Спецпроєкти

Предприниматель говорит: как украинцу открыть бизнес в Чехии


7
Мы собираем истории украинских предпринимателей за границей. Наша вторая история — об Алексее Ильяше из Житомира, который живет в Праге уже более 10 лет. Мы расспросили его о том, насколько сложно украинцу запустить бизнес в Чехии, как попасть в списки «своих» среди чешских стартап-предпринимателей и от кого можно неожиданно получить инвестиции.

БИЗНЕС В ЧЕХИИ

Я переехал в Чехию более 10 лет назад. Долго занимался проектом Eurotrips, который в начале своего пути впервые был запущен не в Киеве, как большинство думают, а именно в Праге. Но с этим давно покончено, я вышел из проекта и в данный момент занимаюсь проектом DAVINCI, который запустил в августе 2017-го. Название выбирали интернациональное, чтобы его могли произносить как в Чехии, так и в Украине, в Китае, в других странах.

Перед тем, как открыть бизнес, я долго думал переехать в другую страну, но Чехия для меня оказалась самым комфортным городом по соотношению уровня жизни, заработных плат, а также большую роль сыграли бизнес-контакты. Остаться в Праге и развивать проект здесь было почти однозначным решением.

Суть сервиса в том, что можно делать групповое бронирование жилья. Я обнаружил нишу на рынке, которая была не занята. Большинство туроператоров сталкивались с трудностями бронирования жилья для своих клиентов, так как не было ни одной более-менее автоматизированной системы. Booking.com позволяет делать то же самое, но только для частных поездок с ограниченным количеством людей, а этот сервис исключительно для туристических групп из 18 и более человек.  

НОВЫЙ РЫНОК ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

Страх был, так как мы создавали что-то, чего еще не существует. Мы не понимали, как рынок воспримет наш продукт. Разработка оказалась довольно дорогой, около 200 000 евро в месяц. Мы решили пойти на риск и создать минимальную работающую модель и с ней попробовать. Если оправдает себя – пустим в разработку.

Я не изучал рынок глубоко и не делал замысловатые анализы. Мне кажется, это пустая трата времени. Когда это совершенно новый продукт, которому нет аналогов, лучше запускать и смотреть на реакцию рынка. Дал бы всем такой совет.

ТРУДНОСТИ И БАРЬЕРЫ

Если говорить о налогообложении, то в Чехии максимально все прозрачно и максимально дико для нас понимать, что можно что-то скрывать, например, как в Украине. Оценка компании осуществляется на основе годового финансового отчета компании. Стоимость вашей компании – это и есть ваши финансовые результаты, которые официально зарегистрированы и умножены на 3–5 лет. Если вы будете скрывать ваш доход, стоимость компании будет точно так же страдать от этого. Это никому не нужно.

Привлечение инвестиций оказалось тем еще пунктом. Наверное, не нужно дополнительно объяснять, что разработка стоит немалых финансов, и наших денег хватило только на создание NPV. Дальнейшие шаги требовали привлечения инвестиций, и это заняло 5 долгих месяцев. Конечно, было бы хорошо, если бы я подумал про финансирование чуть заранее, до того как закончится наш ресурс.

Чешский инвестиционный фонд финансирует шесть проектов в год, и мы были одним из шести! Сначала я немного удивился, когда понял, что чешский инвестиционный фонд выбирает нас, хотя я из Украины и буду заниматься не сугубо чешским бизнесом, а общеевропейским.

СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Вначале был дискомфорт. Объясню: в Чехии очень большая русская диаспора, и можно в принципе создавать бизнес, даже не зная чешский язык. Но если вы хотите создавать международный бизнес, вам все-таки нужно вливаться в общество и общаться с чехами. Сейчас этого уже нет, ведь мир глобализируется, и уже нет предрассудков, люди не смотрят на то, кто из какой страны, а смотрят больше на результаты, на то, как человек ведет переговоры и ведет бизнес.

Языкового барьера с чехами практически не было, ведь за нас говорил наш продукт. Плюс ко всему людям всегда интересно заниматься чем-то новым, что имеет потенциал изменить глобальный рынок.

Я пришел в проект DAVINCI с опытом из предыдущего проекта, который для меня как для предпринимателя создал хорошую success story, и люди уже верили в то, что если человек создал один успешный проект, то второй будет не менее успешным. В Чехии есть разные коммуны предпринимателей разных сфер, также существует небольшая коммуна стартап-предпринимателей, и в нее нужно постараться попасть. Меня в эту компанию привел портфолио-менеджер нашего инвестиционного фонда, познакомил с двумя-тремя коллегами, и дальше с каждой новой конференцией знакомства только увеличивались.

БИЗНЕС ПО-ЧЕШСКИ

Если одним словом, то “сhill”. Если предложением, то все очень размеренно, спокойно, никто не спешит и не пытается стать какой-то ракетой. Лично я не ориентируюсь на чешский тип предпринимательства, всё больше на глобальный рынок. Если постоянно сравнивать свои показатели с чешскими компаниями, тогда вы будете оставаться на уровне страны, в которой живет 10 млн человек. Другое дело – смотреть на бизнес с глобальной стороны и оценивать иностранных конкурентов, тогда четко понимаешь, куда идти, как быстрее расти.

СОВЕТЫ ПЕРВОПРОХОДЦАМ

Я опять же посоветовал бы меньше думать, анализировать и терять времени на то, чтобы изучить ниши и во всем до мелочей разобраться. Начинайте делать и на практике, на опыте, на информации, которую вы будете получать от рынка, запускайтесь. Только тогда вы найдете правильный путь.  

Фотоматериалы: Martin Svoboda

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь