Спецпроєкти

Не лидер мнений: lifestyle юриста Всеволода


1
В постоянной рубрике мы выходим за рамки соцсетей, отдыхаем от пресловутых лидеров онлайн-мнений и погружаемся в реальную жизнь без прикрас. В восьмом выпуске корпоративный юрист Всеволод Великодный рассказывает о правовой культуре в Украине.
Я юрист не только в фирме, но и по жизни. Из-за низкого уровня правовой культуры люди обращаются ко мне с дичайшими просьбами. Неправильно насчитали за отопление - Сева, помоги! Попал в ДТП - Сева, помоги! Развод - Сева, помоги! Люди не понимают, что в правовом поле всё это абсолютно разные вещи.

Отдельная история – это люди, которые горят идеей, но не понимают, что нужно действовать в рамках закона. Не понимают, что нужно платить налоги, не понимают, куда их платить и зачем. Многие люди, открывающие свое дело, нарываются на большие штрафы.

Вот несколько простых примеров из жизни: два моих друга открыли дело. В интернете вычитали какую-то информацию, как лучше сэкономить на налогах. Естественно, там масса нюансов, ограничений в работе и контрагентах, но, проработав год, они отчего-то решили, что если к ним никто не приходил, то и не придет. Поэтому в принципе перестали платить налоги. Когда пришли штрафы и пени на 400 000 грн, они обратились ко мне с формулировкой: “Сева, помоги, наше сраное государство нас имеет и хочет с нас столько денег, сколько мы никогда не зарабатывали”. Или вот: помоги правильно сдать квартиру. Почему я должен платить налоги со сдачи собственного имущества? В смысле, так написано в законе? Ты просто хреновый юрист. Третий: два друга решили вести бизнес. Расходы-доходы пополам. Открыли два ФОПа вместо одной фирмы и в итоге просто не смогли распределять эти доходы-расходы. А виноват в том, что они поссорились, был юрист, который постфактум не смог их помирить и поделить между ними деньги. 

К юристам обращаются, когда пожар или пришла налоговая с проверкой. У нас ведь в бизнесе у человека презумпция виновности – ты должен доказать, что невиновен.

Все не так, как в американских сериалах, где показывают юристов красавчиками в дорогих костюмах. Я корпоративный юрист, занимаюсь документацией, договорами, защитой интересов фирмы. Не повезло той фирме, в которой есть юрист – и не повезло юристу, который есть в этой фирме. Юрист мешает сотрудникам работать, так как многое что они придумывают лежит не в плоскости закона. А юристу в фирме не повезло, потому что все что связано с бумагой – его работа. Бесконечная бумажная волокита.

В судах происходят монструозные вещи. Это не то, что показывают по телевизору. Всплывают фамилии людей, с которыми в садик ходил. Однажды видел, как беременная наркоманка специально упала на живот. Начинаешь испытывать отвращение, а с другой стороны – сочувствие. Морально сложно, не понимаешь этих людей. Решил, что лучше работать с фирмами – они хотя бы бездуховные.

Конституция, Уголовный кодекс, Процессуальный кодекс – это бумага, которая всегда отстает от действий. Она не может охватить все то, что происходит вокруг.

Основная проблема юриста – некомпетентность судей и и работников госорганов. Дел много, у судьи нет времени вникнуть в специфику дела. С законами так же – пишешь запрос в налоговую о разъяснении какого-нибудь положения – тебе отвечают, а через два дня в газете «Налоговый вестник» выходит нечто абсолютно противоположное.

Важно соблюдать букву закона, но с нашими законами не все в порядке. Мальчик 15–16 лет, азербайджанец, ходил на боевые искусства. На Ленинградской площади к нему пристал алкоголик. Мальчик ударил его ногой с разворота – «тяжелые телесные, 10 лет тюремного заключения», потому что он кандидат в мастера спорта. КМС приравнивают к ношению ножа.

Каждый лоббирует свои интересы. Компания «А» назначает своего юриста судьей в нужном районе. С этим не справляется и ротация судей. Неважно, какой судья рассматривает дело – к любому можно найти подход, а если подхода нет, то отвести от дела. В мире еще не придумали схемы борьбы с лоббированием интересов.

Понять право – это не просто прочесть статью в газете об изменении пенсионного возраста или офшорах Порошенко.

История с Порошенко – абсолютно адекватная схема. С Украиной не все соглашаются торговать, учитывая сложную ситуацию в стране. Вот и регистрируется другая фирма, которая может зайти на биржу для торговли. У нас же сразу пошли разговоры: «Офшоры? Ну всё, крест». Уровень разговоров не то что детский – так пенсионеры на даче за игрой в карты обсуждают политику и экономику.

Офшор — это компания-нерезидент, которая зарегистрирована в другой стране с более низкой налоговой ставкой. Журналисты не смотрели документы, по которым продукция продавалась за границу: если она продается по рыночной цене, то ничего страшного в этом нет. У людей негатив в голове, потому что в 90-х была схема: продал за рубль в офшор, офшор продал за 100.

У нас в стране работает два закона: «Мы всегда так делали» и «Мы никогда так не делали».

Люди не понимают, что такое деньги. В Германии железнодорожники бастовали два дня – компания потеряла 4–5 миллиардов евро. Потери огромные, но они к этому спокойно относятся. А наши люди читают, что на ремонт дороги выделено 80 миллионов гривен, и начинают возмущаться. Потому что в голове установка «чем дешевле – тем лучше». И плевать на качество, опыт на рынке, вес компании. Что лучше – купить материалы за 10 тысяч гривен, чтобы они через два месяца стали непригодными, или купить за 20 тысяч, но качественные? Допустим, человек рискует и покупает за 20 тысяч. Естественно, сразу приходят журналисты, НАБУ и говорят: «Объясни, почему купил дороже», и не вникают в подробности. Везде видят распил и откаты.

Люди приходят с новыми слоганами, но мыслить и работать по-новому не способны.

МАФы не надо сносить, их нужно трансформировать. Город должен быть унитарно-эстетичным. С юридической точки зрения: человек получил разрешение, нанял людей, платит налоги, возит продукцию, зарабатывает деньги. Нельзя прийти и забрать у него это. Все должно быть сделано с умом – и МАФы должны быть, но эстетически приятными.

Любое здание – это бизнес-проект. Может выгореть, может быть прибыльным, а может провалиться. Этих нюансов мы не знаем и не замечаем. А вопрос по сносу недостроенных зданий должен быть политической волей. Нельзя прийти и разрушить здание, которое тебе не нравится.

Бюрократию придумали для того, чтобы на место умных и талантливых людей мог прийти любой кретин и продолжить работу.

Этой стране безумно нужны медиаюристы. Нарушается авторское право, свобода информации, права журналистов. Но у нас этому не учат, а обычный выпускник юридического факультета не понимает специфики. Медиаюрист должен полностью вести расследование вместе с журналистом, расписать все последствия и знать, как их минимизировать, защищать автора.

В Украине нет журналистики – есть способ оболванивания людей. 7–8 новостных каналов говорят об одном и том же. Нет культуры журналистики или уважения к профессии. Журналисты работают по методичке «найти тему – найти человека – кто виноват? – выдать в эфир». Главный редактор говорит, в каком свете все это подать. А ведь журналистика – это поиск субъективной истины, аналитика, когда проживаешь тему в себе.

Украинская журналистика – это первая ссылка в «Гугле».

 

Пока люди не станут честными для себя, они не смогут построить сильное государство. Все пытаются найти выгоду. Редкий случай, когда человек знает, чем заниматься. Легко говорить, как делать и кто виноват, и непросто, когда тебе говорят, что делать. Нужно начинать с прав и культуры, знания того, как система работает и как ее изменить.

Знайте свои права и умейте отстаивать их. Фильтруйте информацию и анализируйте ее. Знайте границы дозволенного – не хамите и не рвите протоколы. Умейте защитить себя. Если ориентироваться и знать свои права, вы сможете себя защитить. Заходите на государственные сайты – там есть перечень открытых реестров, где можно проверить любую информацию. Интересуйтесь жизнью своего района и ходите на выборы. Понимайте проблемы и решайте их, а не жалуйтесь ради жалобы. Объединяйтесь в гражданские организации – реакция на их жалобы совершенно другая. Помните, что обманывают только тех, кто дает себя обмануть.

 

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram