Спецпроєкти

«Мы наваливаем бас»: редакция bit.ua разбирает феномен «Грибов»


2
Пора поговорить о "Грибах" начистоту.

Даже те, кто не слишком много времени проводит в соцсетях, точно слышали о «Грибах» – отгородиться от потока обсуждений о нашумевшем альбоме «Дом на колесах», который вышел меньше недели назад, практически невозможно. Как и остаться в стороне, не включив на фон хоть пару треков.

Редакторы bit.ua постарались разобраться в плюсах и минусах через несколько дней после кульминации страстей по Грибам в соцсетях. Предупреждаем: мнение редакции может не совпадать с мнением читателей.

 

Олесь Николенко рассказывает, почему он «за»: 

Те, кто хотя бы раз сталкивался с YouTube-каналом Kyivstoner, – «бюджетного Гая Ричи», как он сам себя называет, – тут же узнают схожую эстетику, которую транслируют Грибы в своих песнях и клипах. К слову, Kyivstoner и входит в состав этого коллектива вместе с 4atty aka Tilla и Симптомом НЖН, известными ребятами в кругах столичного рэп-андеграунда. Четвертый участник – Юрий Бардаш, один из самых проницательных продюсеров постсоветского пространства, основатель лейбла Kruzheva Music, на котором выпускаются все главные украинские поп-сенсации: группа Нервы, Quest Pistols Show, певица Луна.

Так вот, на своем канале Kyivstoner выкладывает короткие юмористические скетчи на самые разные темы – от впечатлений после стычек с полицией и рассказов о «мутках» (кто знает, тот поймет) до советов, как пережить расставание с девушкой. При этом Kyivstoner’у очень хорошо удается воспроизводить эту уникальную киевскую манеру речи, ленивую и пересыпанную словами и фразами вроде «ты шо гонишь», «выкупай», «дядя шо ты исполняешь» и так далее. Да и вообще, его ролики – это юмористический, но при этом очень точный взгляд на лайфстайл молодого парня из столицы, который точно не причисляет себя к хипстерам-гумманитариям, но и гопником его назвать сложно.

Группа Грибы, выпустившая несколько дней назад свой первый альбом «Дом на колесах», переносит весь вышеупомянутый лайфстайл еще и в музыку. Особенная «киевская» меметичность текстов, отдельные строчки из которых уже пошли в народ. Грамотный видеоряд, который отлично дополняет «уличный образ» Грибов. Здесь нужно сделать поправку: да, раньше «улица» была классическим рэперским штампом и практически синонимом слова «гетто». Мы десятилетия жили с этим стереотипом: рэперы читали про «улицу» как про жестокое и грязное место, в котором нужно выживать любой ценой и становиться сильнее, иначе тебя сотрут в порошок. Новое время и новые порядки подформатировали этот образ улицы, просто многие не заметили и продолжают видеть перед собой клише из прошлого. Новые короли улиц давно уже не носят затрепанные спортивные костюмы: они ценят бренды, ходят в правильных кроссовках New Balance, у них даже есть айфоны и аккаунты в Instagram. «Уличная» сердцевина, впрочем, осталась: жесткая подача, предельная уверенность в себе, союзы единомышленников. Глобально ничего не изменилось, просто на пацанскую реальность наложили инстаграмовский фильтр.

Хип-хоп всегда тоньше и быстрее других музыкальных жанров реагировал на какие-либо изменения. Может быть, кому-то в это и трудно будет поверить, но хип-хоп – самая прогрессивная музыка на данный момент. Просто ее нужно перестать воспринимать как некий канон унылого рэпера, который читает про тяжелую жизнь под простецкий бит. Все самые громкие и важные хип-хоп имена сейчас – это люди, которые так или иначе меняют рэп-культуру. Кендрик Ламар записывает автобиографические пластинки, сравнимые по своему смыслу и воздействию с хорошими литературными произведениями (более того, в некоторых школах в США уже сейчас – правда, факультативно –  разбирают его песни). Канье Уэст и вовсе сотворил вокруг своего имени нечто вроде религиозного течения и расшатал границы не просто хип-хопа, но и поп-музыки до невозможности – так грандиозно никто из современных исполнителей еще не звучал. Френк Оушен заставил нас всех чувствовать по-новому – и терпеливо годами ждать его новой пластинки (об этом феномене мы писали здесь).

Разумеется, группу Грибы нельзя поставить в один ряд с Кендриком Ламаром. Но важно понимать, что появление подобного коллектива – это шаг в ногу с мировыми трендами. Да, в текстах Грибов нет цитаток Платона или Ницше, а их пропитанная басом музыка – это чисто функциональная история для клубов и кача, в которой нет и не должно быть скрытых смыслов или какой-либо «глубины» просто по определению. Поэтому все претензии к Грибам с позиции того, что это «проект-однодневка» и «примитив», мягко говоря, несостоятельны. С таким же успехом можно отправиться на техно-вечеринку, не танцевать, поставить в наушниках какой-нибудь альбом Radiohead и громко возмущаться о том, что «очень плохая музыка» и все вокруг очень тупые, раз рубятся под прямую бочку. Но никто же так не делает, правда?

Трудно вспомнить какой-нибудь украинский музыкальный проект, стартовавший с такой железобетонной уверенностью в себе. Нас наверняка ждет продолжение (об этом намекает «часть 1» в названии альбома Грибов), а всем хейтерам только и остается, что следить за растущими счетчиками просмотров и прослушиваний и сетовать на то, что «этот мир сошел с ума».

Ксения Карпова объясняет, почему она «против»: 

«Грибы» напрашиваются на сравнение с насквозь синтетической на вкус жвачкой, которую покупал в детстве на сдачу от буханки хлеба. С «Юппи», куда нужно было просто добавить воду, чтобы получился на первый взгляд вкусный, но неестественно яркий напиток. С «Мивиной», которую можно было жевать в сухом виде, посыпая одноразовой приправкой. Вроде съедобно, но, во-первых, искусственно и дешево, а, во-вторых, такая себе guilty pleasure, потому что мама не разрешает нездоровую пищу кушать – гастрит можно заработать. Неслучайно ассоциации именно с едой – на них наталкивает не столько название группы, сколько тот факт, что такой музыкальный продукт ты потребляешь, как фастфуд или что-то из примеров выше. Качества и глубины вкуса здесь точно нет – есть только та самая guilty pleasure и привкус, который остается во рту надолго и даже может заставлять тебя снова и снова возвращаться к вредной еде.

В сухом остатке альбом из девяти треков не дает слушателям ничего вдохновляющего, придающего силы, заставляющего подумать о вечном, вспомнить былое, порефлексировать, удариться в ностальгию или внезапно спросить у друга о смысле жизни. Прожевав жвачку, быстро потерявшую вкус, столь же быстро от нее избавляешься, причем бесследно.

В «Грибах» некачественно практически все, кроме продуманной подачи и ведения проекта с точки зрения бизнеса. И да, о сильных сторонах говорили уже много и успех проекта с точки зрения зарабатывания денег, прибыльности, хорошей реакции на спрос аудитории, продуманной тематики я не отрицаю, это неоспоримый факт. Цифры здесь говорят сами за себя: альбом «Дом на колесах», который вышел вечером 11 ноября, за 5 дней репостнули на свои страницы из официального сообщества «ВКонтакте» около 30 тысяч пользователей. Масштабы признания – как вся Боярка, вышедшая на улицы с плакатами «Грибы, мы вас любим».  После неожиданного успеха «Интро» (на такие масштабы народного признания с клипом, от и до заимствованным у Jay Z, явно никто изначально не рассчитывал) продюсер проекта Юрий Бардаш поступил грамотно: следом за летним хитом в сентябре вышел еще один хит «Копы» с вполне прикольным (но не более) клипом. Эффект тот же – много просмотров, резонанс, народная любовь к нетленной теме «ментов»/копов/вставить нужное определение. Сразу после этого на волне популярности группа резко объявила концерт в Киеве, чуть позже – еще в паре городов. Пока все недоумевали, что будут исполнять на сцене ребята, у которых в арсенале всего два трека, выходит целый дебютный альбом. В итоге «Грибы» отправляются в тур уже не только по Украине, а по России и Беларуси. И в Москве с Петербургом тоже обязательно соберут полные залы. За гастроли в недружественной стране молодых ребят, в отличие от ветеранов сцены, критикуют только единицы – пока рано, да и вообще, пусть «они там посмотрят на наш феномен».

Но это наскоро состряпанная музыка, поверхностные тексты, клипы с чужими идеями и избитыми приемами. Искать в текстах особый посыл, пытаться читать между строк и думать, что ребята пародируют русско-украинский серьезный рэп, высмеивают современные ценности – все это делать конечно можно, но не нужно. Просто потому, что это будет самообманом. Тексты в стиле «Твои ляжки уже не монашки, и тебе не надо никакой пушап – и без этого ты пушка», «Проснемся с тобой утром и не спрашивай, зачем», «Парень, ну че ты одел (авторская орфография сохранена – прим. ред.) колготы, это ж не модно, держи жовті штани» подразумевают именно то, о чем в них идет речь, без тонкостей, иносказаний или самоиронии. Слушаешь – и неумолимо деградируешь. Конечно, никто не говорит, что плакать с утра до вечера от бесценных произведений Баха и Вивальди – единственно верный вариант, все мы не безупречны и слушаем разное. Но в случае с «Грибами» лучше устанавливать лимит, даже если тянет включить – не больше 15 минут в день. После рекомендуется заедать их чем-то качественным, чтобы смягчить негативный эффект.

na_wju0oozm

Ключевое определение для альбома  – примитив. Да, нарочитый, да, на злобу дня, но максимум это в сумме можно назвать стебом. Причем незрелым и без смысловой нагрузки. На этом все заканчивается. Возможно, на разный ход мыслей аудитории и делались ставки: каждый может интерпретировать тексты, как хочет – старшеклассники и посетители сельских дискотек понимают все прямолинейно (и правильно делают), а повзрослевшие представители аудитории с тонкой душевной организацией придают словам скрытый смысл и видят в них горькую иронию (на самом деле нет). Если захотеть и поднапрячься, и в песнях Верки Сердючки можно открыть для себя глубину, которой изначально там совсем не подразумевалось. А в серьезных текстах о нелегкой жизни 4atty aka Tilla увидеть самоиронию – кстати, сейчас, будучи в составе в “Грибов”, он тоже теоретически может подшучивать над самим собой, читающим те самые пацанские тексты в сольном проекте. Рекурсия налицо, правда сам Илья Капустин об этом, скорее всего, не подозревает. Это удобный подход – подстраиваться и под менее прихотливую, и под более прихотливую аудиторию. К счастью, многие представители современной украинской сцены о нем не знают и не используют, работая только для своей родной целевой.

С «Грибами» все крайне прозаично: простенькие тексты отлично уживаются с не менее простенькой музыкой. Вирусность, молниеносная популярность, цитируемость, умение оказаться в нужное время и в нужном месте, отреагировать на спрос предложением. Только вот грустно все это: спрос на тексты о телочках, пошлые клипы с женскими частями тела крупным планом, заедающие песни с плоским юмором из серии «шуток за триста» все еще живет. Причем не просто живет, а процветает. Или возрождается.

В процессе просмотра «Велика», например, в какой-то момент понимаешь, что снова очутился в 2008-м, когда на всех экранах страны были Потап в золотых цепях, много фальшивых денег и декольте Насти Каменских таким же крупным планом. Они пели, что не могут быть вместе – не пара, и от этого у них запара. Все школьники были в восторге, а взрослые, может быть, уже тогда видели там несуществующую пародию на бушевавший тогда безвкусный гламур и культ денег. Клип, кстати, собрал 15 миллионов просмотров: «Грибам» еще есть, к чему стремиться.

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь