Спецпроєкти

История документального кино в мире и Украине


Тяжело из истории выделить человека, которого можно назвать “отцом” или основателем жанра документального кино. В одно время на разных континентах появлялись фильмы, которые отображали окружающую действительность на пленке. Например, запись медицинских практик профессора Георге Маринеску, чей фильм “Исследования с помощью кинематографа” запечатлел его работу в неврологической клинике Бухареста с 1898-го по 1901 год.

Те же короткие фильмы братьев Люмьер, показывающие обыденные вещи: прибытие почтового поезда, выход рабочих с завода, et cetera. Чтобы понять, насколько эти короткие кинозарисовки казались людям впечатляющими, приведем цитату Максима Горького о фильме “Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота” (L’Arrivée d’un train en gare de la Ciotat): “И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока”.

Точно можно сказать, что для популяризации документальных фильмов огромную работу проделал Роберт Флаэрти. Исследуя канадское Заполярье в 1910-х, он взял с собой кинокамеру и снял множество сюжетов из жизни эскимосов. Во время сборки материала на монтажном столе он поджег его сигаретой, и фильм был утерян, но этот момент Флаэрти назовет “счастливым перстом судьбы”. Он снова взял камеру в следующую экспедицию и пробыл в племени эскимосов 16 месяцев, после чего в 1922 году выходит фильм “Нанук с Севера”, который имел потрясающий зрительский успех. Догадываетесь, какое мороженое продавали в фойе кинотеатров перед показом фильма?

Другие значимые фильмы Роберта Флаэрти, которые стали культовыми и значимыми: “Моана южный морей” – фильм об обычаях Полинезийских туземцев на острове Самоа; “Человек из Арана” – о жителях острова Аран у западного побережья Ирландии; и “Луизианская история” – о мальчике-каджуне и его родителях, живущих за счет охоты и рыбалки в болотах (первый пример докудрамы). Именно в рецензии к фильму “Моана южных морей” Джона Грирсона в газете The New York Sun впервые возник термин “документальный фильм”.

В Украине первым звуковым документальным фильмом была лента Дзиги Вертова “Энтузиазм: Симфония Донбасса” 1930 года. Чарли Чаплин назовет этот фильм “одной из самых впечатляющих звукозрительных симфоний”. Перед этим Дзига Вертов уже выпустил “Человек с киноаппаратом”, который британский журнал Sight & Sound назвал лучшим документальным фильмом всех времен. И во время Второй мировой войны на базе Киевской киностудии в обществе “Украина-фильм” будут создавать пропагандистские документальные и хроникальные ленты. На студии в то время работало несколько известных кинематографистов, в частности операторы Николай Топчий и Юрий Тамарский.

Следующий расцвет жанра документального кино в Украине происходит в 197080-е годы. Киевская киностудия научно-популярных фильмов сняла огромный массив лент: “Думают ли животные?”, “Семь шагов за горизонт” режиссера Феликса Соболева и другие. 

К сожалению, в первые десятилетия после независимости украинское кино характеризуется распадом киноиндустрии и попытками ее восстановить в 20002010-х годах. В 2010-х годах темпы роста объемов кинопроизводства увеличиваются благодаря развитию технологий. Но в 20142015 годы как реакция на важнейшие события в стране во время революции и войны на востоке страны происходит бум документального кино. Некоторые выражали свою позицию, делали заявления посредством новых фильмов, другие чувствовали себя обязанными рассказать и запечатлеть историю для будущих поколений. Так или иначе, Украина известна своими документальными фильмами.

В 2015 году проект “Зима в огне” оказался в числе номинантов “Оскара” в категории “Лучший документальный полнометражный фильм”. Документальный фильм “Украинские шерифы” (Ukranian Sherrifs) в 2016-м был выдвинут Украиной на соискание премии “Оскар” в категории “Лучший иностранный фильм”. Dustards Станислава Гуренко стал одним из платиновых победителей кинопремии Intenational Independent Film Awards.

Документальное кино становится все более значимым. В 2002 году на кинофестивале в Каннах “Боулинг для Коломбины” Майкла Мура получает приз за лучший документальный фильм. После он получает “Оскар” и многие другие награды. Спустя 2 года “Фаренгейт 9/11” получает все в тех же Каннах “Золотую пальмовую ветвь”, что стало первым прецедентом, когда главный приз получил документальный фильм. В декабре 2004 года из-за фильма “Покорность” – исповеди женщины-мусульманки, рассказывающей о насилии – убивают режиссера Тео ван Гона. Такая реакция и месть могли последовать только на фильм, который по-настоящему взволновал общество. И с каждым годом режиссеров и зрителей становится все больше.

В следующем материале мы продолжим рассказывать об истории документального кино, охватывая период середины XX века – огромное влияние пропагандистских материалов на общество, холодная война между США и СССР и многое другое.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь