Спецпроєкти

Закономерный фурор: как Катя Chilly менялась вместе с украинцами


2
О шестом эфире шоу «Голос страны» узнали даже те, кто телевизор последний раз включал пять лет назад. Всему виной возвращение украинской певицы Кати Chilly после десятилетнего перерыва. Своим появлением на слепых прослушиваниях она произвела настоящий фурор. Разбираемся, почему так произошло.

11-минутный ролик с выступлением Кати собрал за несколько часов 100 тысяч просмотров, а через пару дней – около 600 тысяч. Видео с впечатляющей скоростью клонировалось в ленте Facebook, восхищенные отзывы о певице не утихают до сих пор. На этот раз хайп в соцсетях был вторичным, а не первичным, как в большинстве случаев. И вызвал его именно телеэфир.

Неземная Катя Chilly с диапазоном голоса в три октавы решила вернуться на большую сцену и согласилась принять участие в шоу, хотя изначально не собиралась. Эффект превзошел ожидания по одной простой причине: Катя появилась в нужное время и в нужном месте. Несмотря на множество отзывов в стиле: «Я слушал ее еще до того, как это стало мейнстримом, раньше нужно было глаза открывать», – все вполне закономерно. Такой материал украинцы могут ценить и адекватно воспринимать именно сейчас. Для этого понадобились многие годы, эволюция и революция.

Екатерина Кондратенко начала записывать свои песни в 1996 году: фольклорные и этнические мотивы, народные песни в смелой, современной обработке. Тогда же взяла себе и своей группе музыкантов псевдоним Chilly. Все закрутилось быстро: нестандартная певица стала тогдашней сенсацией фестиваля «Червона рута» и завоевала первое место. Песни из дебютного альбома «Русалки in da House» получились разноплановыми: от убаюкивающей «Подих океану», погружающей в состояние транса, до жесткой психоделической «У землі», которая чем-то напоминает «Ворону» Линды.

Такой материал украинцы могут ценить и адекватно воспринимать именно сейчас. Для этого понадобились многие годы, эволюция и революция.

Сама Катя в интервью позже говорила, что тогда ею руководила «юношеская жажда революционного выхода за границы установленных норм». Тогда музыка независимой Украины только зарождалась: на сцену ворвались «Океан Ельзи» и Green Grey, вернулись из Франции парни из “ВВ”. “ТНМК” были главным конкурентом Кати на фестивале «Червона рута» и проиграли борьбу.

На тот момент миниатюрной девушке ростом 152 см было всего 20 лет, а мощь голоса была настолько ошеломляющей, что о ней потихоньку заговорили все. Но не из-за возрождения украинского фольклора, а из-за сильного вокала и кричаще яркой подачи. Народная сердцевина была довольно грубо обернута в электронную музыку, но на выходе все равно получался качественный по тем временам продукт. Кстати, нетленка вроде «Подих океану» отлично слушается до сих пор.

На фоне задорных ранних «Океанов» и простых как три копейки “ТНМК” с их «Зроби мені хіп-хоп» творчество Кати Chilly действительно было более зрелым. Вряд ли зрители вслушивались в глубокий смысл и пытались наладить связь с космосом, но общее впечатление от неформатной музыки сделало свое дело. В конце 90-х на волне успеха Катя начинает ездить по фестивалям, в том числе за границу.

В гастрольном туре призеров «Червоної рути» произошло то, о чем она мало рассказывает: на одном из концертов Катя упала со сцены, потеряла сознание и сильно повредила позвоночник. Единственным, кто ей помог, был Сашко Положинский. Он отнес ее на руках в машину скорой помощи и поддерживал после. Был долгий период реабилитации, у певицы началась депрессия. Она пересмотрела взгляды на жизнь, поняла, что настоящих друзей и близких людей очень мало, а еще из-за случившегося стала бояться сцены. Подумывала о том, чтобы вообще прекратить выступления, но потом вышла из депрессивного состояния, записала новый альбом и поехала с ним в тур по Англии и России. Ему так и не суждено было увидеть свет, потому что после концертов его решили не выпускать. Позже Катерина назовет его слишком интровертным.

Тем не менее британский тур получился очень успешным: украинскую исполнительницу заметил телеканал BBC и даже записал live-клип на одном из выступлений. Вернувшись после 40 успешных концертов в Англии, Катя снова ушла в себя: занялась учебой, тренингами, самопознанием. Она все еще была в депрессии, не хотела возвращаться в шоу-бизнес, но в 2003 году записала свой первый дуэт с Положинским и выпустила клип. «Понад хмарами» помнят все – песня долго оставалась на пике популярности. Сочетание двух жанров получилось очень органичным, но продолжать в том же направлении артистка не стала.

В 2006-м наконец выходит новый альбом «Я – молодая». Похоже, на этом этапе Катя все-таки решила с головой окунуться в актуальные веяния. Здесь уже есть авторские, а не только народные тексты, а сам альбом получился еще более электронным. Обработанный голос в «Півнях» едва узнается, «Любов моя» вообще похожа на стандартную попсу тех времен, а если убрать вокал из «Зозулі», трек вполне сойдет для техно-рейва. Позже певица скажет, что переоценила ту работу: казалось, что она гениальна, но особого успеха «Я – молодая» не принес.

Если убрать вокал из «Зозулі», трек вполне сойдет для техно-рейва.

Катя снова на какое-то время исчезает, участвует в совместном проекте с джазовым коллективом Solominband, ездит на украинские фестивали уже в качестве хедлайнера, а не конкурсанта. И только в 2010 году признается, что занимается исключительно акустической программой и перестала воспринимать электронную обработку. Этот качественный рост, впрочем, не стал предвестником нового альбома. В 2012 году певица вышла замуж за пианиста Алексея Боголюбова, который сейчас играет в составе ее группы. В 2013 году родила сына, на несколько лет погрузилась в семейную жизнь, а сейчас все-таки решила вернуться на сцену.

Katya Chilly Group презентует новую акустическую программу в Caribbean Club, где выступит 2 марта. В декабре был концерт в Доме актера, но даже малейшего ажиотажа это не вызвало: многие попросту не знали о событии. Очевидно, что после такого долгого перерыва артиста успевают забыть, и нужен сильный ход, чтобы снова приковать всеобщее внимание. «Голос» пришелся кстати, а масштабы отклика, реакция судей, восторги в соцсетях говорят только о том, что люди наконец готовы к такой музыке. Аутентичной, настоящей, без обработки и рафинирования. Украинский фольклор теперь воспринимается иначе, и дело здесь как раз в национальном самосознании. За доказательствами далеко ходить не нужно: live-запись той же «Светлицы» опубликовали на YouTube в рамках проекта «Живяком» еще в 2013 году. За три с половиной года она набрала 11 тысяч просмотров. Несколько положительных отзывов, сдержанная похвала: то же самое могло бы быть, реши Катя идти на какое-нибудь вокальное шоу четыре года назад. Тогда в основной своей массе люди не тяготели к народному и не гордились такой музыкой. Потому что не гордились страной, в которой живут. Не пережили Революцию достоинства и все последующие события.

Live-запись той же Светлицы опубликовали на YouTube еще в 2013 году. За три с половиной года она набрала 11 тысяч просмотров.

То, что раньше украинская культура и музыка воспринимались на уровне шароварщины, уже бесспорный факт. Только спустя годы, через стресс, всплеск патриотизма и вторжение чужой страны на нашу территорию этот стереотип ушел. Это подтверждает на своем примере не только Катя: «ДахаБраха», которой сейчас восхищаются все, начала свой путь еще в 2006 году. И выпустила пять альбомов, прежде чем ее заметили.

Настоящую популярность группа обрела только после Майдана, а еще больше о них заговорили в 2015-м, после выступления в эфире известного британского шоу «Later…with Jools Holland» на BBC. В это же время солист Марко Галаневич в интервью утверждал, что с их творчеством больше знакомы в Сиэтле, чем в Киеве: «Нам в Украине на протяжении многих лет навязывался определенный комплекс неполноценности. Мол, у нас не может быть культуры высокого уровня, мы можем лишь выступать в кабаках, с веночком и в шароварах встречать гостей». Сейчас для «ДахаБраха» такой же благоприятный период, как и для Кати Chilly: украинцы расправили плечи и могут позволить себе любить родное, украинское.

Катя за эти годы выросла: и духовно, и творчески. Переосмыслила свою музыку и поняла, чего хочет на самом деле. Аура, атмосфера и подача остались такими же по-шамански завораживающими. Зато изменилась ее манера разговора, способ общения: чтобы это понять, достаточно послушать несколько старых интервью и сравнить их с новыми.

Кажется, что она знает что-то, что всем нам недоступно.

Вот в далеком 2006-м в эфире М1 миниатюрная блондинка со смехом признается, что пила коньяк на съемках клипа «У землі», а вот на интервью для «112 Украина» пару месяцев назад уже не говорит ничего конкретного, выражается только высоко, образно и абстрактно. Кажется, что она знает что-то, что всем нам недоступно. Катя говорит, что общается с Богом, а высшие силы посылают ей поток энергии, который она обрамляет в песни. Мы не знаем, так ли это, но даже циничным атеистам во время выступления новой Кати Chilly хочется просто закрыть глаза, раствориться в музыке и поприветствовать тысячи мурашек, начинающих забег. Мы можем не быть поклонниками такой музыки, не смотреть «Голос», не ходить на ее концерты, но отдаем должное ее дару. Выросла Катя, выросли мы. Все правильно.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram