Спецпроєкти

16 украинских песен, которые уже стали классикой


5
Мы выбрали главные песни последнего десятилетия, которое считаем для украинской музыки переломным и важным. В период с 2008-го по сегодняшний день отечественным музыкантам, кажется, удалось совершить качественный рывок вперед. Наконец начать ориентироваться на собственный «голос», а не слепо следовать чужим трендам. И попытаться нащупать этот вечно ускользающий дух времени.

По нашему мнению, в этих песнях можно отчетливо проследить метаморфозы, которые происходят не только в украинской музыке, но и в нашем обществе. Это своего рода глас народа. И, когда пройдет еще лет десять, по этому спонтанному хит-параду можно будет восстановить историю целого поколения.

Луна — Мальчик, ты снег

Феномен певицы Луны стартовал два года назад с полного недоумения публики, которая (на тот момент) не представляла, с чем ей пришлось столкнуться. Кто-то пытался искать секреты вдохновения певицы в 90-х, кто-то возмущался «неумением петь». Как это часто бывает, искали подвох. Поэтому не всем и далеко не сразу удалось прочувствовать «новую искренность», продвигаемую Кристиной Бардаш. Ее песни — это двери в бездонный мир трепетного и хрупкого девичьего сердца.

При знакомстве с этой музыкой важно понимать, что Луна — не «продюсерский проект», а самый настоящий DIY. Плод коллективного творчества единомышленников. Кристина сочиняет песни внутри сплоченной команды верных музыкантов, а также работает с текстами современных украинских поэтов (от Лизы Готфрик, определившей ранний облик проекта, до Дмитрия Гершойга, сочинившего главные хиты). Ее образ — такое же выражение коллективного бессознательного. В песнях Луны — все наши страхи, расщепленные на элементарные частицы чувства, фиксация общего нерва текущего времени. Отчетливее всего это слышно в композиции «Мальчик, ты снег», которая только прикидывается балладой о расставании с нарочито дурацким названием.

На самом же деле внутри этой вещи — целый мир, выполненный в стиле магического реализма, и одновременно краткий гид по внутреннему пространству Луны. Кристина поет о вселенской большой любви, способной на чудеса, но, чтобы ее выразить, ей достаточно строчки «если б не было нас — всего бы этого не было». И каждый, кто когда-нибудь любил по-настоящему, поймет, как это бывает. Также в песне имеются пророческие строки о том, насколько в наше время размылась грань между внешним и внутренним («и ты увидишь, что город — момент, а не вечность»). И есть стойкое ощущение, что сила и колоссальный объем личных переживаний, заложенных в эту песню, еще переживут нас всех.

(Текст – Олесь Николенко)

Потап и Настя Каменских — Мы отменяем конец света

Вместо апокалипсиса, некогда анонсированного цивилизацией майя, Потап и Настя предлагают пиво с креветками и водочку с пахлавой где-нибудь под Одессой или в домиках на Азовском море в компании танцующих милиционеров (клип снимали до реформы) – не это ли рай сантехника Вити из соседнего подъезда и продавщицы Люды с местного рынка? Эти артисты не просто говорят со своей аудиторией на одном языке  («чундра-чучундра» и «пум-пу-рум-пум»), а вселяют надежду в сердца людей и делают их жизнь хоть немного да веселее. После этой песни действительно хочется послать шефа, хлопнуть дверью и начать жить как в последний день.

Видимо, многие настолько вдохновляются творчеством Потапа и его подопечных, что воспринимают каждый его трек как руководство к действию. И пусть героями наша страна не богата, такие кумиры, как Потап и Настя, таки способны разрядить натянутую обстановку в нашей стране.

(Текст – Оля Артеменко)

Иван Дорн — Стыцамен

Еще один музыкант, который доказал, что конец света не произойдет, выпустив свой дебютный лонгплей Co’n’dorn. То было начало экспериментов Дорна с саундом, когда он еще не был так уверен в своей способности задавать музыкальные тренды, хотя не исключено, что интуитивно ощущал это.

После ухода из проекта «Пара Нормальных» Ваня хотел податься в другую степь и  расширить диапазон, притом не только свой, но и украинского слушателя. Пока «остальные стеснялись», а на Крещатике латали дырки в асфальте перед Евро-2012, Дорн начал интеграцию на Запад, развернув крупномасштабную революцию в отечественной поп-музыке. И пробить дно этому артисту удалось. После клипа «Стыцамен» Дорна нарекли «королем YouTube». И не зря, ведь, по словам самого Ивана, ему многого стоило снять такое вирусное видео – получилось только со второй попытки.

(Текст – Оля Артеменко)

Метель — После меня

Киевская панк-группа “Метель” взялась буквально из ниоткуда. Вокалист “Метели”, парень по имени Ян Блок, дружил с рэпером Pharaoh еще до того, как он прорвался в общепризнанный мейнстрим. Свой первый трек Ян записал на диктофон после ЛСД-трипа в городских условиях, а в 2016 году выдал микстейп «Клуб 18», который напоминает современную версию «Над пропастью во ржи», удачно эксплуатирующую клауд-рэп-стилистику. Но буквально в том же году собрал соратников, близких движению «Подмост», чтобы играть герметичный и емкий панк-рок. Из рэпа в панк транзитом через трушность — этот путь и схожие настроения сейчас доминируют в хит-парадах Billboard и чартах Spotify по всему миру (имеется в виду, конечно, эмо-рэп и симбиоз хип-хопа с гитарной музыкой).

(Текст – Олесь Николенко)

Светлана Лобода — Жить легко

У нас могут быть какие угодно вопросы к личности и творчеству этой певицы в целом. Но ее magnum opus, песня «Жить легко», настолько обгоняет время, что нам только предстоит осознать весь ее глубинный смысл. Светлана Лобода поет в ней о кризисе самоидентификации и ущемлении прав социальных меньшинств — и это, на минуточку, еще в 2010 году. Борьба за свои права — один из ключевых символов современности, но певица предлагает посмотреть на всю эту историю немного в другом ключе. Развернуть ракурс проблемы.

Никто нам и не обещал легкой жизни, тяжело живется не только меньшинствам, но и вообще буквально всем. И нет особого смысла строить из себя жертву и показательно страдать. Важнее — вывозить все трудности, поскольку по своей сути мы все равны. Это заложено в нашей природе. Как и стремление к свободе. Тяжело не просто «жить», а скорее обрести себя и продолжать «быть собой» независимо от обстоятельств. Если призадуматься, даже те, кто принадлежит к так называемому молчаливому большинству, носят на себе какие-нибудь ярлыки, испытывают притеснения. И получается грандиозный парадокс: каждый из нас оказывается в меньшинстве в том или ином случае, но тяжело живется всем. Именно это нас и объединяет. Через эту мысль песня раскрывается как призыв к глобальной эмпатии. И, повторимся, расшифруем месседж «Жить легко» мы далеко не скоро. Но песня в историю украинской музыки уже определенно вошла.

(Текст – Олесь Николенко)

Оля Полякова — Шлёпки

Солд-ауты на концерты Оли Поляковой по всей стране — это не что иное, как свидетельство о том, что новая волна феминизма еще не захлестнула всю Украину. Зато хуторская эстетика нам все еще радует глаз и греет душу. И никого не смущает, что оперная певица со стажем надела метровый кокошник, сняла бюстгальтер и принялась петь о сильных и глубоко жаждущих быть любимыми женщинах, козлах-мужчинах и поисках “того единственного”.

Шлёпки, блёстки и “гоц-гоц” — кажется, Полякова унаследовала ключевые приемы всенародной героини прошлого десятилетия Верки Сердючки. При этом она якобы не понаслышке знает, как трудно найти достойного спутника жизни, а еще сложнее — удержать, и в своих песнях раздает советы по укреплению семейных уз и достижению чувства независимости — бесплатный тренинг, ей-богу.

На самом деле, Оля Полякова — это жесткий мем, который ее поклонники, лишенные то ли чувства юмора, то ли критического мышления, воспринимают за чистую монету и буквально возводят певицу в ранг святых. Что поделаешь, если молятся в XXI веке только на что-то максимально приземленное.

(Текст – Оля Артеменко)

Курган feat. Agregat — Крик души

Репертуар этой великой группы, наших сельских Wu-Tang Clan, достаточно обширен. Трудно выбрать одну-единственную вещь, поскольку все они продолжают единую концептуальную линию. «Кровавый кулак», посвященный жестоким реалиям сельской драки. «Дед», где «Курганы» пытаются раскрыть загадку этого странного персонажа — дедушки, который все время ходит с клетчатой сумкой. «Салат «Изменщица» — грустный блюз о неверной подруге и о той черной пустыне разочарования, возникающей на душе после ее измен. И так далее — вплоть до всенародного хита «Учителька моя» с Дашей Астафьевой.

 

Но все-таки композиция «Крик души» стоит особняком и является неформальным гимном не только для группы, но и для их крафтового подстиля в целом. Украинский рэп давно испытывает проблемы с аутентичностью, в жанре мало творцов, которые бы работали с собственными корнями и наследием. А «Крик души» буквально в течение трех минут дает весь расклад о том, насколько важно помнить, где твой дом (ну или не твой, а твоих предков). И как же в него приятно возвращаться. Нам еще предстоит пролить по этой песне огромное количество ностальгических слез.

(Текст – Олесь Николенко)

Время и Стекло — Имя 505

Пушистые, карамельно-розовые, игривые и просто красивые — эти герои современной YouTube-сказки по максимуму эксплуатируют образы массовой культуры. Порой кажется, что клипы “Время и Стекло” действуют на зрителя как гипноз: вроде ничего особенного, местами вообще примитивно, даже пошло, но не залипнуть на картинке и не покачать головой в такт биту довольно сложно.

В творчестве этой группы можно уловить и отголоски хитов начала нулевых, и семплы из треков популярных диджеев, и стиль Кэти Перри и Lady Gaga. Там одолжили, тут отщипнули — и уже на стиле. А “имя любимое мое”, как и другие рефрены “Время и Стекло”, застревают в мозгах рекордно быстро и бесповоротно.

Но многомиллионной армии подростков ровным счетом ничего не известно о музыке, на которую ссылается эта группа, поэтому они с упоением смотрят каждый новый клип Нади Дорофеевой и Позитива, монетизируя очередной проект Потапа.

(Текст – Оля Артеменко)

Джамала — 1944

После триумфа на Евровидении Джамала без преувеличений стала народным героем и, как бы громко это ни прозвучало, вывела украинцев на новый уровень самоидентификации. А почувствовать себя лучшим в Европе лестно и столичному снобу, и простому работяге из регионов.

Ко всему, люди испокон веков любили истории — личные, с простыми сюжетами и эмоциональными подробностями. И чем больше в них пространства для сострадания и интерпретаций, тем лучше. Песня Джамалы “1944”  идеально подошла по всем критериям и вписалась в повестку дня, будто именно такого высказывания все и ждали: это невыдуманная семейная история, рассказанная через трагедию целого народа, душещипательная и сильная жизненная поэма, в которой встретились прошлое и настоящее.

Такое беспроигрышное комбо дополнили мощнейший вокал и артистизм, к которым не подкопаешься, и форматная для Евровидения, но непривычная для самой Джамалы аранжировка трека. Все это не могло не вызвать чувства собственного достоинства и самоутверждения даже у самых заскорузлых циников, которые поняли, что после победы Джамалы и признания ее песни всей Европой мы никогда не будем прежними.

(Текст – Оля Артеменко)

Monatik — Кружит

Судя по ипостасям, прописанным в Википедии, Дмитрий Сергеевич Монатик действительно заслуживает уважения. Притом ни одна из них не притянута за уши. Сложно поспорить, что этот артист — поистине селф-мейд: благодаря своим упорству и трудолюбию Монатик мало-помалу завоевывал поклонников разных поколений и политический воззрений, сначала в Украине, а потом и за ее пределами.

Начиная в нулевых с брейк-данса в родном Луцке, он прошел испытание практически всеми национальными телешоу, где получил закалку армейскими условиями шоу-бизнеса. Потом Монатик пошел в свободное плавание, и, как показывает недавний анонс первого концерта на НСК “Олимпийский” (до Монатика там выступали только “Океан Ельзи”), радары его не подвели. Кроме исполнительского таланта, Дима Монатик еще и талантливый автор, ведь пишет хиты не только себе, но и коллегам по цеху — Светлане Лободе, Диме Билану и Серёге.

У Монатика есть своя философия и, конечно же, стиль, которые помогают ему вести за собой массы и влюблять людей в свою музыку. За танцевальным саундом и отчасти легкомысленным настроением его треков стоит чуткое ощущение действительности, которая “кружит голову до упаду”. Но главное в Монатике — искренность: он абсолютно честен со своим слушателем, и это не может не подкупать.

(Текст – Оля Артеменко)

DakhaBrakha — Монах

Чтобы “ДахуБраху” признали не только за рубежом, но и на родине, группе понадобилось 15 лет. Что мешало украинской публике рассмотреть и осознать уникальность этого коллектива раньше, до сих пор не ясно. Можно предположить, что тогда она еще не была готова к такой сложной, многослойной музыке. Но час “ДахиБрахи” настал. Выпал он на постреволюционную эпоху, когда все этническое и национальное стало необходимым атрибутом для утверждения нации в своих же глазах.

В 2016 году “ДахаБраха” выпускает свой пятый альбом «Шлях» — очень симптоматичный и своевременный, будто музыканты собирали по регионам не только песни для него, но и отдельные судьбы, которые сплелись в общую канву истории нашего многострадального народа. Кульминационный момент в этом альбоме припадает на композицию «Монах», в которой музыканты рассказывают о герое нашего времени.

(Текст – Оля Артеменко)

Олег Винник — Нино

В прошлом году мы выпустили исчерпывающий анализ феномена Олега Винника, в котором главным образом объясняем мысль, что данный исполнитель — зеркало украинской души. А на зеркало, как известно, не пеняют. Все юмористы из Фейсбука, которые либо продолжают зубоскалить по поводу Винника, либо искренне недоумевают, «как такое может нравиться» кому-то, заходят не с той стороны. Вопрос всего лишь в том, почему пресловутая армия поклонников нашла свое успокоение и утешение именно в нем, а не в ком-то другом? И что криминального в том, что взрослые женщины (и мужчины, кстати, тоже) находят в творчестве этого певца понятный и подходящий им язык любви? Ведь на самом деле песни Винника только об этом — о Душе, которая так или иначе нуждается в любви (или же страдает от ее отсутствия).

(Текст – Олесь Николенко)

ONUKA — Місто

У Онуки тоже есть трогательная история: ее научил играть на сопилке дедушка, благодаря которому Ната посвятила себя музыке. Но не только это стало причиной триумфа проекта ONUKA.

«Місто» — это идеальный саундтрек для украинского мегаполиса, где так же, как и в самой песне, сочетается авангардное и архаическое. Первый трек, с которым выстрелила ONUKA, актуален еще и в свете урбанистических веяний, которые распространяются в Украине в последние несколько лет. Кроме того, этой песней ONUKA будто обозначила свою территорию, доказав украинской эстраде, что здесь есть место не только для незамысловатого саунда и слезливых баллад. А все потому, что Евгений и Ната Филатовы, максимально скрупулезные в плане создания музыки, действительно знают, куда надо двигать украинскую эстраду.

Макс Барских — Туманы

В этой простой, казалось бы, ребяческой истории о безответной любви можно расслышать экзистенциальные рефрены о зыбкости бытия, а в ребусе «туманы-карманы-раны» вообще таится целый кафкианский мир. Можно до бесконечности пытаться расшифровать коды, с помощью которых Максу Барских удалось достучаться до сердец миллионов, но то, что они сработали, безоговорочный факт.

Несмотря на то, что Барских якобы сменил амплуа, недавно он подался за океан, где представил шоу под названием «Туманы». После концерта в Сан-Франциско его уже успели назвать «дипломатом от музыки, способным прорвать «железный занавес» между восточно-европейскими музыкантами и остальным миром». Посмотрим, в чью пользу Макс будет применять свои дипломатические умения.

(Текст – Оля Артеменко)

Грибы — Тает лед

Квинтэссенция хайповых изысканий отечественной поп-музыки. И точка. Песня говорит все за себя, а юмористический опенинг видео задает нужное настроение, с которым нужно подходить к этому монументальному хиту. Какие еще нужны объяснения? Если вам мало доводов, ищите их здесь.

(Текст – Олесь Николенко)

KAZKA — Свята

Ниша украинской фолктроники в последние годы находится на подъеме, но группа Kazka, разработанная Юрием Никитиным, — это особый случай. К коллективу есть известные претензии, если вкратце сформулировать их суть: один из главных поп-продюсеров страны решил вдруг ни с того ни с сего хайпануть и уделать проект “Время и Стекло”, сманипулировав при этом беспроигрышной темой с мифологическим наследием Украины. Но здесь важны не шоубизнесовые притязания, а сила и мощь песни, главный рефрен которой — «на свята я була несвята» — проникает в сознание вопреки всему. Это одновременно и готовый мем, и очень меткая фиксация культурного диалога прошлого и настоящего.

(Текст – Олесь Николенко)

Вам може cподобатись цей наш контент:

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь