Спецпроєкти

Как оставаться современным, если ты – театр


3
Владимир Чалчинский – о новых видах и жанрах театра, которые стоит почтить вниманием.

«Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно», – так высказывает свое отношение к современному театру персонаж пьесы Чехова «Чайка». Пытался ли Чехов выразить устами Треплева свое мнение касательно театра того времени или же он иронизировал над стремлением искать что-то новое вместо того, чтобы искать вечное? Сложно ответить на этот вопрос, ведь Чехов отличался особой загадочностью и в то же время нестандартным чувством юмора (как известно, «Чайка» жанрово была определена как комедия).

Также сложно сказать, насколько то, что сегодня происходит с современным театром, отразится на истории театра в целом. В истории искусства можно наблюдать случаи, когда новые виды отрицали классическое искусство и провозглашали, что за ними искусство будущего, а время потом расставляло все по своим местам. Когда-то Станиславский являлся главным радикалом и реформатором театра, теперь же, для представителей современного театра – это прошлое, которое нужно оставить. Вот несколько видов, жанров и направлений, которые современный театр предлагает взамен.

Документальный театр

Начиная с XIX столетия в искусстве появляются направления, в которых поиски жизненной правды становятся на первое место. Так появился реализм с его отображением действительности в типичных чертах, потом натурализм с более точной фиксацией жизни, без обобщений. Дальше эти поиски отражаются в кинематографе в жанре документалистики, в живописи возникает гиперреализм, а в театре вырисовывается новый вид театра, наименованный документальным.

В противовес вранью, недоговоркам, завуалированности в СМИ важных социально-политических ситуаций документальный театр предполагался как правдивая, беспристрастная оценка окружающих событий, как протест против власти, которая обманывает своих граждан. За основу берутся не домыслы, не мнения, а отчеты, протоколы, акты, письма, статистические таблицы, сводки, фотографии, интервью – в общем документы, которые бы подтверждали конкретные факты. Документом также могут быть реально записанные монологи или диалоги обычных людей, включая все «э-э…», «хм..,», паузы – эта техника в современном театре называется вербатим (от лат. verbatim – дословно).

Один из основателей Петер Вайс говорит о том, что документальный театр должен избегать образности, всего случайного, индивидуального, но при этом должен иметь четкую позицию касательно отображаемых фактов. Самовыражение художника, будь это режиссер или актер, здесь ограничивается ради точной оценки. Кроме этого, документальный театр должен освещать только актуальные проблемы общества, что говорит о своевременности и в то же время временности спектаклей.

Таким образом, документальный театр не является местом для влюбленных пар, для тех, кто пришел отдохнуть или от души посмеяться, – это место для определения гражданской позиции и поиска другой, скрытой правды.

Примеры

Основными представителями украинского документального театра являются режиссер Андрей Май и драматург Наталья Ворожбит. В 2015 году в Центре наук и искусства «DIYA» при участии немецкого режиссера Георга Жено открылся Театр переселенца. Театр постоянно выпускает документальные проекты, в которых отказывается даже от актеров. Действующие лица – это реальные переселенцы, либо жившие на территории Донбаса, либо участвовавшие в боевых действиях.

В Америке популярна актриса Анна Дивер Смит, которая в своих вербатимах изучает вопросы, связанные с американским обществом, расой и самоидентификацией. Она выступала на TED в 2005 году, где рассказывала о своем опыте поиска персонажей. А в России документальный театр становится все более популярным благодаря Театру.DOC, созданному в 2002 году.

Физический театр

Термин «физический театр» возник в середине XX столетия, но его специфика зарождалась еще в Древней Греции. И физический театр стал таким, какой он есть, благодаря комедии дель арте, японскому театру но, театру жестокости Антонена Арто, благодаря театральным поискам Всеволода Мейерхольда с его биомеханикой и концепции бедного театра Ежи Гротовского.

Одна из школ физического театра – corporeal mime – появилась как протест по отношению к пантомиме. Этьен Декру, основатель стиля, говорил о движении не как об иллюстративной замене слов, что свойственно классической пантомиме, а как об основном способе выражения. Театр движения, а не молчания. Поэтому в физическом театре, если есть необходимость, в спектакле может быть задействован текст.

Из-за развития танца и его заинтересованности в драматической стороне появился новый вид танца – контемпорари, у которого с физическим театром огромное сходство. Два вида искусства на протяжении XX столетия оказывали взаимное влияние друг на друга. Театр оказал влияние на создание сюжетной линии в танце, а поиски новых форм в современном танце такими хореографами, как Рудольф фон Лабан и Пина Бауш, в свою очередь сделали свой вклад в развитие физического театра. Несмотря на то, что изначально они преследовали разные цели: контемпорари искало формы выражения себя, а физический театр заботился в первую очередь о сюжете, – все-таки грань между ними с каждым годом становится все менее заметной.

Примеры

В Украине такой вид театра только зарождается. Можно отнести к физическому театру постановки Раду Поклитару («Киев модерн-балет») и некоторые перформансы Ларисы Венедиктовой (Tanzlaboratorium). Все остальные спектакли, которые пробуют создавать аматорские театры, живут только на небольших фестивалях и не имеют большого успеха.

В Европе физическим театром занимается компания DV8, которая в последнее время начала объединять физический театр с вербатимом. Также можно сказать, что одним из представителей такого вида театра является внук Чарли Чаплина – Джеймс Тьерре. Отличие только в том, что способом выражения у него является не танцевальное, а акробатическое движение, позаимствованное у циркового искусства.

Новая драма

Новая драма – это современное направление в драматургии, которое сейчас звучит с многих театральных афиш. Вот только ни манифеста, ни точного определения никто не объявлял. Несмотря на то, что термин «новая драма» (new drama) существует еще с начала XX века по отношению к пьесам Чехова и Ибсена, новая «новая драма» (new writing) – это совсем другое движение. Дело в том, что новая драма XIX века совсем не подразумевает новый стиль ни драматургии, ни театра. Она объединяет большинство пьес современных драматургов, в которых существует актуальная сегодняшнему дню тема и новый современный язык.

Многие драматурги настаивают на том, что обозначить специфику новой драмы невозможно, так как она включает в себя изобилие разнообразных текстов. Однако ряд критиков не разделяют такую точку зрения. За время популяризации новой драмы было высказано много негативных отзывов, осуждающих некие тенденции. Таким образом, одними из самых частых определений являются: «это «грязная» реальность», «это сплошной мат на сцене» и «это безграмотная драматургия».

С другой стороны, новая драма приобрела немало поклонников, причем даже не из театральной сферы. Персонажи в таких спектаклях – зачастую люди из ежедневного окружения каждого человека: от водителя маршрутки и до бабы Гали из соседнего села. Представители новой драмы экспериментируют с законами драматургии, отказываясь от прошлых знаний и пытаясь создать то, чего еще не было. Часто при написании таких пьес, драматурги используют технику вербатима, записывая монологи людей, мнение которых чаще всего не учитывается.

Примеры

В Украине новая драма прогрессирует, имея в наличии драматургов, которые известны не только на территории Украины, но и в России и некоторых странах Европы: Максим Курочкин, Наталья Ворожбит, Анна Яблонская, Клим. Новая драма у нас ставится не только на экспериментальных площадках, но и в репертуарных театрах: театр «Золотые ворота» использует тексты только новой драмы, Молодой театр участвует в развитии направления, каждый год увеличивая количество новодрамовских спектаклей.

К европейским представителям новой драмы принято относить Мартина Макдонаха, Марка Равенхилла, Сару Кейн, Роланда Шиммельпфенниг. А в Америке, на Бродвее с успехом прошел спектакль «Калека с острова Инишмаан» с Дэниелом Рэдклиффом, получивший 6 номинаций на Tony Awards.

Спектакли-перформансы

Перформанс на Западе вообще не относится к театру и, более того, считается его полной противоположностью. Королева перформанса Марина Абрамович говорит: тот, кто занимается перформансом, должен ненавидеть театр, ведь театр – это бесконечный обман. Определение перформанса в свою очередь связано со словосочетанием «живое искусство» (living art). Иначе говоря, перформанс только тогда перформанс, когда жизнь артиста сама по себе является произведением искусства, выражающим своим естеством личную философию. Если взять пример из истории, то одним из первых перформансистов был известный философ Диоген, живший в бочке. Получается, что перфоманс имеет отношение больше к стилю жизни, чем к искусству, и как раз поэтому далеко не многие искусствоведы вообще воспринимают его.

Формулировкой спектакль-перформанс пользуется только постсоветское пространство, определяя так жанр театрального искусства, в котором театр выходит за свои привычные рамки. К категории спектакль-перформанс относят спектакли, которые либо играются на нестандартных площадках (улица, завод, заброшенное место), либо спектакли без драматургии, пластические спектакли, спектакли, в которых задействуются живая музыка, взаимодействие со зрителем, инсталляции, современные технологии – другими словами, все, что подразумевает эксперимент.

С другой стороны, спектакли-перформансы могут рассматриваться как синтез театра и перформанса, выдумки и реальности. Грань между ними определяет сам режиссер. Такие спектакли зачастую включают в себя особую провокацию по отношению к зрительному залу, объекты концептуального искусства и актерскую жертвенность, начиная с наготы или реальной драки и заканчивая справлением нужды на сцене.

Примеры

Спектакли украинского режиссера Андрия Жолдака, спектакли русских режиссеров Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова.

Сторителлинг

«Когда-то давным-давно…» – так начиналось много сказок, которые мы слышали в детстве. Теперь же так начинаются многие спектакли в жанре сторителлинг. Главным материалом для таких спектаклей становятся сказки, легенды, мифы и простые истории из жизни. Главная цель – рассказать интересную и захватывающую историю.

В сторителлинге, казалось бы, нет ничего нового и удивительного. Но если вспомнить посиделки у костра, когда кто-то рассказывает историю, а остальные слушают, стараясь не пропустить ни слова, то можно понять, насколько важными для нас являются такие встречи. Неудивительно, что сторителлинг используется в психотерапии. Кроме этого, такой вид деятельности существовал всегда: в племенах рассказывали истории, рисуя наскальные изображения, мудрецы использовали истории для обоснования своих мыслей, индейцы говорили, что тот, кто рассказывает истории, правит миром, а Иисус использовал притчи в своих проповедях. Только сейчас, во время развития современных технологий, вместе с книгами ушли и захватывающие истории. Также меньше стало интересных рассказчиков, которые увлекали бы своей историей многочисленную публику. Чтобы это все не ушло в небытие, как раз и появился сторителлинг.

Прелесть сторителлинга заключается в том, что вместо готовой картинки автор преподносит только штрихи, а разрисовывает все воображение зрителя. Поэтому спектакли в этом жанре не нуждаются в масштабных декорациях, ярких костюмах, замысловатой режиссуре – все, что нужно, это история, рассказчик и слушатель. Рассказчики здесь зачастую имеют право импровизировать, добавляя все больше деталей в историю. Прямое общение со зрителем является одной из главных составляющих жанра.

Примеры

В 2015 году на «ГогольFest» показали первый украинский спектакль-сторителлинг «Гайдамаки» по мотивам поэмы Шевченко. К сожалению, после этого в этом жанре у нас никаких обновлений.
В России сторителлинг пользуется большим спросом: так, при Центре им. Мейерхольда существует Мастерская сторителлинга. Также Евгений Гришковец является одним из главных сторителлеров России, несмотря на то, что ставил свои спектакли еще задолго до того, как жанр стал популярным.

В Европе Тим Крауч представляет жанр сторителлинга, убеждая театральных критиков в том, что это важная часть современного театра. А в Америке PigPen Theater создает театр сторителлинга с песнями и банджо.

Спектакль-инсталляция

В современном искусстве все больше и больше пользуется популярностью смесь театра и инсталляции. Спектакли строятся не на актерском мастерстве, не на режиссерских приемах или драматургической основе – здесь в первую очередь акцентируется визуальная сторона спектакля. Красота превыше всего! В режиссерском кресле располагается сценограф или дизайнер, подчиняющий все составляющие театра эстетической форме. Многие художники создают такие спектакли для того, чтобы изобрести незнакомый мир, в котором светотень, 3D-проекции, голограммы и различные инсталляции заводили бы сознание зрителя в тупик, открывая новые ощущения пространства и формы. Также существует перформанс-инсталляция, где автор создает живые картины, в которых актер является таким же материалом, как и любой другой предмет. Как перформанс, они характеризуются определенным вызовом, провокацией, а как инсталляция – подчинением форме.

Конечно, иногда это может быть просто эффектной рекламой новых технологий, а иногда – личным, схожим с научным расследованием художника, оптическим экспериментом, изучением света или формы. Далеко не каждый готов смотреть на это.

Примеры

В Украине не так легко найти подобные спектакли, так как они не пользуются особой популярностью у публики. Однако на «ГогольFest» очень часто можно увидеть разного рода театральные инсталляции.

В Европе спектакли-инсталляции выпускает театр Hotel Pro Forma. Один из самых известных спектаклей – Operation: Orfeo. В нем история про Орфея доносится через хоралы, а драматическое действие ведется с помощью света.

В заключение

Конечно, это далеко не все проявления современного театра, а только самые популярные. Каждый год выпускаются сотни экспериментальных постановок, которые пытаются расширить границы театра. Так, на Бродвее вышел аудиоспектакль «Столкновение», в котором люди в зале сидели в наушниках и слушали звуки, которые создает актер на сцене. Звучит достаточно просто, но на многих это произвело огромное впечатление. Например, Бенедикт Камбербэтч был в восторге от спектакля, рассказывая о магии звука, которая все время играет с сознанием слушателя.

Также где-то в Словении зарождается совсем новый вокальный театр Carmina Slovenica, в котором голос и звук являются главными средствами выражения. Интересно, что это не всегда реализуется в песнях, иногда это просто заполнение атмосферы звуками, которые создают тоже своего рода историю.

Мы можем только пытаться догадаться, каким же он все-таки будет, этот театр будущего. Что приживется, а что останется в прошлом из того, что так популярно сегодня? Главное одно: современный мир ставит театру вопросы, на которые ему необходимо найти ответы. Это заставляет его развиваться и изобретать новые стили, жанры, направления, несмотря на то, что театру давно пророчествовали стать искусством прошлого.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram