Спецпроєкти

Священники в “Голосе”: как это было в других странах и что не так с нашим случаем


1
Поздний вечер прошедшего воскресенья для многих прошел под знаком «Голоса». Суперфинал. Победа и ключи от квартиры уходят в руки священника — отца Александра. Вполне предсказуемо, но фейсбук все равно бурлит возмущениями и обсуждениями: разбираем ситуацию по порядку.

Все слухи о том, что эпоха телевидения для молодежи прошла, развеиваются в последнее время всего двумя шоу – «Голосом» и Евровидением. Только эти два магических слова способны заставить даже самого продвинутого гика-хипстера смахнуть пыль с заброшенного пульта от плазмы и включить ее впервые за полгода. В крайнем случае – найти онлайн-трансляцию в интернете. Статистики о том, сколько человек посмотрело финал «Голоса», пока нет – вполне возможно, что многие из отписавшихся в соцсетях смотрели отрывки выступлений на YouTube, а не все шоу целиком – но сути это не меняет. Суть в нашей правильной реакции.

При всем уважении к деликатным вопросам религии и вероисповедания, к служителям церкви и их деятельности - если человек добровольно приходит на шоу, он автоматически становится объектом критики.

Фото: ТСН

Победа священника УПЦ МП вызвала во многих из нас – даже тех, кто не интересуется ТВ и не следил за «Голосом» – объяснимый внутренний протест. Это не первый раз в мире, когда представитель церкви принимает участие в талант-шоу, но в других случаях таких противоречий не было. В случае с отцом Александром их целый букет. При всем уважении к деликатным вопросам религии и вероисповедания, к служителям церкви и их деятельности – если человек добровольно приходит на шоу, он автоматически становится объектом критики. Не только критики со стороны судей, но и критики со стороны зрителей. Ряса и молитвы на сцене в данном случае только вызывают повышенное внимание и желание больше узнать об участнике. На этом моменте начинается самое интересное – сложно не заметить несоответствие сценического образа Александра Клименко и поведения в соцсетях, то есть в реальной жизни.

Небольшой бэкграунд от шоу: священнику 33 года, он из Березани Киевской области, протоиерей украинской православной церкви, патриархат не указан. Читаем описание в профайле на сайте «1+1»: «Прогрессивный священник, для которого песня – это маленькая проповедь. Отец проводит лекции в школе, общается с заключенными и проводит службы в тюремном храме. По словам Александра Клименко, «Голос страны» даст ему возможность достучаться до сердец сотен людей и немного приблизить их к Богу». Все кажется идеальным: здесь и религиозно-просветительская миссия протоиерея, и помощь оступившимся в жизни, и наставление на путь истинный молодого поколения. Отлично выстроенный образ священник держит и на самом шоу – он безукоризненно вежлив, добр, говорит мудрые вещи и несет свет. Спокойный, мягкий взгляд, уравновешенная речь, проникновенный вокал: все это в сумме даже слегка гипнотизирует. Никакой жесткой церковной пропаганды: выбор песен местами может заставить атеистов закатить глаза, но не более того. Заявлять на данном этапе о спекуляции на тему религии – странно и голословно.

Момент прозрения и превращения кареты в тыкву наступает, стоит только зайти на страницу протоиерея в Facebook и чуть пролистать ее вниз или просто посмотреть на заботливо сделанные кем-то скриншоты его старых записей. Кое-что из этого он уже удалил, оставив только посты против Киевского патриархата, с поддержкой крестного хода УПЦ МП и поддержкой РПЦ и некоторые адекватные записи. То, что он священник именно Московского патриархата, становится ясно буквально через минуту. Дальше – больше: среди записей постарше можно найти эпичную ссылку «О чем не сказал Шарий, разоблачая ложь ТСН о крестном ходе УПЦ» с подписью: «Ну, що ж… Нічого нового. Плюси – найгидкіший (на мою думку) ка(на)л в Україні». Это не единственный случай таких резких высказываний об «1+1»: в арсенале и шутки об Алле Мазур, и обвинения журналистов ТСН в непрофессионализме. Остается только удивляться, что заставило человека пойти в талант-шоу на канал, который он так не уважает. Для горьковатого послевкусия – длинный пост Клименко о том, что «герои бесстрашными не бывают, бесстрашными бывают безумцы», написанный в феврале 2014-го. Хотя последнее он уже назвал обращением к Яценюку, а не к участникам революции.

Спокойный, мягкий взгляд, уравновешенная речь, проникновенный вокал: все это в сумме даже слегка гипнотизирует

Цельность и идеальность образа рушится на глазах: священнослужитель, который улыбается тебе с экрана и говорит о добре, в интернете еще не так давно позволял себе кое-что большее. Как минимум неуважение, грубость, пропаганду русской православной церкви. Главное при этом – здоровая реакция большой части нашего общества. Абсолютно естественно не закрывать глаза на лицемерие и двойные стандарты, не бояться высказываться о тех, кто имеет отношение к церкви, не списывать все на «его просто неправильно поняли». Показательным является именно тот резонанс, который поднялся в соцсетях и СМИ после полуфинала и финала «Голоса». Трагедии вселенского масштаба не произошло, поет священник, безусловно, хорошо, но и о противоречиях «на экране – в жизни» люди решили не молчать. А это и есть кусочек демократии и настоящей свободы слова. Мы не боимся, и это радует.

Что касается однотипного подбора песен, превращения молитвы в красивый номер, использования беспроигрышной темы религии во время пасхальных праздников – здесь все не так однозначно. С одной стороны, все это действительно имело место быть, но с другой – любой тренер «Голоса» имеет полное право поступать так, как ему заблагорассудится. И это тоже проявление свободы. С тактичностью и профессионализмом Тины Кароль и команды не поспоришь: все было сделано на высшем уровне. Зрителей закономерно пробирало от голоса Клименко. Они голосовали, восхищались, смахивали слезы – и тоже имели на это полное право. Победа священника не равна победе УПЦ МП над воином АТО (отец другой финалистки Ингрет Костенко сейчас служит в зоне АТО). Это просто выборка голосов. Если учесть возрастной срез зрителей, все легко объяснимо. Далеко не все спешат узнавать весь бэкграунд исполнителя. Для большинства проголосовавших, которые время от времени ходят в церковь без оглядки на нужный патриархат, отец Александр просто «красиво пел о высшем», пока мантра «Христос воскрес» еще витала в воздухе.

Ход со священником – уже как минимум четвертый в мире адаптированных «Голосов». Нужно понимать, что это уже закономерность для формата. Первопроходцем в этом деле была сестра Кристина из Италии – в 2014-м она выиграла The Voice of Italy и подписала контракт с Universal Music Group. Монахиня вела себя максимально свободно – на слепых прослушиваниях пела о любви к мужчине, выбрав песню «No One» Алиши Киз. На шоу ей подбирали быстрые песни с вполне мирскими текстами: например, хит дискотек 80-х «Flashdance… What a Feeling» Айрин Кары и «(I’ve Had) The Time of My Life» – финальная песня фильма «Грязные танцы», которую через 20 лет использовали в своем треке The Black Eyed Peas. 25-летняя Кристина Скуччия не стеснялась танцевать на сцене, выражать свои эмоции и веселиться. Так и дошла до финала. В нем, кстати, не постеснялась спеть сексуальную «Can’t Get You Out of My Head» с Кайли Миноуг и другими участницами.

Монахиня из Италии вела себя максимально свободно - на слепых прослушиваниях пела о любви к мужчине, выбрав песню «No One» Алиши Киз

Выигранный контракт с Universal вылился в запись кавера на песню Мадонны «Like A Virgin» – клип отсняли в Венеции, как и в оригинальной версии, но сам трек и подачу смягчили – получилось скромно и эстетично. Месяц спустя вышел дебютный альбом Кристины из 12 треков: он состоит в основном из каверов и из нескольких новых треков. Альбом неплохо стартовал, заняв 17-ю строчку в итальянском чарте. Чуть позже вышел второй и последний клип на песню «Blessed Be Your Name» на религиозную тематику. Сейчас она участвует в музыкально-театральном проекте Sister Act il Musical и ездит на гастроли с другими монахинями из труппы. На странице в Facebook – никакого негатива и пропаганды. Только слова благодарности зрителям, сердечки и смайлики. Противоречий между сценическим образом и реальностью нет.

Дальше по курсу – Испания. В испанской версии «Голоса» – La Voz – в начале 2015 года участвовал 28-летний священник Padre Damian. На слепых прослушиваниях он исполнил песню «Angels» Робби Уильямса и на следующий день после эфира проснулся знаменитым. В испанской прессе и соцсетях его прозвали священником-хипстером: все от внешности до подачи явно на это намекало. Он подчеркивал, что не пропагандирует церковь, а просто хочет настроить людей на позитив и любовь к жизни.

Священник из испанского "Голоса" участвовал в национальном отборе на Евровидение этого года

Добрых дел в его биографии было хоть отбавляй: например, он был миссионером в Индии и Гондурасе. Молодой священник не мудрил с объяснениями своего участия. «Я думаю, что Бог послал мне этот дар – мой голос – чтобы я делился им с другими», – говорил он в интервью. До финала отец не дошел, выбыв на первом же этапе поединков внутри группы, но после «Голоса» продолжил заниматься музыкальной карьерой и просветительской работой. Записал пару треков с The Beats Band, включая кавер на «Story of My Life» One Direction, выступает с концертами в церквях, лекциями и даже участвовал в национальном отборе на Евровидение этого года. С соцсетями тоже все в порядке: найти в его Twitter что-то компрометирующее невозможно по определению.

В конце 2015-го в российском «Голосе» победил 31-летний иеромонах Фотий из Калужской области. Судя по всему, украинский священник следовал примеру своего российского коллеги: идеологически правильные ответы на вопросы, схожая подача и поведение на сцене.

Но если то же выступление с наставником Григорием Лепсом и песней «Лабиринт» выглядит откровенной плоской спекуляцией на теме, а сам Фотий далек от идеала в вокале, то выступление отца Александра с Тиной Кароль по контрасту воспринимается в разы лучше. Здесь есть и глубина, и деликатность, пусть и с предсказуемой по тематике песней «Твої гріхи». Российскому священнику, в отличие от Клименко, иногда приходилось отвечать на неудобные вопросы, например, он явно растерялся в одном из интервью при вопросе о том, как бы Бог отнесся к Кончите Вурст. Кстати, страниц в соцсетях у него нет.

Отец Александр на фоне Фотия явно выигрывает: он сделал благородный шаг, отдав сопернице Ингрет Костенко свое право записать песню, клип и получить трехмесячную ротацию на радио.

Все восприняли победу Фотия как должное: в качестве награды он получил машину и возможность записать альбом с Universal. Пластинка «Романсы» вышла в сентябре прошлого года. Самовыразившись таким образом, иеромонах перестал напоминать о себе. Отец Александр на фоне него явно выигрывает: он сделал благородный шаг, отдав сопернице Ингрет Костенко свое право записать песню, клип и получить трехмесячную ротацию на радио. Сам получил квартиру в Киеве, которая пришлась ему весьма кстати: неделю назад Клименко в четвертый раз стал отцом. Если бы не промахи в соцсетях, образ оставался бы цельным и правильным до последнего – о конфессии могли бы даже не вспомнить. В интервью «Фактам» он подчеркивает: «Продолжать карьеру певца я однозначно не буду. Иначе потеряется весь смысл моего участия в шоу. Я ведь пришел сюда не карьеру делать, а напомнить людям о Боге». Пожалуй, это ему удалось. Но, помимо этого, он напомнил другой категории людей о российском давлении, которое никуда не уходит. Даже из церкви.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram