Спецпроєкти

Точка роста: интервью с Ириной Озимок о том, как проекту получить грант от международного фонда


Специальный проект Gres Todorchuk PR и bit.ua «Точка роста» ответит на вопросы о том, как развивать в Украине социально полезные инициативы и почему они становятся неотъемлемой составляющей успешного бизнеса.

Сотрудники агентства беседуют со своими клиентами, чтобы узнать всю подноготную работы с коммуникацией и поделиться ею с теми, кто развивает собственные проекты.

В интервью Нине Коробко руководитель Программы местного экономического развития фонда Western NIS Enterprise Fund и основательница Международного саммита мэров Ирина Озимок рассказывает о том, как избежать обмана на 98 тысяч долларов, как найти иностранных инвесторов и как превратить страх плавания в цель переплыть Босфор.

Расскажите о самых успешных украинских стартапах, в которые инвестировал фонд?

Один из таких проектов – это гаджет Petcube. Он позволяет владельцам домашних животных играть с ними на расстоянии через мобильное приложение. Стартап стал рекордсменом на Kickstarter среди украинских проектов, победил в конкурсе Macworld и привлек более 14 миллионов долларов инвестиций. Сегодня устройством пользуются более 100 000 человек в Европе, Азии и Северной Америке.

Другой интересный проект, который мне запомнился с инкубатора стартапов «1991», – Myhelix. С помощью теста ДНК он определяет, какой рацион будет для вас наиболее полезным: например, нужно ли отказаться от продуктов, содержащих лактозу, или сколько чашек кофе можно выпить за день без вреда для организма. В сентябре компания попала в 20-ку лучших проектов конкурса Startupbootcamp в Берлине, в котором принимали участие более 500 стартапов.

Какие мировые тренды развития стартапов?

Сейчас очень актуальны темы спорта, питания, безопасности, умного управления домом. Еще один глобальный тренд – экология. Например, принц Нидерландов во время визита на Международный саммит мэров рассказывал, что пользуется сервисом доставки еды на электромобилях. Для него, как для ответственного гражданина, важно, чтобы воздух в его городе меньше загрязнялся.

На что стоит обратить внимание перед запуском идеи?

Проведите исследование мирового рынка, чтобы не дублировать то, что уже существует. Проанализируйте стартапы в известных инкубаторах 500 Startups, Y Combinator. Украинские компании часто берут идею заграничных разработчиков и пытаются ее повторить или адаптировать для украинского рынка, так называемый copy-paste. Но если слепо копировать, то никогда не удастся создать что-то действительно инновационное и быть конкурентными на международном рынке.

Как найти нишу для нового бизнеса?

Четко ответьте себе: «Какую проблему я буду решать?» Например, хорошо развиваются стартапы, решающие бытовые вопросы. Украинская компания Еcoisme разработала сенсор, который отслеживает работу всех электроприборов у вас дома. Он может дистанционно выключить утюг, если вы забыли это сделать. К слову, один из основателей этой компании Иван Пасечник вошел в мировой рейтинг Forbes 30 Under 30.

Каких стартапов больше всего не хватает в Украине?

Я бы очень хотела, чтобы у нас появились компании, связанные с наукой. США вкладывает большие средства в такие разработки. И даже если после 10 лет работы ученые не достигли результатов, правительство продолжает инвестировать деньги, потому что считает эту сферу перспективной.

Что делать, если компания предлагает важный, качественный продукт или услугу, но пока не смогла громко заявить о себе на рынке?

Нужно быть очень смелыми и рассказывать о своем стартапе как можно большему количеству людей. Встречайтесь с бизнесменами, с целевой аудиторией. Сперва это может быть сложно, но лишь так мир сможет узнать о вашей идее.

Когда я только переехала в Киев и начала работать в Международном центре перспективных исследований, моим первым заданием было прозвонить все министерства и рассказать о программах Европейского союза, открытых для Украины. Нас в комнате сидело 6-8 человек, и я очень боялась звонить. Но чем чаще вы выходите из зоны комфорта, тем легче становится это делать. Сегодня я легко могу позвонить президенту.

Иногда люди мечтают достучаться до президента или министра, но им кажется, что это нереально…

На самом деле, познакомиться с министром проще простого. У нас есть такой инструмент как Facebook, который в Украине служит не только для дружеского общения, но и для публичной отчетности политиков. Поэтому написать министру или его заместителю – это вообще не проблема.

Если в Украине делать качественные неординарные вещи, то со временем их заметят влиятельные люди. Например, однажды мы были на встрече с Министерством экономики, которое искало большой бюджет на создание национального туристического офиса. Я ответила: «Туризм должен быть развитым, но это необязательно требует больших денег или грантов. Туризм – это в первую очередь бизнес. Например, украинцы создали медиапроект Ukraїner – экспедицию по 14 историческим землям Украины.

Основатели инициативы договорились с компанией Land Rover, которая предоставила команде внедорожник, а потом договорились с заправками, которые бесплатно дают им топливо. Проект не тратит много денег, но при этом создает невероятно крутой контент. Почему мы их не используем?» И уже через несколько дней после этой встречи заместитель министра написал на “Фейсбуке” о том, что в Украине есть инициатива Ukraїner.

– По каким критериям фонд выбирает, какой из проектов получит грант?

– Сначала мы анализируем рынок и спрос на идею, чтобы понять, насколько стартап может быть успешным. Важно, чтобы была прописана главная цель проекта, план развития, потенциальные риски. Обязательно продумайте, какие у вашего проекта могут быть партнеры. Например, если вы разрабатываете мобильное приложение по теме питания и физических нагрузок, то можете сотрудничать с диетологами, спортивными врачами, тренерами, магазинами здорового питания.

Также мы обращаем внимание на команду. В Украине есть тенденция создавать стартапы с друзьями и знакомыми, но важно подбирать людей по компетенциям. В команде обязательно должен быть креативный человек, тот, кто разбирается в финансах, и человек с опытом работы на международных рынках.

Почему наличие сильной команды так важно для получения гранта?

Однажды мы дали грант двум парням, которые создавали чрезвычайно важный социальный проект в области реформы судовой системы. На следующий день после получения гранта они поссорились. Оказалось, что к нам они шли как команда, а теперь каждый говорил: «Нет, мы не партнеры. Я один директор».

Фонд потребовал от них помириться, они даже слали нам веселые селфи. Но это все равно не сработало, и очень скоро мы прекратили финансирование, ведь ценности оказались не те, которые были заложены изначально.

Что вы можете порекомендовать тем, кто заполняет заявки на получение гранта? Как стартапам и проектам увеличить свои шансы на грант?

Обязательным условием является совместное финансирование проекта фондом и основателями бизнеса. Это гарантия ответственности команды проекта. Соотношение может быть разным: 90% к 10%, 50% к 50%. Главное, чтобы проект не закончился в тот момент, когда прекратится финансирование от фонда.

К сожалению, иногда люди просто хотят получить легкие деньги. Когда мы запускали одну из первых грантовых программ фонда, максимальная сумма инвестиций была до 100 тысяч долларов. При этом мы обращали внимание проектов на то, что бюджет должен быть обоснован. Однажды фонд получил интересную заявку от компании, которая предусматривала много юридической работы. Меня удивило, что бюджет составлял 98 000 долларов.

Я обратилась за консультацией к нескольким самым дорогим юридическим компаниям, и они сказали, что за такую работу можно просить максимум 20 тысяч. Когда я предложила команде сократить бюджет, то не получила от них никакого ответа.

Какие советы вы можете дать компаниям, которые хотят выйти на международный рынок?

Для поиска партнеров старайтесь посещать большие мировые конференции для стартапов: например, The Next Web Conference в Амстердаме и SaaStr Conference в Кремниевой долине. Также изучите, какие возможности для развития бизнеса предлагают разные страны. Например, Израиль открывает предпринимательскую визу Innovation Visa, которая предлагает льготы и возможность проживания, если вы готовы указать, что ваша компания была «Made in Israel».

Как найти правильных партнеров и инвесторов?

Прежде всего, проанализируйте, кто именно вам нужен. Порой компания не добивается успеха просто потому, что идею продают не тем людям. Пример удачного определения целевой аудитории – это украинский стартап Kodisoft. Они создали для ресторанов столы с большим сенсорным экраном, с помощью которого можно изучить меню, заказать еду, поиграть с детьми в игры, прочитать новости, проверить Facebook. Это инновационный и очень дорогой в производстве продукт. Но команда поняла, что одним из основных потребителей их товара могут быть ОАЭ, ведь эта аудитория любит дорогие, статусные вещи и готова за них платить.

Когда фонд инвестирует в проект, какой результат вам важно увидеть?

Мы хотим увидеть, как проект повлиял на общество. Например, фонд поддерживает Technovation Challenge – мировую программу по созданию мобильных приложений, над которыми работают девочки 10-17 лет. За восемь лет ее развития свои приложения создали 15 000 школьниц по всему миру. А мобильные приложения могут решать многие проблемы общества.

Участвовали ли в этом проекте украинские дети?

Да. В Запорожье, к примеру, три девочки сделали программу, которая показывает уровень загрязнения воздуха в городе. Недавно заместитель мэра познакомил их с работниками областной лаборатории при МОЗ, и теперь девочкам каждую неделю присылают отчет о состоянии атмосферы, чтобы они могли обновлять данные.

А прошлым летом команду пригласили в Сан-Франциско, где проходил финал мирового конкурса стартапов при участии исполнительного директора Google Сундара Пичаи.
Конечно, одно мобильное приложение не решает вопрос загрязнения воздуха, но оно подтолкнет людей обращаться в инстанции, которые этой проблемой занимаются.

Какие книги нужно прочитать тем, кто развивает стартапы в Украине?

Базой для всех, кто строит свой бизнес, станут книги «Start-up Nation» Дэна Сенора и Сола Сингера и «Місто стартапів» Баса Беекмана и Рубена Ньювенхауза.

Что для вас самое главное в работе с пиар-агентством?

В пиаре часто встречается формальный подход: вы проводите такое-то мероприятие, поэтому мы выпустим релиз, организуем пресс-офис и проведем пресс-конференцию. А важно, чтобы агентство умело выходить за рамки стандартных инструментов пиара и воспринимало проект, как собственный.

За время работы над Международным саммитом мэров мы с Gres Todorchuk PR стали не просто партнерами, а настоящими друзьями. Агентство удивило нас своим креативным подходом. Самая удачная из наших совместных идей – телепроект «Мер під прикриттям» на «1+1», когда градоначальники Хмельницкого, Житомира, Черновцов, Долины и Тростянца на один день стали дворниками, продавцами или кондукторами троллейбуса. Таким образом, мы не просто провели мероприятие, а сделали настоящий социальный эксперимент.

Какой самый полезный совет вы получили в жизни?

Энергию своих страхов можно превратить в энергию, которая поможет их побороть. До 33 лет я не умела плавать и даже боялась этому учиться. Но когда проанализировала ситуацию, то поняла, что меня пугала не возможность утонуть, а стыд перед другими учениками и тренером. И это осознание подарило мне внутреннюю свободу. Поэтому когда мне предложили поучаствовать в классном челлендже, я согласилась. И уже через 6 месяцев переплыла Босфор.

Недавно участвовала в финале мирового чемпионата по плаванию Oceanman, летом еду еще на один. Важно помнить: страхи ограничивают нашу жизнь. Если отказываться от всего, что вас пугает, то вы никогда не сделаете что-то выдающееся.

Gres Todorchuk PR – единственное украинское агентство, в фокусе которого культурные, социальные и образовательные инициативы. В 2017 году компания получила звание «The most effective marketing & PR agency» и 17 наград, среди которых European Excellence Awards, Effie Awards Ukraine и PRAVDA Awards. Больше на Facebook.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь