Спецпроєкти

Не лидер мнений: lifestyle начальника караула пожарной части


В постоянной рубрике мы выходим за рамки соцсетей, отдыхаем от пресловутых лидеров онлайн-мнений и погружаемся в реальную жизнь без прикрас. В новом выпуске пожарный и начальник караула рассказывает о проблемах МЧС, обиде на людей и необходимости менять стереотипное мышление.

Наш герой работает начальником караула в пожарной части, занимается управлением пожарно-спасательных подразделений на авариях, ДТП и тому подобных мероприятиях. Занимает должность уже 4 года, до этого 4 года обучался в Академии пожарной безопасности.

Изначально у меня не было особого желания становиться спасателем, просто был нереализованный потенциал. Но звезды сошлись так, что я поступил в Академию пожарной безопасности. Не было рвения работать в структуре, но выпала такая возможность, и я ею воспользовался. Там всё намного сложнее, чем кажется. Люди думают: ну, пожар тушат… А пожарный знает теорию тушения пожаров, теплопередачу, формулы, термины, правила.

Когда становишься начальником караула, это меняет отношение ко всему. Помню свой первый серьезный выезд: тушили ангар с бытовой химией, именно там мы увидели реальную обстановку. Но когда выполняешь приказ, то не сильно ощущаешь опасность. Чувствуешь, что должен решить поставленную задачу, должен с ней справиться, потому что командир обдумал это решение и несет за тебя ответственность. А когда сам начинаешь принимать решение – понимаешь, что всё не так просто. Начинаешь отвечать за свою команду, идешь первым в огонь и ведешь остальных за собой.

Каждый может прийти в пожарную часть и устроиться на работу. Несколько месяцев обучения, сдача тестов – и человека допускают к работе. Для меня дико, когда человек приходит с улицы и вскоре уже выезжает вместе с караулом. Официально этого делать нежелательно, но где человеку набраться опыта, если он не будет выезжать вместе со всеми?

Я выпущен в звании лейтенанта, но военкомат поставил меня на учет как рядового. Все эти 4 года я жил в казарме на военном положении. Военная подготовка, строевые, оперативная работа. По факту я должен быть освобожден от военной обязанности, но в военкомате заявили, что ничего из этого мне не засчитают.

Когда слышу запах дыма – сразу пытаюсь найти его источник. Понимаю, что в крайнем случае через полчаса могу не успеть выйти из квартиры.

Наши машины списаны 10–15 лет назад, и все удивлены, как они еще на ходу. Не всегда выдаются обмундирование, оборудование, одежда – все то, что помогает во время пожара. И это в городах, а в областных и районных центрах ситуация еще хуже.

Сейчас принимают закон о формировании добровольческих команд, который резко понизит качество пожарной службы. Обучение этих добровольцев будет проходить еще хуже. Они будут дольше добираться до пожара и на них не будет средств влияния. Я, как офицер, обязан выполнять приказы, а доброволец может ответить: «Прости, я не приеду».

Зарплата менеджера в городе больше, чем у пожарного, который рискует жизнью. Человек скорее пойдет продавать кондиционеры через интернет-магазин, чем пройдет три месяца проверок, два месяца обучения на месте и три месяца в центре, а на выходе получить зарплату в 5 тысяч. Зачем? В call-центре без опыта работы можно получать в два раза больше.

Одна из проблем МЧС – плохое взаимодействие служб. Мы не имеем права обесточить помещение, в котором напряжение выше 220 В. Нужно вызывать службы энергетиков, газовые службы, а они долго добираются до места происшествия либо не делают этого вообще. Мы нарушаем законы, технику безопасности и тушим, не дожидаясь остальных. Когда видишь, что от этого решения зависит чья-то жизнь, то не будешь дожидаться электрика, который несколько часов добирается ночью на машине.

Люди говорят: «У вас зарплаты маленькие – мы многого от вас не требуем». Откуда взяться профессиональности? С большей зарплатой можно повышать и уровень знаний.

В опасной профессии ты сталкиваешься с жертвами – я помню всех, кого не успел спасти. Ты знаешь, что может произойти, и пытаешься предугадать худший исход событий. Способствует профдеформации и халатное отношение людей, которые не соблюдают нормы, правила, жгут мусор рядом с домами. Пытаешься объяснить что-либо людям, но они не слышат, не понимают.

У меня есть обида на людей, которые не учатся на ошибках. Всеми средствами пытаюсь сделать людей вокруг умнее. Даже не в плане пожарной безопасности – просто умнее, чтобы люди понимали, что их действия обязательно приведут к последствиям. Очень обидно, когда для тебя это прописная истина, а другие только узнают об этом.

От простых людей ничего не зависит. Все зависит от тех, кто принимает решения на уровне государства. Полиция стала компетентнее после реформы, люди стали к ним иначе относиться. Так же должно произойти и с МЧС. Это тоже нужно для государства, эти люди тоже нужны – жизни потерпевших от них зависят не меньше, чем от полиции или медиков.

Пока что меняется цвет формы, но суть остается та же. Старое мышление, старые отношения – все думают: ну приехали пожарники без воды, пьяные, спят и ничего не делают. Стереотипы всегда присутствуют, но стереотипы нужно менять, как с новой полицией. Вроде бы те же люди, но к ним уже другое отношение. Надеюсь, что так случится и с нами.

Фотографии взяты из открытых источников.

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram