Cпецпроекты

«Август: графство Осейдж» по пьесе Трейси Леттса: режиссер и актрисы о пьесе


0 1566 87
В преддверии очередного премьерного показа спектакля «Август: графство Осейдж» в Молодом театре Антонина Бодриченко поговорила с режиссером Стасом Жирковым и актрисами Наталией Клениной, Екатериной Кистень и Анастасией Евтушенко.

Стас Жирков — популярный театральный режиссер, руководитель киевского театра «Золотые ворота». Обладатель трех премий «Киевская пектораль» за спектакли «Наташина мечта», «Сталкеры», «Слава Героям». Его последняя в 2017 году режиссерская премьера вышла в Молодом театре — специфическая комедия «Август: графство Осейдж» по пьесе Трейси Леттса.

Чем вас привлекла эта пьеса для постановки?

Это история про любовь. Ты влюбляешься в пьесу и потом не знаешь, что с этим делать. А бывает, наоборот, ты с первого момента понимаешь, как ее надо делать. Как вы не можете сказать, кого и за что любите, так и с пьесой. Ты ее читаешь, и она в тебя попадает: какими-то фразами, какими-то моментами. И вдруг у тебя в воображении появляется «картинка за картинкой». Потом все это складывается в историю, и ты начинаешь думать о ней: «О, интересно, а если расставить актеров, как это получится?» И ты понимаешь: да, надо ее взять.

Мне сложно сказать, что интересно сейчас зрителю. Я приблизительно понимаю, в каком времени я живу, какая сейчас музыка, на каких машинах ездят, как люди одеваются и что люди думают. И, исходя из всех этих факторов, составляю свой спектакль. Со спектаклем нужно быть в диалоге и конфликтовать с ним. Обязательно должно в спектакле что-то раздражать, и с чем-то я должен быть не согласен. Это должен быть живой процесс.

В этом спектакле задействовано большое количество актеров: 13 персонажей. Сложно ли было скоординировать работу актеров, какие режиссерские приемы использовали?

Когда в спектакле заняты актеры, которые много снимаются (Екатерина Кистень, Алексей Вертинский, Марк Дробот), и у них большие роли в этом спектакле, скоординировать работу очень непросто. Но нам как-то удавалось лавировать между их графиками. Для меня самое важное то, что все актеры приходили на репетиции подготовленными. Актеры сохранили тот трепет, который иногда можно утратить в погоне за другими проектами. Они всегда очень трепетно относились к репетициям.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ 6 спектаклей, которые стоит посетить в апреле
2003 0 156

Меня очень радует, когда после спектакля говорят: «Такие классные актерские работы!» Для меня это самая большая похвала, потому что за этим не видно режиссера. Если за этим не видно режиссера, значит, все очень круто. И люди, не очень понимающие тонкости театра, думают, что оно все само собой так сложилось. На самом деле театр — это работа целой команды.

Тема любви есть в этом спектакле? Как вы передали атмосферу этой безумной семьи, внешне благополучной?

Стас Жирков: Все песни о любви! Я думаю, что каждая семья безумна. Вообще нет нормальных людей, такого понятия не существует. Наверное, мы все поняли, что это семья с большими проблемами, и попытались в эти проблемы копнуть глубже. Найти какие-то отголоски себя. Каждый искал свою историю.

Для меня всегда самое большое счастье — это встреча с актерами. Я считаю, что театр — это вообще очень глупое занятие. И если уж им заниматься, то должно быть всем в кайф! И вот когда актеры кайфуют на сцене, тогда это дорогого стоит. Ты понимаешь: что-то ты сделал правильно.

Наталия Кленина (актриса в главной роли Виолетты Вестон, матери): Мои самые яркие впечатления в работе над ролью — это репетиции, встречи с режиссером, он всегда был непредсказуем. Процесс репетиции был очень интересный, насыщенный и всегда неожиданный по эмоциям. Как будто задыхаешься, так это было неожиданно. Мне и в голову не могло бы прийти то, что предлагал режиссер. Был один момент, когда я струсила. Я подумала, что не могу этого сделать. Это такой момент, когда ты понимаешь, что надо или остановиться, или просто прыгнуть.

На фото: Иванна Бжезинская, Анастасия Евтушенко, Екатерина Кистень, Наталия Кленина

Что вас привлекает, а что отталкивает в вашей героине?

Екатерина Кистень (актриса в роли Барбары Фордгем, старшей дочери): Меня привлекает ее чувство ответственности за свою семью и за собственную жизнь, потому что она не позволяет себе пустить все на самотек. В этом ее сила и одновременно ее главная проблема — она слишком много на себя берет и в какой-то момент просто надрывается.

Отталкивает тем, что она не позволяет себе любить себя. Она винит себя в том, что ее жизнь не удалась, карьера не сложилась, семья распадается, муж изменяет, а дочь не воспринимает ее серьезно. Ей не хватает эгоизма.

Наталия Кленина: Виолетта очень верный человек и любящий. Думаю, в этом ее сила. Она верит в то, что она делает, и делает правильно. Она не предатель, и это дает ей силы жить. Она очень честный человек. Ее сила как матери в том, что она трезво оценивает все, что происходит вокруг. Она все видит и все понимает.

На фото: Екатерина Кистень – Барбара Фордгем, Марк Дробот – Билл Фордгем

Слоган кинофильма, который вышел по этой пьесе в 2013 году, звучит так: «Misery loves family» («Страдание любит семью»). В чем причина страдания этой семьи?

Анастасия Евтушенко (актриса в роли Айви Вестон, средней дочери): Наверное, что-то античное есть в этой истории, рок. Зачем так жить? Зачем разрушать свое счастье? Как-то так устроен человек, ему кажется, что страдание — это хорошо. Айви просто смирилась, она терпит все эти мучения. Она любит и маму, и папу очень сильно. В сцене трех сестер, когда они собираются вместе, есть много подтверждающих моментов. Айви была любимицей отца. От этого у нее меланхолия, она не умеет общаться с людьми. Отец — писатель, он тоже был таким закрытым, мог куда-то пропадать на несколько дней, потому что ему нужно было побыть одному.

Страдание этой семьи в недопонимании. В том, что они не слышат друг друга. В том, что они эгоисты, как большинство людей. Это самая большая проблема, когда человек слышит только то, что он хочет слышать. И выбирает из всего, что ему говорят, только то, что ему приятно.

Екатерина Кистень: Родители Барбары возлагают на нее большие надежды. Это частая история в сегодняшней жизни, особенно это касается первого ребенка в семье. И очевидно, что у Барбары есть этот потенциал и она вполне могла бы стать гордостью семьи Фордгем. Но ее жизнь складывается вопреки общим ожиданиям. Думаю, в какой-то момент она просто чувствует потребность в самостоятельности, но она настолько не понимает своих истинных желаний, что начинает панически доказывать свое «Я», цепляться за иллюзию свободы решений и назло всем совершает какие-то личностные поступки. И вот так неосознанно истерично она меняет свою Судьбу.

Наталия Кленина: Когда Виолетта говорит правду, она причиняет другим боль. В силу того, что она очень долго молчала, пришла к выводу, что важнее сказать правду. Так легче жить. Ей трудно было жить с этой болью, и когда она освобождается, ей становится легко.

На фото: Анастасия Евтушенко, Екатерина Кистень, Иванна Бжезинская

Какие самые сильные желания у вашей героини?

Екатерина Кистень: Барбара долгое время пыталась соответствовать представлениям родителей, и из-за этого она перестала слышать саму себя. А потом уже поздно. Ты живешь с мужчиной, которого, как оказалось, совсем не знаешь, у тебя уже есть ребенок, твоя семья на грани катастрофы, а ты только начинаешь что-то понимать. Но рано или поздно человеку важно взглянуть правде в глаза, осознать ошибки и начать путь к спасению! Когда нарыв вскрывается, это больно, но это всегда облегчение.

В этой истории все три девочки очень несчастны. Они бродят, как ежики в тумане, и у каждой своя неразрешимая проблема. Старшая сестра Барбара пытается удержать свое счастье, которое изначально строится на ошибках и иллюзиях. Младшая Кэрэн активно убеждает себя, что она счастлива, с помощью книг, клубов, психотренингов и активного поиска «мужчины своей мечты». А средняя, Айви, вообще не может голос подать и чем дальше, тем глубже уходит в себя, превращаясь в совершенно дикое существо.

Анастасия Евтушенко: Айви просто хочет быть счастливой, как все люди на планете. Хочет иметь то, что жизнь дает другим: детей, семью, любимого человека и понимание. Она выбирает себе в пару кузена, потому что находит понимание. Из этого у них складываются очень хорошие, близкие отношения.

На фото: Анастасия Евтушенко, Артем Мартынишин

Внутри этой семьи есть любовь? Какое чувство ими движет?

Екатерина Кистень: Связь между ними — это безусловно любовь. Просто она такая искаженная, измученная, претерпевшая такие трансформации, что со стороны выглядит как жесточайшая ненависть. И этот клубок зависимости друг от друга, он настолько плотный, что они все мучают друг друга, пытаясь доказать свою любовь.

Поэтому там вода все время как образ присутствует. Они, как котята слепые, барахтаются в этой воде, топят друг друга и ничего не понимают.

Анастасия Евтушенко: Когда сильно любишь, тоже очень сильно достаешь своих близких. Это такая слепая всепоглощающая любовь. Из большой любви и вырастают проблемы. Чрезмерная опека, чрезмерное желание доказать свою правоту. Мама самая лучшая, а вы все делаете неправильно. Кто вы такие?! Если бы вы делали так, как мы, родители, то были бы уже президентами корпорации!

Наталия Кленина: В этой семье все любят, но не говорят об этом. Виолетта вырастила троих детей: нормальных, взрослых, красивых дочерей. И с мужем была до самого конца. Она единственный человек, который любит всех! Как мать она выполнила все, что ей предназначалось.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: