Полное безобразие. Что творилось в цирке Михаила Коптева
Мода бывает разной – строгой и развязной, богемной и провинциальной, уличной и гламурной. Но есть и провокационная мода, как у луганского трэш-модельера Михаила Коптева и его цирка «Орхидея», который сегодня представляет новое шоу в “ИЗОЛЯЦИИ”. Посмотреть его собрались андеграундные художники, надменные модники, еще не определившиеся с ориентацией студенты и просто те, кто хочет усомниться в собственной порядочности.
Действо должно начаться через три минуты, но за кулисами, похоже, ведется другой счет времени. Модели ведут оживленные беседы, торжественно разливают игристое по пластиковым стаканам и смешивают водку с кока-колой. Они дурачатся, целуются и выслушивают последние указания кутюрье. На гвоздиках развешаны пестрые наряды, спины, ноги и животы моделей покрывают цветными рисунками.
В ожидании действа по зрительскому залу расхаживает выпивший парень с «Хортицей» в руке. Он подходит к знакомому, обнимает его и выливает содержимое бутылки ему на голову. «Где вы уже так накидались? Начало ведь только», – обиделся промокший парень.
Публика подтягивается. Почти каждого гостя Коптев встречает лично. Он сегодня при параде – в белой рубашке, галстуке с пайетками, золотом шарфе, на каблуках и с меховой сумкой через плечо. На голове – кепка, которая уже стала фирменным атрибутом образа одиозного дизайнера.
«Мы в цирке. В цирке провокационной моды! – объясняет по телефону девушка во втором ряду. – Меня не хотели пускать без документов, это ведь эротическое шоу. Я тебе расскажу потом, если это не застесняет твои уши».
После получасового томления Миша Коптев дает отмашку своим помощницам: «Зажигай свечи!» Шоу начинается. Звучит расслабляющая музыка в духе Enigma, в воздухе витает аромат благовоний. На фоне сцены идет слайд-шоу с заставками Windows: тут и лондонский мост, и рыбки, и спорткары, и милые ламы на пастбище.
На подиуме появляются модели. На них шелк, люрекс, гипюр и бархат. Вместо бюстгальтера – веер, а трусы заменяет натуральная коровья кость. Мужчины – на каблуках и в капроновых колготах, женщины – в расшитых блестками жилетках и прозрачных платьях на голое тело. От дешевого китча до первобытности – в этих образах Коптев попытался запечатлеть историю всей цивилизации.
Одежды мало, белья нет вовсе – его модельер, видимо, не разрешает надевать своим моделям, чьи тела не тронуты депиляцией, липосакцией и здоровым образом жизни, а лица, густо разукрашенные цветными красками, не выражают ни одной эмоции, кроме разве что снисхождения.
Артисты цирка Коптева не просто демонстрируют одежду – они скорее протестуют против нее. Своим видом они изображают то, что есть в каждом из нас, но не у всех получается и не все решаются выпустить это наружу, обнажить, так сказать, свое естество. Это вовсе не результат больного воображения, это эстетика настоящего, виральность в реале.
Кажется, что для вещей, которые шьет Коптев, еще не придумали названий. Так же, как и для стиля, в котором он работает. Хотя на такие формальности трэш-дизайнеру абсолютно наплевать. Он имел в виду ваши Инстаграм, бодипозитив, толерантность и демократические свободы – как 10 лет назад в Луганске, так и здесь и сейчас.


Публика реагирует на увиденное по-разному: кто-то с недоуменным видом хватается за стул, когда перед глазами возникают ничем не прикрытые гениталии, другие благоговейно улыбаются и вдохновленно аплодируют каждой понравившейся модели. Пара в первом ряду, видимо, перенасытившись зрелищами, не выдерживает и поспешно направляется к выходу. На полпути их останавливает Коптев и буквально заталкивает обратно. Если вы на шоу цирка «Орхидея» впервые, вероятно, вам станет неудобно, стыдно и противно, потому что в каждой жировой складке и каждом волоске на теле его артистов вы увидите собственную ограниченность и неполноценность.


На финальное дефиле Коптев выходит на подиум вместе со своими моделями и щедро поливает зрителей игристым. «Пьяницы чертовы!» – выкрикивает дизайнер, пока публика купает его в аплодисментах. Когда кутюрье попросили выйти на бис, он имитирует половой акт с пустой бутылкой, еще раз кланяется и, пошатываясь, удаляется допивать игристое.
Я иду за кулисы, чтобы поблагодарить маэстро за шоу. Там его уже обступили друзья и поклонники. Среди них – юная девушка в короткой юбке из фатина, участвовавшая в показе. Она скромно топчется возле Коптева, а еще 10 минут назад светила на людях обнаженной грудью. «Тебе понравилось?» – спрашивает у нее Миша. Девушка кивает в ответ и говорит: «А можно взять пачку с собой в Мариуполь?» Изрядно пьяный и довольный Коптев дает добро.
На его показах грань между прекрасным и безобразным растоптана в хлам, а естественные потребности обостряются до предела. Сам Миша Коптев – дерзкий и невинный, поверхностный и глубокий, грубый и чуткий. Фрик, маргинал, сумасшедший? Называйте как угодно, но этому дизайнеру удалось забраться в такие глубины социальной моды, куда никогда не ступала нога Луи Виттона, Джанни Версаче и даже Гоши Рубчинского.
Фото: Павел Косенко