Спецпроєкти

Каникулы в коме: как поездка американского студента в Северную Корею обернулась тюрьмой и смертью


Дикая история американца Отто Уормбира, который съездил в КНДР в составе туристической группы, чтобы отметить там Новый год, и поплатился за свой визит жизнью.

В марте 2016 года Верховный суд Северной Кореи приговорил 21-летнего американского студента Отто Уормбира к 15 годам тюремного заключения за «враждебные действия» против страны. Отто сознался в краже плаката с политической пропагандой, за что и был осужден. В июне 2017 года студент, пребывающий в коматозном состоянии, был возвращен на родину, в штат Огайо. 19 июня Отто Уормбир скончался, не приходя в сознание. 23 июня власти КНДР выпустили официальное заявление, в котором отрицают факт причастности к его смерти и пыткам, которым Отто предположительно подвергся в северокорейской тюрьме. Мы подготовили подробную реконструкцию этой вопиющей истории.

Горящая путевка

21-летний Отто Уормбир был студентом Виргинского университета (UVA), получал степень в области торговли и экономики. В конце декабря 2015 года он в числе других двадцати туристов отправился в тур в Северную Корею, который организовала китайская компания Young Pioneer Tours. Один из рекламных слоганов этой туристической фирмы – «места, куда вас бы не отпустила мама». Пакетные туры в Афганистан и Туркменистан, опасная экзотика. Но самой большой популярностью пользуются поездки «на Север», в тоталитарное царство КНДР.

Тур, выбранный Отто, назывался New Year’s Party Tour: пятидневный интенсивный маршрут по Северной Корее, разработанный и тщательно контролируемый государственными гидами.

2 января 2016 года, в последний день тура, группа путешественников встретила солдат в демилитаризованной зоне, раскинувшейся на 3 километра и разделяющей КНДР и Южную Корею с 1953 года. Затем туристы в Пхеньяне позировали для фотографий возле 25-метровых бронзовых постаментов, на которых изображены Ким Ир Сен, первый правитель КНДР и основатель идеологии «чучхе», и его сын Ким Чен Ир, который скончался в декабре 2011 года.

Последнюю ночь туристическая группа провела в пхеньянском Yanggakdo International Hotel: студенты отмечали окончание путешествия, пили водку и северокорейское пиво до самого утра, находясь при этом под наблюдением видеокамер. Предположительно в эту ночь Отто Уормбир и совершил поступок, расцененный властями Северной Кореи как «акт враждебности против государства», за что был позже приговорен к 15 годам каторги.

Пришло время возвращаться обратно. Сразу после северокорейского тура Отто Уормбир должен был лететь из Пхеньяна в Гонконг, на оплаченные университетом финансовые курсы длительностью в семь дней. После Гонконга – домой в Вайоминг, Огайо, к своим родителям. Дорога из отеля, где останавливалась группа, в пхеньянский аэропорт занимает около 40 минут – туристов туда отвезли на специальном автобусе. Участникам тура вернули паспорта, которые те оставляли в залог, и после прибытия в аэропорт начались стандартные процедуры, уже не напоминающие о мифах тоталитарного государства: проверка багажа, обратных билетов и так далее.

По правилам Young Pioneer Tours один из представителей фирмы проходит паспортный контроль самым последним, чтобы убедиться, что все клиенты благополучно прошли этап и сели в самолет. Отто проходил контроль последним из своей группы, поэтому у его задержания местными полицейскими была только одна свидетельница – 24-летняя Шарлотта Гаттридж, работница Young Pioneer Tours. Когда девушка заметила, что его досматривают дольше обычного, она подошла поближе, но один из сотрудников аэропорта настоятельно порекомендовал ей поскорее проходить паспортный контроль и занимать свое место на борту. Позже Шарлотта увидела, как Отто уводят два полицейских, и прокричала его имя. Уормбир обернулся, девушка не увидела на его лице волнения, он не кричал ей в ответ и выглядел довольно спокойно. Она решила, что повода для особого беспокойства нет: может быть, полицейским нужно провести более тщательный досмотр багажа Отто, а затем они его благополучно отпустят. Гаттридж подождала до финального сигнала о посадке и направилась на борт самолета Туполев ТУ-214. Уже перед самой отправкой самолета в салон зашел один из представителей власти и заявил Шарлотте, что «Отто очень болен, мы забираем его в больницу».

На вопрос девушки, когда Уормбир будет выпущен из больницы и доставлен домой, ей ответили: «Завтра. Самое позднее - на следующей неделе».

Сакральный плакат

Три недели спустя ЦТАК (государственное информационное агентство, единственный источник информации о КНДР) сообщает о задержании Отто Уормбира и выпускает короткий 17-секундный ролик в качестве доказательства совершенного им преступления. Ему инкриминируют «подрыв основ единства государства, совершенный под молчаливым попустительством и манипуляциями со стороны правительства США». На видео в левой стороне экрана мы наблюдаем размытую фигуру, которая снимает со стены прямоугольный плакат и ставит его на пол. Лица и конкретных очертаний этого человека не видно.

Правая часть экрана являет собой стоп-кадр с изображением этого плаката, надпись на котором (в переводе) гласит: «Давайте запасемся патриотизмом во имя Ким Чен Ира».

Для большинства стран современного мира идея о 15-летнем тюремном заключении для иностранца, который попытался украсть плакат с политическим лозунгом, покажется нелепостью и горячечным бредом. Но в этот момент, давая эмоциональную оценку событию, многие забывают о строгости порядков в КНДР. В Северной Корее правителя страны считают божеством, а лозунги являются сакральными объектами. В начале каждого года в стране выпускается новый набор политических слоганов, которые предстают в качестве нерушимых путеводителей. Плакаты с этими слоганами висят на стенах буквально каждой фабрики и классной комнаты, а каждый город увешан одинаковыми красно-белыми знаменами.

Самые важные из этих плакатов – собственно, они и считаются священными – это те, которые носят на себе имена северокорейского лидера Ким Чен Ына, его отца Ким Чен Ира и его деда Ким Ир Сена, основавшего КНДР. После смерти своего отца в 2011 году Ким Чен Ын особенно активно пропагандирует «патриотизм во имя Ким Чен Ира», поэтому за последние годы для Северной Кореи этот лозунг стал одним из ключевых. Да и вообще, трудно переоценить масштабы культа личности в КНДР, который десятилетиями вбивается в массовое сознание. По местному телевидению регулярно сообщают о геройствах сельских жителей, которые врываются в охваченные огнем дома, чтобы спасти оттуда «самое ценное» – портреты вождей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. А когда южнокорейским туристам (с 1998-го по 2008 год) было разрешено посещать живописный горный участок Кымгансан (так называемые Алмазные горы), то на территории они могли наблюдать «деревья со слоганами» – возле дерева был помещен плакат со священным лозунгом, который охранял специальный человек.

Поэтому нанесение вреда плакатам с именами вождей считается в Северной Корее особо тяжким преступлением.

В тюрьму можно отправиться, даже если ты неудачно сел на газету, в которой опубликовано фото правителя – настолько ревностно соблюдается культ личности.

Суд и смерть

29 февраля в Пхеньяне, спустя шесть недель после обнародования видео ЦТАК, Отто Уормбир предстал перед телекамерами с «официальным заявлением» и раскаялся в совершенном преступлении. По тому, как студент в самом начале пытается говорить спокойно, но затем срывается в истерику и слезы, можно сделать предположение, что признание носит вынужденный характер.

Уормбир заявил, что за день до отлета совершил попытку кражи пропагандистского плаката из зоны отеля Yanggakdo International, предназначенной только для персонала.

Пытаясь объяснить истинные мотивы своего поступка, Отто сказал, что стал жертвой сложной манипулятивной схемы, построенной методистской церковью в его родном городе, тайным братством в Виргинском университете и правительством США.

По словам студента, один из членов Friendship United Methodist Church, расположенной в его родном Вайоминге, пообещал ему десять тысяч долларов за привезенный из Северной Кореи пропагандистский плакат. Человек из методистской церкви добавил, что повесит плакат в храме в качестве трофея. Также он сделал Отто другое предложение: если парня задержат северокорейские власти и он не вернется домой, то церковь совершит благотворительное пожертвование его матери в размере двухсот тысяч долларов. Уормбир объяснил, что его семья на тот момент страдала от серьезных финансовых трудностей, поэтому он и принял это предложение.

Среди других мотивов поступка Отто было желание вступить в студенческое братство Z Society, функционирующее на территории его университета еще с 1892 года. Поскольку он был новичком, Уормбир решил, что подобный поступок поднимет его в глазах членов братства и позволит к ним присоединиться.

«Пожалуйста, люди из правительства КНДР, я умоляю вас понять мою ситуацию, как мною манипулировали и использовали в своих целях», – в какой-то момент Отто принялся рыдать. «Я совершил худший поступок в своей жизни. Но я всего лишь обычный человек. Я прошу вас, чтобы вы нашли в своих сердцах милосердие и дали мне возможность вернуться домой к моей семье». В ходе своего выступления молодой человек высоко оценил «гуманное отношение властей к суровым преступникам» вроде него самого и сравнил Пхеньян с Восточным Иерусалимом.

Впрочем, это чистосердечное признание не разжалобило представителей власти Северной Кореи. Через два дня после выступления Уормбира перед камерами над ним состоялся суд. По итогам судебного разбирательства, которое длилось меньше часа, Отто Уормбир был признан виновным в нарушении статьи 60 Уголовного кодекса КНДР: «преступление против государства», «подрывная деятельность». Верховный суд Северной Кореи приговорил его к пятнадцати годам каторжных работ.

Сразу после приговора Уормбиру, в марте 2016 года, пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест рассказал журналистам, что Отто используется правительством Северной Кореи в политических целях. Прошло больше года, Уормбир продолжил отбывать тюремный срок в КНДР. В апреле 2017 года семья студента дала интервью на Fox News, в котором утверждала, что дипломаты абсолютно не помогают им с освобождением сына. Фред Уормбир открыто обратился к президенту: «Президент Трамп, пожалуйста, верните мне моего ребенка». Члены семьи рассказали, что ни администрация Барака Обамы, ни Дональда Трампа не дали им веских оснований надеяться на скорое освобождение Отто из северокорейской тюрьмы. Вместо этого они, наоборот, просили Уормбиров хранить молчание, ссылаясь на то, что это стандартный протокол поведения в особенно деликатных дипломатических делах.

Отто Уормбир был освобожден из тюрьмы и возвращен домой только 13 июня, однако он пребывал в состоянии комы – и, как сообщили его родителям, находился в этом состоянии предположительно с марта 2016 года, т.е. впал в нее немногим позднее своего публичного признания и суда. Доктора провели отдельную пресс-конференцию, посвященную Уормбиру, на которой заявили, что он, по-видимому, пострадал от осложнений острого респираторного расстройства, а подача кислорода в его мозг была отключена. Его неврологическое состояние на момент возвращения домой было охарактеризовано как невосприимчивое бодрствование: молодой человек был способен открывать глаза и моргать, но при этом не демонстрировал никаких признаков понимания речи, не реагировал на вербальные команды и явно не осознавал, где находится. Значительные участки его мозга отмерли. 19 июня Отто Уормбир скончался, так и не придя в сознание.

Политическая жертва

До сих пор остается невыясненным, действительно ли Отто совершил «преступление», за которое был осужден. На видео, опубликованном ЦТАК, трудно идентифицировать его лицо, да и сам короткий ролик не показывает, что именно дальше произошло с плакатом. К тому же один из журналистов, который позже навестил отель Yanggakdo International и побывал в той самой зоне для персонала, где был размещен плакат, обнаружил, что там не горит свет. Учитывая повсеместную экономию электричества в Северной Корее, выключенный свет – это норма. И скорее вызывает подозрения то, что заснятый на видео участок ярко освещен.

Но даже если фигурой на том ролике действительно является Отто Уормбир, в его поступке трудно увидеть нечто большее, нежели плохо спланированный пьяный студенческий пранк. В качестве наказания достаточно было бы словесного предупреждения или же штрафа. Судя же по тому, что дальше происходило со студентом, Северная Корея превратила его в политического заложника, чтобы поторговаться с США в рамках своих бесконечных переговоров.

Здесь стоит вспомнить, что КНДР и США формально находятся в состоянии войны: между государствами до сих пор не подписан мирный договор после Корейской войны 1950–1953 годов. Геополитическая напряженность на Корейском полуострове сейчас находится на пике со времен этой самой войны. Одна из ключевых причин – смена власти. Ким Чен Ын, новый правитель Северной Кореи, оказался гораздо более агрессивным, чем его отец, когда дело дошло до ядерных амбиций страны. Дональд Трамп после своей инаугурации назвал ядерную программу КНДР «наиболее опасной на сегодняшний день угрозой для США».

Таким образом, среди возможных причин смерти Отто Уормбира (еще имеется версия про ботулизм, которым студент якобы заболел сразу после суда в марте 2016 года) есть и конкретно политическая – отношения правителей двух государств: милитаристская политика Ким Чен Ына и непредсказуемое поведение Дональда Трампа.

Еще одна характерная история из мира постправды, в котором мы сейчас живем.

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram