Спецпроєкти

Загадочный украинский менталитет: мифы, правда и история


4
Словосочетание «украинский менталитет» стали слишком часто употреблять к месту и не к месту — разбираемся, что здесь истина.

«Снова припарковал свой джип на газоне – вот этот дурацкий украинский менталитет». «Вечно мы во всем зраду находим – это все наша ментальность». «Все вокруг воруют и делают вид, что ни при чем – этой стране уже ничем не поможешь». Список можно продолжать еще и еще. Эти и другие подобные высказывания вы наверняка видели в горячих обсуждениях «Фейсбука», слышали от своих друзей или даже произносили сами. За красивое слово на букву «М», как за спасательный круг, хватаются при любых чужих проступках. Проще сказать: «Неудивительно, это все наш менталитет», – и многозначительно вздохнуть, увидев молчаливое согласие в глазах собеседника, чем пытаться найти любое другое объяснение поведения. Но, как правило, в том, что люди оставляют горы мусора после своего пикника, ездят на машине по полосе общественного транспорта и берут взятки, виноват совсем не менталитет, а плохое воспитание и прихрамывающая совесть. Человек может даже не понимать, что не прав – и это совсем не зависит от национальной принадлежности. При этом с позитивным посылом и без сарказма пресловутый менталитет не упоминают вообще, а зря.

Чтобы разобраться, каков на самом деле украинский менталитет и в чем он может быть виноват, нужно вернуться к истокам и основам. Начнем с определения. Под национальным менталитетом понимают чаще всего черты характера и образ мышления, типичный для той или иной нации. Но если углубиться в тему, менталитет – это совокупность генетически и социально обусловленных признаков, которые свойственны определенному этническому сообществу (нации) и определяют способ групповой реакции в тех или иных ситуациях. Это присущая нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения, которые слабо поддаются влиянию извне и попыткам идеологического давления. Менталитет формируется у человека в процессе воспитания, взаимодействия с другими, самоидентификации, под влиянием национальной культуры и заложенных в нас представлений о жизни. Последнее называют архетипами – это часть коллективного бессознательного, которая передается нам по наследству и тесно связана в том числе с этническими особенностями и национальной культурой, в которой жили наши предки.

На архетипах, по одной из теорий, базируется и то, что мы называем украинским менталитетом. Проще говоря, если верить Карлу Юнгу, все мы рождаемся с небольшим набором представлений о жизни, и он зависит от этнической принадлежности. Для украинцев этот набор чаще всего состоит из таких архетипов: приоритет личной свободы, любовь к своей земле, доминирование прошлого над будущим, вера в судьбу и так далее. Именно эти понятия определяют наш национальный менталитет.

В том, что люди оставляют горы мусора после своего пикника, ездят на машине по полосе общественного транспорта и берут взятки, виноват совсем не менталитет, а плохое воспитание и прихрамывающая совесть

Точной формулы украинского менталитета не существует – историки и исследователи не всегда единодушны в этом определении. Но есть общие признаки, в которых они сходятся: нам с рождения присущ индивидуализм, религиозность, идеализм, эмоциональность, толерантность и другие черты. Разбираем по порядку.

Индивидуализм считается одной из главных черт, присущих украинскому народу. Это признавал еще Михаил Грушевский в своей работе “Хто такі українці, і чого вони хочуть” (1917 год). О нашем способе мышления в таком разрезе отлично высказался философ и историк Иван Мирчук (1891–1961) в своей работе «Світогляд українського народу. Спроба характеристики». Впервые статья была опубликована в 1942 году, в ней Мирчук сравнивал европейское и российское мировоззрение. Он подчеркивал, что в основе мышления европейцев еще со времен античности лежит независимая личность и свобода, в то время как российскому мышлению свойственно нежелание проявлять собственные интересы. На первом месте для россиян – так называемый духовный коллективизм. «Сутність, провідна засада “русского мира” – це примус, що виходить від зверхньої влади як органу Божої волі», – писал философ. Украинцам, по его словам, присуща именно европейская модель мышления с индивидуализмом и стремлением к самодостаточности. Именно поэтому советская власть в Украине столкнулась с таким сильным сопротивлением: «Колективістичні експерименти, які проводились Совітами й приносили мільйони людських жертв, найкраще свідчать про те, що зроблене урядом в самій Росії не стрічало великого спротиву, тоді як український селянин готовий був вести і вів боротьбу на життя й смерть за збереження приватної власності як підстави західної культури».

Важность личной независимости прослеживается в нашей литературе, искусстве, музыке, независимо от времени и периода в истории. Один из примеров на поверхности: тему борьбы украинского народа за свою свободу раскрыл в своем творчестве сам Тарас Шевченко. Кроме того, мы любим свою землю – с рождения украинец чувствует связь с землей и природой. Реакция украинцев на попытку другой страны захватить часть их суверенной территории в этом контексте очевидна и естественна, как день и ночь. Еще одно проявление индивидуализма – забота преимущественно о близких, но ни в коем случае не альтруизм. Главное для украинца – чтобы в его ближайшем окружении все было в порядке и чтобы его не беспокоили по пустякам. Ему комфортно наедине с собой: некоторые историки ставят интровертность в список тех же признаков нашего менталитета. Возможно, отсюда и берет свои корни поговорка «Моя хата с краю – ничего не знаю», но ее смыслом часто манипулируют. Единой версии происхождения до сих пор не существует. По одной из версий, речь в ней изначально шла не о безразличии к проблемам окружающих: продолжением после хаты с краю было «…першим ворога зустрічаю». Это означало, что украинцы, которые поселялись на краю села, были готовы первыми встать на защиту своих соседей и всего села в случае опасности.

В основе мышления европейцев еще со времен античности лежит независимая личность и свобода, в то время как российскому мышлению свойственно нежелание проявлять собственные интересы

К сожалению, история послужила и причиной развития в нас болезненного комплекса младшего брата, ощущения собственной принадлежности ко второму сорту и ненужности: главной причиной было пребывание в составе Российской империи. В нас есть и недоверие к власти по умолчанию – его можно объяснить предательствами руководителей, разочарованиями в украинской элите и стабильно нависающей угрозой со стороны других государств.

Если говорить о различиях между собой европейских народов, здесь украинцы тоже имеют свои особенности: если у немцев, например, ум и рациональные решения всегда побеждают эмоции, то у украинцев – наоборот. Тот факт, что решения мы часто принимаем не головой, а сердцем, объясняется национальным менталитетом. Эту особенность называют кордоцентричностью. В нас не заложен системный подход к решению задач, большое внимание мы уделяем собственным чувствам и опираемся на интуицию, когда лучше мыслить объективно и трезво. В этом одна из наших слабостей, но в то же время, как бы банально это ни звучало, эмоциональность наполняет наш внутренний мир. Мы тонко чувствуем и способны делать выбор интуитивно. Кроме того, в нас заложена толерантность и терпимость: мы уважаем других и выступаем за равенство. Исторически сложилось, что украинцы хорошо относились к соседним народам, пока те не посягали на их территорию и свободу. По своей природе мы не агрессивны.

Тот факт, что решения мы часто принимаем не головой, а сердцем, объясняется как раз национальным менталитетом

С врожденной эмоциональностью связана еще одна национальная черта украинцев – склонность к идеализации действительности и истории своего народа, вплоть до мифологизации своего прошлого. Иногда мы можем полностью погрузиться в мир собственных фантазий и на время утратить способность объективно воспринимать реальность. Мы искренне верим в счастливое будущее. Мы реально заслужили его только потому, что за всю свою историю Украина много натерпелась и настрадалась – такой ход мыслей, по сути, и является проявлением идеализма. Мы склонны верить в судьбу и можем проявлять героизм в экстремальных условиях, полагаясь на волю судьбы и высшие силы. Это может доходить до безрассудства.

Все фото – Sabine Joosten

Украинская религиозность – одна из тех областей, о которой в среде историков, философов и культурологов часто бывают споры. Исторически она заложена в нашей ментальности, но с течением времени ситуация меняется, а влияние церкви ослабевает. Изначально религиозность была связана с тем, что украинская церковь защищала и поощряла украинскую культуру, была островком безопасности во времена нападений на нашу землю. Но и с почитанием религии мы можем переусердствовать: профессор Михаил Юрий охарактеризовал эту черту метким выражением «пафос причастности к Богу» в своей работе «Етногенез та менталітет українського народу» (1997 год). Он также относит к менталитету присущую украинцам жертвенность – готовность пойти на все ради счастья и свободы своих потомков. Она связана с все той же эмоциональностью.

Как видим, ни воровство, ни вечные поиски подвоха, ни хамство в наших генах и ментальности не заложены. Как говорил Зигмунд Фрейд, иногда сигара – это просто сигара. В нашем случае зло – это просто зло, а ментальность – не просто удобное для оправданий слово.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram