Книги, воры, два ствола
Почему у пойманного книжного воришки нашли визитную карточку торгового места на «Петровке», каков процент контрафакта на рынке и как отличить оригинальное издание от подделки – в материале bit.ua.
15 марта в книжный магазин «Літера»вошел молодой человек в пуховике. Осмотрел пару стеллажей и ушел. Через пару часов, вместе с запахом алкоголя и сигарет, вошел второй мужчина, его сообщник. Чтобы заставить кассира отвернуться от входной двери, мужчина попросил его подать книгу Дэна Брауна. В этот момент вбежал парень в пуховике, схватил два тома «Шантарама» и сбежал. Наводчика, который отвлекал внимание, удалось задержать. Пытались договориться по-хорошему, попросили дать номер сообщника, чтобы вернуть книги в магазин. Но на следующий день его нашла полиция.
Владимир, который выбегал с книгами, родом из Ивано-Франковска. Благодаря прежним судимостям и новому «организованному ограблению с группой лиц» он получил 4 года тюрьмы за два тома «Шантарама». Соучастника зовут Андрей, он из Донецка. Схема была следующей. Букинист с Петровки предложил двум молодым людям, которым нужны были деньги, украсть несколько книг из магазинов. За два злополучных томика «Шантарама» им предложили 100 гривен. Их стоимость на Петровке – 200 гривен за том. В магазине – 330. Но после этого случаи краж стали реже. Видимо, по рынку пробежали слухи.
Что говорят в книжных магазинах?
Информацию о том, что на Петровке есть список литературы, который поручают украсть из книжных магазинов, получили следователи от Владимира. Обычно такие «диверсионные отряды» работают по двое. Торговцы на Петровке в этом, разумеется, не признаются. Я их спрашивала: «Вас не смущает, что на книге свежий ценник?» «Так, может, ее купили, а она не понравилась читателю. Вы не принимаете книги на возврат, придерживаетесь буквы закона, вот они и идут к нам». Доказать всю эту схему невозможно. Но Шевченковское РУВД изъяло наши книги и вернуло их в книжный магазин после суда.
Кроме сбыта через книжные прилавки, есть несколько человек, которые продают украденные книги через OLX. Например, Роман – сколько раз мы созванивались с ним, но он все отказывался от личной встречи. Они действуют немного иначе. Часто заглядывают в книжный, чтобы примелькаться, втираются в доверие, покупают несколько книг. А когда продавец начинает считать их постоянными клиентами и прекращает ходить по пятам – выносят самые лучшие книги.
Это не разовая акция – люди строят на этом свой бизнес. А воришки продолжают ходить по магазинам, но становятся более осторожными.
Вот вам несколько способов определить, контрафактная у вас книга или нет. У каждой книги есть входящая цена, и дешевле она стоить не может. Если видите на Петровке новую запечатанную книгу по цене ниже, чем официальная ее стоимость у издательства, – повод задуматься. Если необходимая книга выпущена в твердой обложке, а на рынке вы нашли ее в мягкой обложке.
Некачественный переплет, бумага, обложка из картона и без ламинации.
Торговцы не ведут никакой отчетности, а ведь они работают как ФОП. Должны быть документы – реализация печатной продукции, накладные от поставщиков либо акт передачи книги от частного лица. По гласу закона – человек не может продать то, чего у него нет. Кому и что он продает? У продавца, который купил наш «Шантарам», мы запросили документы на него, и он сразу признал свою вину, потому что никаких документов нет. Но полицию это не интересует.
Пока люди не задумаются о том, что они покупают ворованные книги, ничего не изменится. Да, книги там дешевле, но вы покупаете подделку. И деньги получит один человек, в то время как книгу делали автор, верстальщик, корректор, дизайнер и другие. Это личный выбор каждого.
Оксана Пасюк, администратор магазина “Литера”;
Катя Иванова, администратор магазина “Чудовий Книжковий”
Что говорят на Петровке?
Журналист bit.ua взял комментарий у некоторых книжных торговцев, у которых на стеллажах лежит контрафакт. Ламинированный Хантер Томпсон за 50 гривен (настоящая цена этого экземпляра 100 гривен). Пожелтевший Дэниел Киз за 70 гривен (настоящая цена 230 гривен). Вечные «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса за 70 гривен (настоящая цена 320 гривен).
#1: «Книги привозят машины, вот сегодня с утра партию привезли. Не знаю, кто привозит, откуда мне знать? У нас букинистическая лавка, все книги в одном экземпляре. Я ее продал – и все, зачем мне спрашивать, откуда ее привезли, где печатали. Если буду спрашивать, мне никто ни одной книги не продаст. Какая разница? Но раз вам так не нравятся эти книги – в следующий раз я не буду их брать».
#2: «Не понимаю: когда продаю книги по 5 гривен – никто не берет. Ставлю ценник 20 – сразу разбирают. Странные люди. Хотите что-то продать – напишите список книг, я выберу. Одно говорю – ворованное не покупаю, хватит. Новую литературу привозят на машине – недавно 30 мешков привезли, я выбрала то, что мне нравится, и продаю. Привозят знакомые, друзья, просто люди, я не знаю их по именам. Покупаю книги: старые по 3 гривны, новые по 5–10 гривен».
#3: «Лавки через дорогу – это для откровенного мусора. Там книга стоит гривны, я предложу больше. Я могу и без закупки прожить, мне книг хватит на три года – тут несколько магазинов и складов, все забито книгами. Контрафактных книг у меня нет, но продавать их не большая проблема. Вон там ходит Дима, в желто-черном спортивном костюме, так у них все книги контрафактные. Кизи, Брэдбери, Оруэлл. Представляете, сколько людей печатает их? Вы и сами можете напечатать, это все делается элементарно. Все производится здесь, на Петровке, так что никто ничего никуда не возит. Вам интересно, кто это делает? Вы не единственные такие, кто интересуется, с контрафактом пытаются бороться, хоть иногда и смотрят сквозь пальцы. Тут периодически появляются курсанты школы МВД, одетые как хипстеры, и задают разные вопросы – вот как вы. А потом приходят солидные дяди, в костюмах и с удостоверением, и уже начинают задавать конкретные вопросы. Видимо, взялись за кого-то».