Cпецпроекты

«Мы бы хотели, чтобы наша музыка звучала в супермаркетах»: интервью с дуэтом Plaid


0 972 6
В преддверии фестиваля Strichka публикуем наше блиц-интервью с легендарным британским дуэтом Plaid и небольшой ликбез по IDM-музыке.

20 мая в арт-центре Closer стартует Strichka, главный фестиваль электронной музыки в стране с традиционно мощным лайнапом. В этом году в списке зарубежных гостей значится британский дуэт Plaid — легенды IDM, которые везут в Киев свой проект Plaid & Bee live. Чтобы был лучше понятен масштаб этого выступления в рамках фестиваля, мы решили сделать краткий экскурс в музыкальную историю и рассказать об истоках жанра IDM. А также (при содействии арт-центра Closer) пообщались с самими Plaid об актуальности термина «IDM» в современном мире, ретромании, японских самоубийцах и любви к мультсериалу «Рик и Морти».

Сломанная нога Брайана Ино

По легенде, Брайан Ино придумал эмбиент, когда лежал дома со сломанной ногой. Вынужденный постельный режим лишал музыканта привычной активности, поэтому ему приходилось развлекать себя иными способами. В один из вечеров Ино лежал и слушал звуки арфы на старом проигрывателе, а в комнате было приоткрыто окно. За окном пошел дождь, и звуки падающих капель, шороха листвы от ветра и привычного городского шума смешались с арфой, что в результате создало совершенно новое звучание, неповторимое, едва уловимое, требующее погружения. Эта звуковая комбинация благодаря чуткому уху Брайана образовала особую атмосферу прослушивания. В попытках зафиксировать новый опыт Ино и придумал для него слово «ambient».

Во вкладыше к легендарному альбому Ambient 1: Music For Airports, вышедшему в 1978 году, Брайан написал, что эмбиент — это музыка, способ восприятия которой зависит непосредственно от слушателя. Эмбиент может быть полноценным произведением или просто звуковым фоном — решать тому, кто включает запись. В эмбиенте элемент «принуждения к прослушиванию» должен отсутствовать как факт.

Эмбиент, по словам Ино, определяется атмосферой или влиянием окружающей среды в малейших ее оттенках. В своей знаменитой серии пластинок (Ambient 1, Ambient 2 и так далее) он поставил себе цель создавать произведения, вдохновленные теми или иными конкретными ситуациями или средой, чтобы таким образом получить универсальный каталог музыки «окружающего мира».

Пострейв

Электронные музыканты 90-х продолжили идеи предыдущего поколения, сменился лишь подход к созданию звука. Эпоха аналоговых синтезаторов ушла, но дух эмбиента как музыки, продолжающей и дополняющей мир вокруг нас, остался — так и появилось то, что называют IDM.

В самом начале 90-х во вселенной электронной музыки наметилась мини-революция. Предыдущее десятилетие (1980-е) прошло под знаменем зарождения новой рейв-культуры, которое происходило в складских помещениях, на заводах и открытых площадках в пригородах, где молодежь отплясывала под эйсид-хаус и техно. Первые рейвы назывались The Acid House Summers и привлекали тысячи людей (до 25 000). Ранняя рейв-сцена расцвела в андеграунде США — в Чикаго, Сан-Франциско и в Лос-Анджелесе. Но похожие процессы происходили и в Великобритании, где в конце 80-х (во многом благодаря усилиям группы Happy Mondays и клуба Hacienda) появилось движение под названием «мэдчестер» — представьте себе попытку соединить психоделию 1960-х и звучание эйсид-хауса.

Так вот, группа молодых музыкантов, ведомых Ричардом Джеймсом (Aphex Twin) и дуэтом Autechre, решила доказать, что «электроника» — это не только клубная музыка, под которую проводят рейвы. Они захотели сломать существующую систему и стереть развлекательный концепт. Англичане нарушили сразу несколько привычных для того времени канонов. Во-первых, сразу принялись выпускать полнометражные пластинки, LP (техно- и хаус-продюсеры в то время мыслили по большей части синглами — пластинками по два-три трека, предназначавшимися для диджеев). Во-вторых, их музыка при очевидных техно-корнях была не слишком пригодной для танцев — и здесь уже стоит вспомнить Брайана Ино и эмбиент, правда, в гораздо более радикальной версии.

Площадкой для этой новой, прогрессивной электроники стал интернет — именно там и был придуман термин «IDM». В то время (к 1993 году) существовали специальные мейлинг-листы (mailing lists) — что-то вроде тематических групп, где с помощью электронной почты можно было присоединиться к какому-нибудь интересующему тебя обсуждению. На лейбле Warp Records с 1992 по 1994 год выходила специальная серия релизов под названием Artificial Intelligence, посвященная пострейвовой электронике. Туда были включены многие имена, которые впоследствии станут знаковыми для мира электронной музыки: The Orb, Aphex Twin, Plaid, Autechre и так далее. Эти релизы были чем-то совершенно из ряда вон выходящим, в результате чего и был создан один из мейлинг-листов — чтобы обсудить эту странную, не вписывающуюся ни в одну из существующих категорий музыку. Он назывался IDM list, а аббревиатура расшифровывалась как intelligent dance music. Шуточное название в итоге прижилось, но всего лишь из-за этого классического свойства человеческого разума все классифицировать и обобщать. В действительности артисты, фигурировавшие в том самом первом IDM list, сочиняли предельно разную музыку, и различий между ними было больше, чем сходства. Именно поэтому термин «IDM»  максимально условен — к настоящему моменту он потерял какое бы то ни было значение и, скорее, превратился в страницу истории, отправную точку нового движения. Но некая общность за этими музыкантами все же остается — они в первую очередь обращаются к разуму слушателя, выдергивают его из зоны комфорта и заставляют вникать поглубже, даже если и используют для этого арсенал классического техно.

Предлагаем послушать семь классических IDM-героев, которые стояли у истоков этой новой культуры:

The Orb

The KLF

Aphex Twin

Autechre

Squarepusher

Plaid

Boards of Canada

 

Блиц-интервью с Plaid

О музыке для супермаркетов

 

Мы бы очень хотели, чтобы в этих пространствах звучала наша музыка — она бы помогала покупателям делать правильный выбор покупок с точки зрения этики и эффективности.

Об актуальности термина «IDM»

 

Исторически этот тег был изобретен в США, чтобы легче классифицировать «танцевальную музыку», которая была чуть более сложной или экспериментальной. Но само его существование и уместность были спорными, потому что в самом названии как будто бы заложено оскорбление по отношению к другим поджанрам электроники. Нам кажется, прилагательное «экспериментальная» лучше справляется с описанием подобного рода музыки. Да и вообще, электроника сейчас настолько разнообразная, что любые теги тут же устаревают или оказываются беспомощными. В настоящее время они работают разве что в качестве инструмента маркетинга.

О погружении в мир аниме

 

Нам очень понравилось создавать саундтрек для «Железобетона». Это был незабываемый опыт сотрудничества с талантливейшими аниматорами и режиссером, да и сам сюжет произведения был достаточно глубоким. К аниме относимся положительно — там есть свои шедевры. Например, «Игра разума», «Твое имя» и «Унесенные призраками». В общем, мы смотрим в основном «классику жанра», но и там (впрочем, как и везде) хватает грубых, сексистских или просто скучных произведений.

О самоубийствах в Японии

 

Япония — это как отдельный мир. В этой стране в социокультурном плане акцент сделан на трудовой этике, социальном равенстве и эмоциональном самоконтроле. Это, в сочетании с дополнительным стрессом изоляции, которую порождает диджитал-культура, и онлайн-конкуренции, оказывает сильнейшее давление на людей. К тому же в определенных контекстах самоубийство в этой стране исторически воспринималось как почетное. Совокупность этих (и многих других причин) и приводит к такому количеству суицидов в стране. Мы, когда вопрос касается технологий, находимся в режиме постоянного обучения. Эта адаптация к технологиям порой может быть слишком болезненной, мы можем слишком полагаться на нее или же использовать новые возможности опасными способами.

О сериалах

 

Мы недавно полюбили мультик «Рик и Морти». Это довольно бесшабашное и грубоватое зрелище, но достаточно умное и сюрреалистичное, чтобы на него основательно подсесть. Такая странная версия «Назад в будущее», которая обыгрывает идею путешествий во времени.

О повальной ретромании

 

Это, вероятно, может быть и чем-то хорошим, и не совсем. Вообще говоря, оглядываться назад — это естественный процесс, важно им не увлекаться. С другой стороны, ресайклинг идей прошлого тоже может привести к инновациям.

О слушателях

 

Мы не ждем от наших слушателей определенной реакции, не рисуем себе никаких портретов. Разве что надеемся, что всех этих людей объединяет что-то общее, что они находят именно в нашей музыке.

 

О музыкантах, которые смотрят вперед

 

Arca — довольно оригинальный и интересный проект. У Oneohtrix Point Never тоже получаются концептуально новые вещи. И Lee Gamble, как нам кажется, бросает вызов традициям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: