Радиация и оркестр. Как создавался саундтрек для Чернобыля
26 апреля, в день 32-й годовщины Чернобыльской катастрофы, в Киеве состоится премьера короткометражного фильма «Арка». Показ пройдет на Почтовой площади в рамках концерта “ZonaНатхнення”, на котором выступит ONUKA, НАОНИ и коллектив рок-музыканта Никиты Рубченко – одного из авторов саунд-трека к картине «Арка», который впервые прозвучит вживую.
Фильм «Арка» был снят в чернобыльской зоне отчуждения. Автором идеи и продюсером ленты выступила Ирина Николаенко, а за съемку отвечали режиссер Антон Шатохин и клипмейкер Радислав Лукин.
Повествование в фильме ведется с помощью музыки, которая была написана под саркофагом, накрывшим разрушенный энергоблок. В основу произведения, жанр которого авторы определили как постсимфония, легли звуки нескольких объектов зоны отчуждения. Эту музыку в 300 метрах от реактора исполнили коллектив Никиты Рубченко и Украинский этно-симфонический оркестр.
До массовой премьеры в Киеве фильм «Арка» уже успел исколесить полмира и был представлен на международных кинофестивалях Европы, Америки и Азии. Более того, лента получила награды на Salento International Film Festival (Соленто, Италия), Creation International Film Festival (Оттава, Канада), California International shorts Festival (Лос-Анджелес, США) и Kyiv Film Festival 2017, а также завоевала первое место в номинации «Лучший музыкальный фильм» на Visioni Corte Film Festival, став первым неитальянским фильмом-победителем в истории фестиваля.
Как проходили съемки ленты «Арка» и с какими трудностями столкнулась команда проекта – с bit.ua поделилась продюсерка картины Ирина Николаенко.
Фильм «Арка» охватывает историю Чернобыля с 1986 года и до наших дней. Название ленты напоминает о событиях осени 2016 года, когда разрушенный энергоблок накрыл новый саркофаг, который называют “Укрытие-2”, или “Арка”. Это огромное сооружение высотой с 35-этажный дом и размером с полтора футбольных поля. Впервые я увидела “Арку” в августе 2016 года, во время экскурсии по Чернобылю, и мне показалось, что это лучшее место для концерта симфонической музыки.
Когда мы приехали с музыкантами на разведку, оказалось, что устроить концерт там нельзя, но записать музыку нам разрешили. Это был настоящий вызов для нашего музыкального продюсера Никиты Рубченко и группы композиторов и звукорежиссеров. В фильме музыканты играют на двух локациях чернобыльской зоны – возле “Арки” и в градирне (охлаждающем сооружении). По словам Никиты, акустика там не идеальная, но очень интересная. Насколько я знаю, мы единственные, кому удалось записать там музыку. Пространство, объемы и отражение звучания продиктовали форму произведения, поэтому мы назвали его постсимфонией.
Чтобы получить разрешение на съемку в зоне отчуждения, мне довелось пройти через стрессы и бессонные ночи, ведь нужно было организовать въезд съемочной группы из 150 человек с огромным количеством техники. Я собирала документы и вела многочасовые переговоры с высокопоставленными людьми, притом не только в Украине, но и Европе, ведь строительство “Арки” курировал фонд ЕБРР. Видимо, мое желание снять фильм было настолько сильным, а аргументы такими убедительными, что мне поверили и дали добро на всех уровнях.
Передвигаться по зоне самостоятельно запрещено. Поэтому на протяжении всех съемочных дней нас сопровождал Александр Сирота – местные называют его сталкером. Александр знает зону отчуждения как свои пять пальцев, потому что родился и провел детство в Припяти. После аварии его эвакуировали вместе с семьей, а несколько лет назад он вернулся в Чернобыль, где теперь работает гидом. Кстати, Александр Сирота стал одним из ключевых героев фильма «Арка».
В ленту также вошли архивные кадры, снятые во время ликвидации аварии в 1986 году. Как ни парадоксально, но они находятся не в Украине, а в Москве, куда мы и посылали запрос на использование этих кадров в фильме.
В самом Чернобыле есть одна гостиница, но во время съемок мы каждый день уезжали домой, а утром возвращались. Отдыхали и питались в автобусах, потому что пить и есть в зоне на улице категорически запрещено.
С 10 до 18 там действует комендантский час, поэтому нам нужно было успевать попасть на территорию до его наступления. Это удавалось не всегда, в том числе в дни, когда мы снимали под “Аркой”. Мы построили там сцену и привезли два оркестра, поэтому съемки затянулись. Задержаться после начала комендантского часа означало, что придется оформлять очередную стопку документов и снова с кем-то договариваться. Но все как-то разрешилось.
Хотя было и несколько казусов. Например, в самый сложный съемочный день, когда мы записывали в “Арке” оркестр, у нас вышел из строя подъемный кран. А еще наши съемки совпали с визитом Министра экологии Остапа Семерака. Только представьте: густой лес, над ним возвышается гигантская радиолокационная станция «Око Москвы», а под ним за синтезатором в окружении камер, микрофонов, усилителей и генератора сидит волосатый и бородатый Ярослав Мисик – наш второй композитор – и самозабвенно играет. Начинало смеркаться, когда господин Семерак случайно увидел весь этот перформанс. Более того, на него вывалилась ватага остальных музыкантов, которые приехали «эвакуировать» Ярослава, спасая от дождя.
Мне кажется, возведение “Арки” дало некую надежду Чернобылю, поэтому в фильме я хотела рассказать не так о былой трагедии, как о том, что у этой территории есть будущее. Спустя 30 лет после аварии на ЧАЭС мы возвели защитный саркофаг над разрушенным энергоблоком, снизив таким образом уровень радиации. Я верю, что через сто лет человечество найдет способ очистить эту зону полностью.
Фото: Никита Завилинский, Павел Флореску