Почему Тарас Шевченко — первый украинский хипстер
В украинских школах принято продвигать канонический образ Тараса Григорьевича в кожухе и шапке, который серьезно глядит на всех присутствующих с портрета. У школьников часто складывается впечатление, будто Шевченко никогда не был молодым, сразу родился с усами и начал писать стихи о несправедливости этого мира и тяжелой жизни. И все это только для того, чтобы через пару веков занять центральное место в нашей литературе. Часто это не только отбивает у молодежи желание знакомиться с его творчеством, но и порождает ненужные стереотипы.
На самом же деле Шевченко был обычным живым человеком с интересной биографией, своими скелетами в шкафу и недостатками, о которых почему-то принято молчать.
Светская жизнь и Instagram
Шевченко уехал из Украины в 15 лет. Сначала он попал в Вильнюс, а через 2 года оказался в Петербурге, где прошли его юность и молодость. Жизнь в столице у него была интересной и активной – приемы, модные литературные салоны, изысканное общество, учеба в академии, участие в театральных постановках.
В молодости Шевченко был не против отдыха в хорошей компании и веселья. Он был жизнерадостным, любил рассказывать смешные истории, петь и танцевать. В Петербурге познакомился с Иваном Сошенко, Карлом Брюлловым, Василием Жуковским, братьями Кукольниками и многими другими людьми, которые позже сыграли важную роль в его жизни и получении свободы. Летом ночи Тарас часто проводил на улице или на академической набережной, любил бывать в Летнем саду, где перерисовывал скульптуры.
Литературные вечера за бокалом вина или шампанского были модными среди интеллигенции и точно стали бы отличной темой для Instagram-сториз. После одной из таких гулянок Брюллов нарисовал своего любимого ученика с копытцами. Однако пьяным поэта никто никогда не видел. Так уж сложилось, что в те времена процесс творчества не воспринимался без алкоголя. Но все же любимым напитком Шевченко был ром, который тогда можно было достать только за границей и за приличные деньги. Он любил эпатировать и удивлять окружающих, что часто было результатом повышенного интереса к нему, который не всегда был искренним.
Увлеченность современным искусством и музыкой
После освобождения из крепостничества в 1838-м Шевченко учится в Императорской академии художеств под руководством Брюллова. На момент обретения долгожданной свободы ему было всего 24 года – время новых знакомств, получения знаний и развлечений. Кроме рисования, Тарас изучает историю Украины, Рима и Греции, историю философии, теорию искусства, увлекается чтением современной украинской, русской и западноевропейской литературы.
Немногие знают, но Шевченко свободно говорил по-французски и знал польский, а также не упускал возможность посетить Эрмитаж или частные коллекции. Через несколько лет он стал достаточно популярным художником в городе и начал получать немало заказов, которые хорошо оплачивались. Кроме того, в списке его доходов была стипендия Общества поощрения художников.
Молодой поэт-романтик не мог существовать без музыки. При этом он любил не только украинские народные песни, которые к тому же отлично звучали в его исполнении. Шевченко слушал Гайдна, Бетховена, Шопена и Моцарта, который был для него идеалом гармонии, оперы Россини. В дневнике он упоминает бесконечную любовь к виолончели. “Я ложусь спать и кладу ее рядом. Это моя жизнь, мое второе я. Если бы я был дважды рабом, я бы за этот инструмент продал себя в рабство в третий раз”.
Модные тренды и стильная одежда
Шевченко любил красивую одежду, но при этом никогда не придавал ей большого значения. Все как у хипстеров – не слишком заморачиваться с гардеробом. Среди прочего в его гардеробе были недешевые костюмы и жилеты, рубашки и галстуки из Парижа, цилиндр, карманные часы на цепочке, мешковатая сумка через плечо и блокнот для записей, соломенная шляпа и красный шарф, который долгое время был его любимым и вызывал у многих удивление.
Поговаривают, что на один из своих гонораров Шевченко обзавелся енотовой шубой. В своем же дневнике он упомянул об особом удовольствии после приобретения резинового плаща-макинтоша, который тогда стоил баснословные 100 рублей.
Непростая судьба парня способствовала его популярности в петербургских кругах. В своих воспоминаниях Иван Сошенко, с которым молодой Шевченко какое-то время делил квартиру на Васильевском острове, написал, что Тарас был частым гостем разных вечеров – вошел в моду, его везде воспринимали как диковинку. “Он стал красиво одеваться, даже с претензией на франтовство. Словом, в него вселился светский бес”.
Иногда он появлялся и в привычном для нас образе – кожухе и шапке. Хотя в те времена такой внешний вид скорее был вызовом обществу, ведь он соединил модный городской костюм и одежду простого народа из села, которая в 50-х годах XIX века стала модной среди украинской диаспоры Петербурга. И это еще одна фишка хипстеров – сочетание несочетаемого и несколько слоев в одежде. Кстати, первое привычное изображение Шевченко в образе Кобзаря появилось в первом издании одноименной книги в 1840-м. Правда, тогда ему было всего 26 лет, и выглядел он совсем по-другому. Есть мнение, что впоследствии поэт начал сознательно следовать придуманному образу.
Автопортреты вместо селфи
Хотя для нас Шевченко – прежде всего главный украинский поэт, в Петербурге он все же изначально раскрылся как талантливый художник с большим потенциалом. На протяжении всей жизни Тарас рисовал свои автопортреты, подсчитать точное количество которых уже нереально. И несмотря на то, что постить селфи в Instagram – не совсем хипстерское дело, его работы точно бы заинтересовали подписчиков. Они хорошо иллюстрировали тот или иной период жизни – от молодого романтика-поэта до бородатого мужчины в тулупе и шапке.
Кстати, среди более чем 800 сохранившихся работ есть одна, которую бы точно запретила цензура Instagram. Шутливый автопортет, на котором Шевченко изобразил себя голым, появился во время Аральской экспедиции 1847–48 годов. К тому моменту ему исполнилось 33 года, и он впервые отрастил усы, чуть позже появился еще один элемент хипстерского образа – борода, а вот бакенбарды были всегда.
Дневник вместо блога
Шевченко начал вести дневник, который в литературе также получил название “Журнал” или “Записки”, в 43 года. В этот период он как раз пребывал в ссылке и прекратил делать записи после возвращения в Петербург. Больше года практически ежедневно он записывал свои размышления, впечатления, намерения и воспоминания, а также делился важными событиями из жизни. Все это делалось на русском языке – возможно, в надежде на последующую публикацию мемуаров в петербургских журналах. И если бы Шевченко жил в наше время, то легко превратил бы свои записи в увлекательный блог о жизни города и современников. Или хотя бы в аккаунт в Twitter.
В “Журнале” можно найти заметки о современном искусстве и литературе, тенденциях в общественной жизни, представлениях о дружбе, веселых алкогольных гулянках с друзьями и культурных вылазках в Эрмитаж или на выставку цветов. Все это лишний раз доказывает, что Шевченко был обычным человеком со своими недостатками, а не тем серьезным мужчиной, который сразу же всплывает в нашей памяти.