Cпецпроекты

9 городов, олени и бамбуковый лес: как слетать в Японию и успеть все


0 1782 89
Юлия Кислицына объяснила bit.ua, почему Япония — это не совсем любовь с первого взгляда, куда в ней обязательно нужно съездить, кроме Токио, и как сделать так, чтобы путешествие прошло идеально. Публикуем рассказ от первого лица.

Япония — это любовь с почти первого взгляда. Почти, потому что после 12-часового перелета со сменой часовых поясов и маленьким ребенком в придачу сложно все, даже влюбляться. Пожалуй, стоит сказать, что Япония была не моей мечтой, поэтому завышенных планок и ожиданий у меня не было, что и позволило мне просто быть там и наслаждаться каждой секундой.

Первое, что я увидела по прилете (после прохождения контролей и сдачи отпечатков пальцев), был японский телик со всеми этими суперстранными шоу, аниме-котиками и рекламами. Именно в этот момент я поняла, что это был не самолет, а ракета и, скорее всего, мы на другой планете.

План действий

При подаче документов на визу в Японию запрашивают предположительный маршрут. Поэтому мы решили сразу все продумать, тем более что летели мы в праздничный период (golden week), а посему о жилье стоило подумать заранее. Мы — это я, мой муж и дочь, которой на тот момент был год и девять.

Для того чтобы максимально подчеркнуть серьезность намерений, я приобрела бумажный путеводитель, и не то чтобы в интернете информации мало, просто слишком уж импонирует мне эстетика разноцветных стикеров.

Летели мы на три недели, потому что всегда теплится надежда, что «ну в этот раз точно не будем все время бежать». Почти. За время путешествия мы успели побывать в 9 городах, опробовать скоростные поезда, провести день на пляже и поплавать в бассейне с саке, прокатиться на монорельсе и переправиться на пароме, побывать на маркетах и в музеях, покормить оленей и обойти несметное количество храмов, обкатать вдоль и поперек токийское метро, попасть на выставку Яёи Кусама, побывать на острове-музее и острове, на месте которого раньше была свалка, перейти самый оживленный перекресток и взмыть ввысь на самом скоростном лифте в Японии, ну и еще миллион вещей.

Токио

Город бешеного ритма и вместе с тем настолько умиротворенный и органичный. В нем уживается все и вся, а также прошлое, настоящие и будущее. Вот идет семья в кимоно и гэта, за ними проскакивает стайка школьников в форме и офисные сотрудники обязательно в темных костюмах, где-то непременно появится человек, одетый как персонаж аниме, ну и на этом пестром фоне будет фотографироваться турист в футболке и шортах. Это город, который очень сложно удивить, зато он удивлять умеет. И стоит сразу понять, что обойти все интересные места, святые места, музеи, парки невозможно ни за неделю, ни за месяц, поэтому мы даже и не пытались.

Японцы умеют замечать обыденные на первый взгляд вещи и обращать на них внимание остальных

Нам повезло, эта весна была довольно поздней для Японии, поэтому мы застали цветение сакуры в Токио. В японском языке есть специальное слово, обозначающее любование цветами. Ханами. Красивое слово, как и звучание японского языка в принципе. Цветок сакуры глубоко символичен в японской культуре, и его изображение можно встретить практически на каждом шагу, но в этом и умение японцев — они умеют замечать обыденные на первый взгляд вещи и обращать на них внимание остальных.

Национальный арт-центр Токио порадовал нас выставкой «Кусама Яёи: Моя вечная душа». И вот там было прекрасно все, начиная от очереди, которую мы миновали, потому что с ребенком, заканчивая закатом, который мы встретили на террасе центра, попивая кофе.

Конечно, мы и по храмам ходили в Токио, но в Киото и Камакуре они мне показались намного более впечатляющими. А вот что точно стоит посетить, так это остров Одайба. Это насыпной остров, и до 90-х на нем располагалась городская свалка, пока местные власти не решили обустроить территорию. Теперь это развлекательное место с музеями, торгово-развлекательными комплексами, пляжем, аттракционами и прочими радостями жизни. Нас на острове интересовал Национальный музей передовой науки и технологии «Mирайкан». Интерес к космической теме у музея неспроста, его возглавляет один из первых японских космонавтов — Мамору Мори.

Камакура

Камакура — суперпопулярное направление. При населении в 170 тыс. город принимает порядка 20 млн туристов в год, а все благодаря Великому Будде, ну и другим 175 синтоистским и буддийским храмам.

Сначала мы решили отправиться в храм Цуругаока Хатимангу, одну из главных достопримечательностей Камакуры, по словам путеводителя. От вокзала путь к храму пролегает через главную торговую улицу, которая сама по себе еще то развлечение. В храме мы стали свидетелями свадьбы: национальные костюмы, музыканты с невиданными инструментами, толпы зевак. Романтика.

После ходили в гости к Великому Будде, а если точнее, к бронзовой статуе Будды Амиды высотой в 13 метров и весом более 90 тонн. Согласно Википедии, она вторая по величине в Японии, первая находится в городе Нара, но из-за того, что в Камакуре статуя стоит на площади, а не в храме, выглядит намного более величественно и впечатляюще. К тому же можно зайти внутрь статуи, и это тоже клевый опыт. Ну и да, 700 лет для статуи — солидный возраст.

Большинство храмов и музеев в Японии закрываются в 5–6 вечера, поэтому времени на остальные интересные места было мало, вот мы и решили не усложнять себе жизнь поиском и заходить всюду, где понравится. Это было прямо лучшее решение из возможных. По дороге нашли мороженое из фиолетовой картошки и зеленого чая. Из картошки — это некая изюминка Камакуры, ну а с зеленым чаем и так понятно, без него в Японии никуда.

Йокогама

Второй по величине и крупнейший портовый город Японии. Туда мы отправились ради зоопарка и китайского квартала, который, по словам японки, у которой мы снимали жилье, является самым большим китайским кварталом в Азии, после Китая, конечно же. Зоопарк был закрыт в тот день, а китайский квартал оказался далеко, поэтому мы просто пошли гулять в парк, потом по улицам, не забывая поднимать голову и челюсть от всех этих застроек-построек, а когда начало темнеть, решили подняться на смотровую площадку Лендмарк-тауэра на самом быстром лифте в Японии, развивающем скорость 45 км/ч. Час мы ехать не стали и скромно прокатились 40 секунд до 69-го этажа. Скажу честно, площадка Лендмарк-тауэра меня впечатлила намного больше, чем Tokyo Skytree.

Киото

И вот наконец-то мы дождались поездки по линии «Синкансэн». Интернет рассказывает, что эти поезда развивают скорость до 320 км/ч, но наш максимум был 280, что тоже очень неплохо. В Киото мы приехали на станцию центрального вокзала — и вот он огромный: 4 миллиона выходов, переходов, эскалаторов, лифтов. Не туда повернул — и вышел в трех кварталах от необходимого места. Мы не с первого раза покорили этот лабиринт, но в силу того, что в Киото провели неделю, совершая дневные поездки в другие города, нам просто пришлось разобраться, куда и когда выходить.

Золотое правило путешественника гласит: «Проверяй дни и часы работы музея/парка/места/всего, куда ты собираешься отправиться». Так мы узнали, что по средам в Киото многие музеи закрыты, но узнали уже возле входа, благо большой город дарит большие возможности, поэтому мы даже не успели загрустить, как оказались в аквариуме. Опыта посещения данных заведений у меня не много, и понравилось очень. Ну а как иначе, когда ты смотришь, как твой ребенок несется с радостными возгласами от скатов к медузам, от медуз к акулам, от акул к пингвинам и дальше по сценарию.

Про посещение парков и храмов я писать даже не буду, потому что к моменту Киото мы сами сбились со счета и напрочь забыли все названия. И поезда — на них мы накатались на полжизни вперед 100%. А накатавшись, решили закрепить знания в музее железной дороги. Зайдя в музей, я четко поняла, что будь я ребенком лет 6–7 или Шелдоном Купером, то меня бы из этого дорожного рая никто бы и силой не выгнал, потому что там правда можно жить. На базе паровозного депо был создан музей, где сегодня можно посмотреть и потрогать 53 образца железнодорожного транспорта — от паровозов до синкансэнов, хранившихся в Музее транспортной науки. Чтобы вы понимали, есть небольшая площадка, от которой радиально расходятся 53 поезда. Такое я впервые видела. Всего в музее три этажа. Понятное дело, что есть экспонаты, рассказывающие о механизмах, можно посмотреть, как устроен электровоз, побыть машинистом, детская комната, диорамы и, конечно же, площадка обозрения с видом на поезда.

Золотое правило путешественника гласит: "Проверяй дни и часы работы музея/парка/места/всего, куда ты собираешься отправиться"

Бамбуковый лес — одна из визитных карточек Киото. Его изображениями пестрят все путеводители, и понятно почему. Арашияма — район на востоке Киото, где стоит этот лес искать. Ну, искать — это не совсем верное слово, тут стоит лишь идти за толпой и рикшами. Тем, кто хочет сделать клевые кадры без людей вокруг, стоит отправляться в лес на рассвете, но у нас тоже есть несколько забавных снимков. Я фоткала мужа с ребенком на фоне малолюдного участка бамбука, как слышу, что кто-то пытается мне что-то провещать и просит подвинуться в сторону. Это был японец, который решил предложить таким образом нас сфотографировать и со словами «Baby! Baby! Camera!» привлекал внимание Мии. И это о Японии — тебе не надо просить помощи, люди предложат ее первыми и сделают это от чистого сердца.

В минутах 15 от бамбукового леса вход в парк японских макак, тех, которые на фотках мокнут в термальных источниках, а вокруг снег. От входа надо пройти еще 30–40 минут в гору (без детской коляски, ее надо оставить внизу). Парк представляет собой плато, по которому уверенно гуляют макаки, чувствуют себя явно хозяевами ситуации и небольшого домика с решетчатой стеной, через отверстия в которой можно кормить обезьян. Прелесть этого парка в том, что никто не держит животных в клетках, они просто знают, что их тут кормят, и приходят.

Нара

У меня есть теория: Нара — это сокращенно от Нарния. Глупость, но иначе как объяснить факт наличия 1200 оленей в самом обыкновенном городе? Они живут в парке, гуляют, выпрашивают еду, переходят дороги, заходят на летние террасы, в магазины — ведут довольно социальную жизнь.

Кормить местных бэмби можно специальными печеньками, которые продаются при входе в парк. Олени это знают и поджидают неопытных «кормильщиков». Я представляла кормление оленей довольно киношно: я протягиваю печеньку, олень робко подходит, благодарно утыкается носом в мою руку, но реальность была немного наглее, я ничего не протягивала, олень подошел и вырвал пакет с детскими вещами из «багажника» коляски (пакет был похож на упаковку их печенья). Иллюзии пали, умиление осталось. Минут 10 спустя мы приноровились их кормить, не отдавая сразу все на откуп. Оказалось, что самый действенный способ — раскрыть ладонь и показать, что больше ничего нет, а не отворачиваться, тем самым разжигая интерес и аппетит.

Но Нара — это не только олени, это и храмы, святилища, музеи. К примеру, в храме Тодай-дзи находится самая большая статуя Будды в Японии. Но все равно в голове одни олени.

Наосима

Наосима — это еще один пример того, как японцы умеют превращать заурядное в нечто особенное. История острова такова, что каких-то 40 лет назад президент издательского дома Fukutake Publishing мечтал о создании образовательного проекта на одном из островов Внутреннего Японского моря. Встреча с тогдашним мэром Наосимы оказалась плодотворной, и их первой ласточкой стал музей Benesse House. За годы проект немного поменял ракурс, от чего, скорее, только приобрел. Можно долго рассказывать про историю и хронологию, но на Наосиме главное совсем другое. Атмосфера. Чувство, что ты на краю света среди сокровищ, поджидающих на каждом шагу. Правда. Арт-объекты разбросаны по всему острову, даря туристу пьянящее чувство первооткрывателя. Свобода.

Описывать музеи не буду, официальный сайт проекта намного лучше о них расскажет, равно как и Википедия более красочно поведает о Тадао Андо, но то, что я хочу вернуться на Наосиму, это я знаю точно.

Единственная ложка дегтя в эту идиллию — это дорога. Путешествие от Киото и обратно заняло порядка восьми часов, но оно того точно стоило.

В завершение своего рассказа скажу, что Япония — это страна, которая покорила меня полностью. Буду откровенна, жить я бы там не хотела, потому что там я бы никогда не смогла стать на 100% своей, но для туриста это рай.

Что следует знать о Японии перед поездкой

Там курят. Казалось бы, курят во всем мире, но я лично давно не встречала, чтобы курили в заведениях. То есть вполне нормальная ситуация, когда вы всем семейством трапезничаете в ресторане или кафе и рядом садится компания и курит. В гостиницах есть номера для курящих, а в поездах — специальная комната для скучающих по никотину. Этот факт слабо вяжется со средней продолжительностью жизни японцев, но они, видать, что-то знают.

В Японии довольно скудно с английским. И это могло бы стать проблемой, если бы не вежливость и желание помочь в сложной ситуации. Японцы найдут способ понять тебя или найдут того, кто это сможет. Люди — это народное достояние этой страны. Важно, что предложение помочь чаще всего прозвучит еще до того, как ты попросишь.

Очереди. Порой мне казалось, что это даже просто какая-то народная забава. Очереди за билетами в музей, очередь перед входом куда-либо, очередь в магазин сувениров, очередь в зоопарк, очередь внутри зоопарка, очередь в вагон метро, еще немного — и будет очередь в очередь. В 90% случаев наличие маленького ребенка избавляло нас от необходимости ждать, потому что это явно не мой вариант проведения времени. А людям стоять будто нравится: никто не злится, не выходит из себя, все очень организованно и спокойно. Даже часы пик, коими так пугают туристов, не выглядят как сущий ад. Тем не менее в Японии есть должность «осия» (название должности происходит от глагола «толкать»), этот человек помогает  при посадке в переполненные вагоны железных дорог и метрополитена. Также в часы пик предусмотрены специальные вагоны для женщин, дабы избавить от слишком тесного контакта с незнакомцами.

Наличные. В этой стране они необходимы. Причем во многих местах цены указаны без 8-процентного налога. Это стоит учитывать.

Внимание к детям. Такой реакции на детей я не видела нигде. Мы в шутку называли Мию «мисс каваи», потому что именно это слово мы слышали в день раз по 50. Мию трогали, с ней или просто ее фотографировали, дарили игрушки, говорили нам, какая она умилительная, всячески привлекали ее внимание. Но и вообще человек с коляской и ребенком чувствует себя прекрасно: в метро есть лифты, всюду специальные съезды, туалеты с пеленальными столами и пр.

Туалеты — это вообще отдельная тема для разговора. В Японии они особенные, с кучей кнопок и функций и обязательно с подогревом. Конечно, чувство собственной глупости убивает, когда не можешь найти кнопку слива в течение нескольких минут, но потом я просто уже визуально запомнила иероглиф и самооценка восстановилась. То, что японцы снимают обувь перед входом в дом, знают почти все. Довольно часто разуваются и в ресторанах, но при этом перед входом в туалет обязательно стоят специальные тапочки.

Мусорка на улице — это редкость. Дело в том, что вывоз мусора платный, поэтому мусор принято собирать и выбрасывать дома. Исключение — банки/бутылки и пластик, контейнеры для этого типа мусора можно встретить довольно часто.

Бесплатные аудиогиды на английском. Такой сервис мы встречали в нескольких музеях, поэтому советую обратить внимание. Но в Замке белой цапли пошли дальше всех и предоставили нам персонального гида, который провел полуторачасовую экскурсию.

Метро в Токио. Я, правда, побаивалась метро перед поездкой, потому что не хотелось ехать не в ту сторону, терять время. Хвала приложениям, куда вводишь точку А и точку Б, и программа простраивает тебе маршрут, даже указывает стоимость поездки, так можно понять, стоит ли покупать проездной на день или лучше разовый. Мы использовали Tokyo Subway Navigation. И еще полезной вещью оказались офлайн-карты Maps.me, тут даже объяснять не буду, к чему они.

Arigatou gozaimashita.

Все фото в тексте — автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: