Спецпроєкти

«Школьники должны понимать, что донорство — это нормально». Ирина Славинская, «ДонорUA»

Создательница системы рекрутинга доноров крови “ДонорUA” Ирина Славинская не имеет медицинского образования, но уже много лет занимается популяризацией и развитием донорства крови. Она возглавляет Ассоциацию молодых доноров Украины, а с недавних пор также работает в Центрі громадського здоров’я МОЗ України. Ирина рассказала нам о том, как и зачем создала сервис “ДонорUA”, почему важно общаться с донорами и для чего нужны открытые данные.

Донорство — это про жизнь, а не про смерть. Если ты здоровый человек и сдашь 450 мл крови (меньше 10% всего объема крови в организме человека), это спровоцирует импульс для костного мозга вырабатывать новые клетки крови.

История “ДонорUA”

Я глава Ассоциации молодых доноров Украины.  Мы популяризируем бесплатное добровольное донорство крови на всей территории страны.

Но сами учреждения службы крови очень медленно меняются. Там все законсервировано с 1960-х. Например, Днепропетровскую областную станцию переливания мы уговаривали 2 года: «Давайте вам бесплатно установим Wi-Fi».

С донором после кроводачи никто не общается. Ему не напишут: «Спасибо, твоя кровь помогла, спасла  жизнь» или «Получи свои анализы», или «Через 3 месяца приходи еще раз».

Обычно пациент приводит своих доноров, а в учреждениях службы крови с ними разговаривают очень строго: «Иди туда, сделай то». Без улыбок, без поддержки. Ничего не понятно. Поэтому донорам не хочется туда возвращаться. Так что «ДонорUA» вырос из нужды. Наш сервис — проводник донора на пути к станции.

В 2012 году в ассоциацию  обратились студенты из фонда Пинчука “Завтра.ua” и предложили создать мобильное приложение. Мы сделали с ними проект, выиграли $20 000. Мы должны были реализовать проект за 6 месяцев в акселераторе EastLabs. Но студенты не хотели этим заниматься.

У меня не было команды, и я начала искать технического кофаундера. Полгода ходила по всем хакатонам. Просто говорила: «Привет. Я Ира, у меня такая идея. Кто хочет со мной, пожалуйста, подходите». В итоге с кофаундером Александром Краковецким я познакомилась в лифте в Microsoft. Саша отвечает за всю техническую часть проекта.

О команде “ДонорUA”

Конечно, в нашей команде есть врачи. Кроме того, есть медики, с которыми мы дружим, сотрудничаем, к которым можем обратиться. Мы всегда привлекаем молодых специалистов, которые любят свое дело.

У нас есть много волонтеров. Они в своих городах организовывают разные активности, чтобы привлечь новых доноров. Каждый город специфичен — в Киеве хоть каждый день проводи ивент, и этого будет мало, а в Николаеве, может, достаточно одного мероприятия в год. 

Важно проводить образовательные ивенты: рассказывать школьникам и студентам, как происходит забор крови, что такое станция переливания крови, что потом происходит с кровью. Они должны понимать, что донорство — это нормально.

О развитии проекта

До проекта “ДонорUA” в ассоциации  было около 1500 активных доноров. Сейчас у нас в системе 18 500 доноров.

Это мало для Украины, но для меня это хороший показатель — мы не вкладываем в PR.  Это органический трафик. SMM-поддержку, например, мы смогли позволить себе только прошлым летом.

В силу наших  финансовых возможностей мы решаем только самые базовые задачи. Нужно дать возможность пациенту быстро найти донора, нужно донору дать минимальную образовательную программу.

Проблема рекрутинга доноров есть везде. Просто в развитых странах ее решают с помощью большого количества денег, но не используют технологии. Новых людей нужно находить постоянно. Но как можно привлекать молодежь, которая сидит в Snapchat, при помощи колл-центра? С ними следует общаться иначе.

Мы хотели бы предложить нашу технологию, которой нет нигде в мире, странам, в которых донорство развито.

У нас есть мобильное приложение, сайт с личным кабинетом для доноров. Реципиенты могут подать заявку через интернет — донор видит, кому он нужен. В своем кабинете пользователь может сохранять документы, справки о сдаче крови. Зарегистрироваться в системе можно при помощи Bank ID. Такой донор защищен этим Bank ID, а значит, ему можно пересылать его же анализы напрямую.

Также мы сделали личный кабинет для центров крови, получив грант на его разработку. Кабинет показывает запасы крови на станции. В соответствии с внесенными запасами формируется потребность станции переливания крови. Если я хочу сдать кровь для Киевского городского центра, но у них запасов достаточно, то я не могу запланировать кроводачу для них.

Таким образом станции  контролируют запасы и вовремя их пополняют. Если есть нужда в донорской крови, донорам автоматически отсылается «Приходи». Для центров формируется календарь — они видят, кто запланировал сдавать кровь, и понимают, сколько людей придет.

Кроме этого, мы создали чат-бот. Он работает на двух языках – украинском и русском – на всех платформах: и в мессенджере Facebook, и в Skype, и в Telegram, и на сайте. Бот может ответить на самые важные вопросы о донорстве, которые возникают у людей. Кроме того, общаясь с донором, бот учится.

О работе с открытыми данными

Обработка и анализ открытых данных позволяют использовать более эффективные методы для рекрутинга доноров и для анализа проблем дефицита/профицита компонентов крови. Управление запасами помогает понять, насколько доступны компоненты крови для пациентов.

Министерство здравоохранения впервые за 26 лет летом 2017 года открыло данные — просто голые цифры, без пояснений.

У нас была возможность использовать эти данные. Мы проанализировали их и объяснили на сайте, что они значат. Через пять минут мне позвонили из министерства и попросили убрать данные, “потому что они неправдивые”.

Для анализа мы взяли рекомендации ВОЗ, согласно которым на 1000 жителей должно приходиться 33 донора, и сравнили их с показателями по регионам Украины. Вместо 33 у нас 13 доноров на 1000 жителей в одном регионе, в другом — 60 доноров на 1000. Почему возникает такая разница? Потому что, например, в Сумской области работает «Биофарма». Это единственный в стране завод-фракционатор плазмы на препараты, который из плазмы делает иммуноглобулин и другие лекарства. Эти препараты применяют, например, когда возникает резус-конфликт у беременной женщины и ее ребенка.

«Биофарма» сделала хороший ремонт на станции переливания, которую они, можно сказать,  “купили”, хотя это незаконно. Они работают и расширяются, в соседних городах строят подобные центры.  

Во всем мире переработкой компонентов крови на препараты занимается фармацевтический бизнес. Это нормально. Но «Биофарма» пользуется донорством. Многие даже не понимают, что сдают кровь для процветания бизнеса.

О финансировании проекта

Мы получаем мало грантовой поддержки.  В  2014 году мы получили грант от SocialBoost — 100 000 грн. Также нас поддерживает прекрасная организация DOU и ее лидер Макс Ищенко. Дважды мы получали от них суммы в пределах 300 000 грн.

О сотрудничестве с  бизнесом

«Корпоративный день донора» — это наш проект для бизнеса. Представители одной компании могут сдать кровь — к ним прямо в офис приезжает бригада.

Мы помогаем в организации таких ивентов и предлагаем представителям бизнеса поучаствовать в развитии донорского движения — сделать благотворительные взносы на развитие проекта. Также у нас есть пакеты услуг, которые мы предлагаем компаниям: спонсорство, использование нашего логотипа, бонусная программа для доноров. 

Фотографии  предоставлены Ириной Славинской

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь