Спецпроєкти

Что успешные украинцы думают про куклу Барби


1

Своими личными историями, связанными с куклой Барби, с нами поделились философ Жюли Реше, музыкант Женя Галич, театральный менеджер Анна Завальская, телеведущий Анатолий Анатолич, а также певицы Александра Зарицкая, Юлия Юрина и MamaRika.

Первая кукла Барби появилась в 1959 году. Ее придумала американская предпринимательница, президент компании Mattel Рут Хендлер, вдохновившись образами голливудских пин-ап-актрис и моделей.

Со временем образ Барби просочился в разные сферы массовой культуры, трансформируясь на протяжении 60 лет не один десяток раз. С каждой коллекцией от канонической голубоглазой блондинки в мини оставалось все меньше: сначала появились Барби-карьеристки в форме представительниц разных профессий, потом, в свете глобализации и распространения идей гуманизма, производители начали корректировать не только одежду и аксессуары куклы, но и пропорции ее тела, черты лица и тип волос. Образ Барби демократизируют с каждым разом все радикальнее – то ли из идеологических побуждений, то ли стремясь охватить как можно больше сегментов рынка.

Теперь делают куклы не только без каблуков и вызывающего макияжа, но и более фигуристые, низкие и темные. В конце 2017-го компания Mattel презентовала первую в истории Барби в хиджабе, прототипом которой стала американская фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад. А в этом году к Международному дню борьбы за женские права Mattel выпустила серию кукол, вдохновленную всемирно известными женщинами разных эпох – художницей Фридой Кало, сноубордисткой Хлоей Ким, ученой Кэтрин Джонсон и другими.

Раньше Барби называли иконой стиля и идеалом женской красоты, поэтому пластмассовая девушка стала пределом мечтаний и объектом для подражания девочек по всему миру. Хотя, по замыслу создателей, эта кукла должна была показать, что у женщины есть выбор и она может реализовать себя в любой сфере.

В Восточной Европе, в том числе и в Украине, Барби появились в 1990-х, затмив Машу и Дашу советского образца. Насколько эта кукла популярна у нас и как она повлияла на украинскую культуру, мы попытались выяснить через личные истории знаменитостей. Среди них – девушки, которые увлекались Барби в детстве, а также нынешние родители дочерей.

Женя Галич, музыкант, лидер группы O.Torvald

Конечно, мы покупаем Барби для нашей дочки Евы. У нее есть не только куклы, но и фирменные дома, машины, мебель и даже одеяла. Мне кажется, детям интересно фантазировать, самим выстраивать взаимоотношения в семье, придумывать занятия ее членам. Это развивает ребенка.

Думаю, телевидение, YouTube, глянцевые журналы и фотошоп гораздо больше могут исказить детское представление о красоте, нежели кукла. Нужно просто следить за своим ребенком, за тем, что его окружает и насколько он адекватно воспринимает это. Я прекрасно отношусь к тому, что сейчас делают разных Барби. Так ребенок может выбрать, какими играть, а заодно и научится понимать, что куклы, как и люди, могут быть непохожими друг на друга. Кроме того, важно с детства осознать, что главное – это не внешняя красота, а то, что внутри у человека.

Анна Завальская, певица, театральный менеджер

В 1991 году, во время гастролей по Канаде, нам с сестрой подарили первые куклы Barbie. Такой неземной красоты нам прежде не приходилось видеть. Кажется, в Киеве мы были чуть ли не самыми первыми обладательницами этой легендарной куклы в Украине. Со временем иметь одну Barbie было недостаточно: хотелось покупать ей подружек, бойфрендов Кенов, строить дома, выбирать аксессуары и одежду – создавать вокруг нее целый мир, такой себе “мир взрослых в миниатюре”, который становился сильным детским наркотиком.

Мы часто гастролировали по Европе, поэтому наша коллекция Barbie постоянно пополнялась. Мы были так поглощены сюжетно-ролевыми играми с Barbie, что перестали уделять должное время музыке и школьным урокам. Однажды папа не выдержал: в порыве гнева он собрал все наше «добро» и вышвырнул на улицу.

Мы были чуть ли не самыми первыми обладательницами этой легендарной куклы в Украине.

Появление Barbie совпало с сексуальной революцией в мире, поэтому образ эмансипированной раскрепощенной селф-мейд-женщины, а не “приземленной домохозяйки” вполне логичен. Раньше у Barbie было совершенное телосложение с довольно утрированными формами, которые развивали у детей стремление к идеалу. Появление реалистичных кукол, по замыслу производителей, призвано заставить принять и полюбить себя такими, как мы есть.

Лично для меня это загадочный феномен, поскольку любое произведение искусства должно уводить нас от реальности, возбуждать воображение и вселять веру в мечту. Возможно, я ретроград, но прежняя Barbie нравится мне намного больше. Легенда должна оставаться легендой. Хорошо, что в нашем домашнем архиве сохранились аналоговые куклы, которые в будущем, вероятно, станут раритетом и теплыми воспоминаниями о детстве.

Анатолий Анатолич, телеведущий, автор и продюсер программы «Зе Интервьюер»

Я купую своїм донечкам ляльки, в тому числі й Барбі. Але ми граємось не лише з Барбі, а й, наприклад, з ляльками Монстер Хай. Вони бувають дуже різні: з чотирма руками, шрамами та шкірою дивного кольору. Це наочно демонструє, що краса може бути різною, тому з цим у нас проблем немає.

Не бачу нічого поганого в тому, що тепер Барбі більше схожі на живих людей. Ми дивимось диснеївські мультики, тому що хочемо побачити казку. Те ж саме і з ляльками: якщо дитина хоче ляльку, схожу на людину, такі повинні бути у продажі. Але «класичні» варіанти, ідеальні принцеси все одно повинні залишатися. Нехай хоча б у дитинстві буде місце казці, адже потім все буде інакше. Тому я за те, щоб не поспішати і не «занурювати» їх у реалії з перших років життя.

 

Александра Зарицкая, участница группы KAZKA

Моя первая Барби была афро-американкой с длинными черными кудряшками. Ее мне привез папа из Польши, когда мне было 3–4 года. Фантазии тогда мне хватило только на то, чтобы назвать ее Барбара. Я ее просто обожала! Видимо, она так же понравилась еще кому-то, и однажды у меня ее украли на детской площадке.

То, что Барби меняются, появляются и низкие, и высокие, и полненькие – очень круто.  Возможно, скоро дети с малых лет начнут понимать, что быть не таким, как все, выделяться из толпы – это нормально. Потому что на примере идеальной Барби нам диктуют, как нужно выглядеть. Если говорить обо мне, то у меня никогда не было желания выглядеть как Барби. Я думала о ней не как о человеке, а как о сказочном персонаже.

Сейчас Барби «очеловечили», и ее можно ассоциировать с живым человеком, а он может быть разным. И это очень круто!

Жюли Реше, философ и блогер

Я никогда не покупала дочери Барби, потому что она у меня их не просила. Сложно сказать почему – ее стратегия выбора игрушек для меня остается загадкой. Возможно, потому что она больше любит животных, чем людей. А вот мне в детстве нравились Барби. Во-первых, у них есть хоть какой-то намек на грудь и гениталии, поэтому, играя с этими куклами, можно было почувствовать себя взрослой. Во-вторых, было смешно откручивать им головы.

Мне кажется, прежние Барби уже были чрезмерно похожи на реальных людей. Не понимаю, зачем нужно копировать образ с уже существующих, если есть возможность создать его самому. Мне больше нравятся разного рода фрики, чем реальные люди, Последние – это слишком скучно.

Юлия Юрина, участница группы Yuko

Я ярая поклонница фирмы Mattel и давно коллекционирую Барби. Когда-то я подрабатывала кукольным обозревателем, а новый цвет волос выбираю по любимым образам кукол Monster High.

Барби – это знаковая фигура в жизни каждой девочки, из которой создали целую индустрию. Мультфильмы о Барби я всегда ждала и смотрела, журналы – регулярно читала и даже отправляла в редакцию письма, участвуя в викторинах, а на тематических героинь у меня едва получалось не спустить всю зарплату.

Меня радует, что теперь в магазинах появляются разные куклы, и дети могут выбрать именно ту, с которой себя ассоциируют.

Мне кажется, что, перестав выпускать только идеализированных длинноногих блондинок с голубыми глазами и застывшей улыбкой сейчас, производители Барби двигаются в правильном направлении. Эти куклы, бесспорно, когда-то повлияли на нас, и многие девушки до сих пор хотят иметь такие черты, как у Барби.

Несмотря на громкие скандалы вокруг продукции Барби, компания Mattel экспериментирует, освещая социальные проблемы. Меня радует, что теперь в магазинах появляются куклы различных рас, комплекции, роста, с разными волосами, цветом кожи и глаз, и современные дети могут выбрать именно ту, с которой себя ассоциируют. А серии кукол в традиционных костюмах и успешных женщин еще и знакомят детей с наукой и культурой разных стран.

MamaRika, певица

В детстве у меня была кукла Барби. И даже кукла Синди. Так что я была счастливым ребенком и вроде как должна была расти правильной девочкой. А вот Кена у меня не было. Наверное, уже тогда намечался девчачий движ – предвестник клипа «ХХДД». Как выглядела игрушка, честно говоря, не помню. Запомнились только ее красивые ноги – хотела себе такие же. Однако интерес к Барби пропал у меня очень быстро – лет в пять, наверное. Я рано повзрослела, потому что увлеклась музыкой, которая поглощала все мое время.

Более реалистичные Барби я поддерживаю, ведь идеальные куклы приводят к стратегическим комплексам по поводу своей внешности у девочек. В итоге мы живем среди вечно стремящихся к идеалу силиконовых женщин. Есть даже «уникалы», которые пытаются выглядеть как Барби в прямом значении этого слова. Это уже похоже на психические отклонения. Я за нормальное восприятие действительности, ведь истинная красота заключается как раз в нашей уникальности.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь