Спецпроєкти

Козы, арабский мир и петиции: нескучная история кофе


Как и когда была сделана первая в мире чашка кофе? Каким образом в открытии его бодрящих свойств поучаствовали козы? Вместе с кофе Jacobs рассказываем краткую историю одного из самых популярных напитков в истории человечества, которая оказалась богата курьезами и любопытными деталями.

Как козы кофе изобрели

Согласно самой популярной легенде (в которой, вероятно, есть какая-то доля правды, но отсутствуют документальные подтверждения), примерно в 850-м году нашей эры одинокий эфиопский пастух Калдим обнаружил кое-что странное в поведении своих коз. Он заметил, что животные едят ягоды с какого-то дерева, а затем становятся слишком возбужденными. Калдим поделился своими наблюдениями с настоятелем местного монастыря, и аббат придумал высушить и кипятить ягоды, чтобы приготовить напиток. Он бросил ягоды в огонь, откуда безошибочный аромат того, что мы теперь знаем как кофе, пронесся по ночному воздуху. Кофейные бобы, которые теперь целенаправленно жарят, тогда сгребались из углей, размалывались и растворялись в кипящей воде: именно так была сделана первая чашка кофе в мире.

Аббат и его монахи обнаружил, что новое открытие позволяет им бодрствовать и сохранять присутствие энергии в течении нескольких часов – это очень помогало им во время длительных молитв. Но затем слава о чудодейственном напитке начала распространяться далеко за пределы Аравийского полуострова. Йеменский суфийский мистик по имени Готхул Акбар Нуруддин Абу аль-Хасан аль-Шадхили также претендует на право первооткрывателя кофе: он, как рассказывали его современники, заметил необыкновенно энергичных птиц, пролетающих над его деревней и клюющих ягод. Продегустировав брошенные птицами ягоды, он тоже оказался чрезвычайно бодрым и возбужденным.

Святой из Мокко

Версия про коз – далеко не единственная в древней истории изобретения кофейного напитка. Есть альтернативная история о шейхе по имени Омар, ученике суфийского мистика, о котором речь шла чуть выше. Омар был знаменит своей способностью излечивать больных с помощью одних лишь молитв. Однажды его изгнали из родного Мокко (Аравия Феликс в современном Йемене) и какое-то время жил в пустынной пещере неподалеку от Усаба. Чувствуя острый голод, Омар вышел на поиски пропитания и нашел какие-то странные ягоды. Сначала он просто пожевал их, но вкус быстро его разочаровал. Затем суфий поджарил их, но почувствовал только горечь. В качестве последней попытки он попробовал выварить эти же ягоды в кипящей воде, в результате чего и получил удивительный коричневый напиток, который придал ему сил и позволил бодрствовать целыми сутками. Благодаря этому открытию Омара помиловали, разрешили ему вернуться в Мокко и даже наградили чином святого. Кофейная слава тем временем продолжала распространяться по арабскому миру.

В результате к 16 столетию употребление кофе постепенно выработалось в ежедневную привычку в Персии, Египте, Сирии и Турции, заслужив репутацию «аравийского вина». Тысячи и тысячи паломников, приезжавших в Мекку, в том числе ехали и за тем, чтобы попробовать этот напиток. Йеменские торговцы закупили кофе из Эфиопии в промышленных масштабах и принялись выращивать его самостоятельно. Местные суфии также использовали кофе в своих духовных практиках, требовавших многочасовой концентрации и энергии.

Популярность кофе на Ближнем Востоке вскоре распространилась на Балканы, Италию и остальную Европу, дальше на восток – в Индонезию, а затем на запад – в Америку (транзитом через голландцев).

Кофейная революция

Кофе оказался такой мощной силой, что поспособствовал своеобразной социальной революции. Поначалу его пили в домашних условиях, но затем на Ближнем Востоке были созданы первые общественные кофейни – на персидском языке они назывались qahveh-khaneh. В малых деревнях, в больших городах Ближнего Востока и Восточной Африки эти кофейни быстро стали эпицентром событий и центром развлечений. Кофе и разговоры (сплетни и споры в том числе) дополнялись музыкальными представлениями и танцами, вместе с напитком поощрялась игра в шахматы. Кофейни довольно быстро приобрели славу «школ мудрости» и начали прочно ассоциироваться с интеллектуальной жизнью и развитием.

Греховный напиток

Кофе долгое время страдал от всевозможных запретов и ограничений, вызванных общественным страхом, подозрительностью, обеспокоенностью с религиозной точки зрения, лицемерием.

Например, в 1511 году в Мекке собрался консилиум ученых и юристов, которые постановили запретить употребление кофе. Созвал этот консилиум тогдашний губернатор Мекки Хайр Бег – он переживал, что кофейни сплотят народ против него и там будут обсуждать его ошибки в качестве правителя. Это родило новую ассоциацию кофе с мятежом и революциями. Употребление кофе с тех пор было грехом (харам), но вокруг этого велись ожесточенные споры в течении последующих 13 лет. В 1524 году турецкий султан Селим I издал приказ и Великий муфтий Мехмед Эбусууд-эфенди выпустил фетву, вновь разрешающую пить кофе. Султан также лично казнил Хайр Бега за все его оплошности и провозгласил кофе священным напитком.

Дьявольская чаша

Вскоре после этих событий кофе наконец достиг европейского материка. Впервые его привезли в Венецию, которая в те годы переживала бум торговли вместе со своими средиземноморскими соседями. Поначалу напиток встретили с предубеждениями и сомнениями. Легенды путешественников о свойствах кофе в средневековых католических умах трансформировались в истории о немыслимом напитке с мистическими свойствами. Для католиков горький вкус кофе поначалу был подобен «дуновению сатаны» от ислама. К тому же, у них уже было вино – и было бы крайне подозрительно менять этот благородный напиток на что-то новое и странное. Поэтому кофе был объявлен вне закона.

Но каково же было удивление папы Климента VIII, когда он попробовал кофе – и с ним не произошло ничего страшного, описывавшегося в слухах и домыслах. На дегустации он остроумно заявил: «Этот напиток дьявола настолько восхитителен, что мы должны обмануть дьявола и крестить его!».

Кофейный интернет

Дальше кофе приехал в Англию: первая тамошняя кофейня была открыта в 1650-м году, а в Лондоне – в 1652-м. Об этом мы узнаем из писаний Сэмюэля Пипса, английского чиновника морского ведомства и автора знаменитого дневника о повседневной жизни лондонцев периода Стюартовской Реставрации. В своих дневниках Пипс писал о том, что благодаря кофейням он (и многие другие англичане) теперь могли узнавать и обсуждать последние общественно важные новости: конфликт с голландцами, угрозу чумы и так далее. Ну и просто общаться на разные темы. К 1675-му году в Англии уже было около трех тысяч кофеен.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram