. И вся эта изнурительная работа в зале, потраченные силы, выплаканные слезы — это стоит того, чтобы получить эти эмоции. Когда к тебе подходят люди за кулисами со слезами на глазах, поздравляют — значит, все получилось, смогла донести, что хотела, и я на правильном пути.

Постановка The Great Gatsby

В нашей профессии травмы неизбежны. Бывает такое, что тело говорит тебе: все, я больше не могу! И я недавно с таким столкнулась, когда ты не можешь работать, как бы ни хотела. На три месяца я выпала из работы, перенесла сложную операцию на ноге. Долгое время она у меня болела, но я все равно работала, не давала ей отдохнуть и как следует не лечила — все боялась упустить время, пропустить выход на сцену. Но к своему телу нужно прислушиваться и иногда давать отдых, чтобы не было таких последствий.

Тур балета «Великий Гэтсби» пройдет 28 марта в Одессе, 30 марта — в Харькове, 31 марта — в Киеве, 1 апреля — в Днепре.

Фото: пресс-служба

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: