«Украина еще не освоила «мягкую силу» культуры». Интервью с куратором Константином Акиншей
5 апреля в будапештском Музее Людвига при поддержке Zenko Foundation откроется выставка украинского искусства «Перманентная революция», которая станет первым зарубежным музейным проектом такого масштаба в истории нашей страны. В выставке участвуют 37 художников и арт-объединений – как корифеев украинского современного искусства, так и молодых авторов, которые заявили о себе недавно, но уже успели получить признание и на родине, и за границей.
Искусствовед Константин Акинша, который вместе с Алисой Ложкиной выступил куратором проекта «Перманентная революция», рассказал о выставке и о том, почему она должна стать серьезным заявлением Украины о своем существовании на карте мировой культуры.
Мне давно хотелось сделать серьезную украинскую выставку – не в галерее, а именно в музее, но все никак не получалось найти для нее подходящую площадку. Я долго вел переговоры с фондом Питера Людвига, и их будапештский музей очень заинтересовался нашим проектом. Такое внимание можно объяснить тем, что директор музея Джулия Фабеньи сейчас активно занимается восточно-европейской культурой и пытается выставлять то, что пока не очень популярно.
Будет преувеличением говорить, что украинское искусство представлено в европейском и мировом культурном пространстве в достаточной мере. Даже Венгрия, находясь на границе с Украиной, не провела ни одной выставки, связанной с нашей страной, поэтому она не знает об украинском искусстве ровным счетом ничего. В связи с этим у нас была цель сделать проект, который бы знакомил венгерскую публику с нашей художественной жизнью.

Тарас Ковач
Хоть эта выставка посвящена современному искусству, мы не могли обойтись без ветеранов украинской арт-сцены – Бориса Михайлова, Арсена Савадова, Сергея Браткова, Александра Ройтбурда, Олега Тистола, Василия Цаголова. Это столпы, которые составляют скелет проекта, ведь они точечно уже представлены на мировой сцене. Но нам также важно представить авторов, которые сформировались в последнее десятилетие: Никиту Шаленного, Романа Минина, Жану Кадырову, Романа Михайлова, «Открытую группу», Давида Чичкана и других.
Название проекта апеллирует к опыту страны бесконечных революций, где люди переживают травму за травмой. В этом проекте отображена история Украины с момента получения независимости. Трансформации, о которых в нем идет речь, мы наблюдаем каждый день. Революции, зачатки формирования гражданского общества, прошлое и связанные с ним стереотипы – все это находит отражение в работах художников. Нам хотелось показать, насколько все социальные и политические пертурбации отображены в искусстве.

Сергей Братков
Мы хотели показать искусство, которое говорит о чем-то конкретном, а не является чисто формалистическим изыском. Эти высказывания, бесспорно, будут провоцировать размышления, но не уверен, приведут ли они к понимаю нашей ситуации.
Мы не боялись брать такую сложную тему, так как понимаем, что зритель любит провокацию, а на выставку, в которой нет интриги, он просто не пойдет. Более того, мы рассчитываем, что этот проект увидят кураторы и музейные сотрудники и у этого культурного обмена будет продолжение. Для художников выставка такого рода – отличный пункт в CV.
Несмотря на сложность темы, эта выставка очень визуальна – в ней есть не только рассказ, но и элемент зрелища. Проект включает много крупномасштабных работ, от которых у публики должно захватывать дыхание. Чего только стоят «кирпичная Украина» Жанны Кадыровой, «Черная Сибирь» Никиты Шаленного и «Ожёг реального» Романа Михайлова.

Роман Михайлов
Но кроме концепций работ, нам нужно было объяснять, что такое Украина вообще, ведь мы представляем наши контекст и культуру в стране, которой они совершенно неизвестны. Алиса Ложкина много времени мучилась над подробными описаниями проектов и сделала не просто музейные этикетки, а целые дидактические разъяснения. Если в Украине эти проекты можно показывать без подписей, ведь мы можем считать все референции авторов-соотечественников, то в Венгрии без объяснений они просто не сработают.
Звезды совпали так, что выставку «Перманентная революция» поддержали сразу с двух сторон: Музей Людвига согласился принять ее в своем пространстве, а фонд ZenkoFoundation предоставил финансовую и техническую поддержку, без которой вряд ли удалось бы осуществить этот проект. Кроме того, нам помогло Посольство Украины в Венгрии, чем я был очень тронут.

Никита Шаленный
Как бы громко и избито ни прозвучало, но этот проект можно назвать актом культурной дипломатии. Он очень важен сейчас для Украины, особенно в свете недавнего конфликта с Венгрией.
Культурная дипломатия – это средство культурной политики, которой в Украине пока маловато, по крайней мере структурированной, ведь у государства нет четкой позиции по этому поводу – оно будто отстранено от культурного процесса страны. У нас много культурных институций, но то, как они функционируют, оставляет желать лучшего, а внешний вид их зданий вызывает печаль. Поэтому сейчас я не могу назвать ни одной площадки в стране, которая смогла бы принять музейную выставку мирового уровня.
Музеи чрезвычайно важны для популяризации страны в мире. Это лицо не одного художника или объединения, а показатель уровня развития культуры в стране. На мой взгляд, Украина пока не освоила, как пользоваться «мягкой силой» культуры.

Артем Волокитин
Один существенный прорыв у нас все-таки есть – кинематограф: украинские фильмы финансируют, показывают по всему миру и обсуждают. В сфере современного искусства ситуация более аморфная. Отдельные художники получают гранты, вырываются на резиденции и представляют свои проекты за рубежом. Однако комплексной презентации украинской культуры, не только современной, пока не происходит.
Для мировой культуры украинское искусство – tabula rasa, но так будет не всегда, и первые шаги уже сделаны. Дальше нужно нарабатывать связи, притом этим должны заниматься не сами культурные деятели, а специалисты – директора музеев, культурные менеджеры и Министерство культуры.
Фото: предоставлены ZenkoFoundation. Обложка: “Без названия”, 2014. Жанна Кадырова