11 радикальных проектов «Территории А», о которых вы не знали
Вспоминая наследие первого украинского музыкального хит-парада «Территория А», чаще всего перечисляют одни и те же названия:«Аква Вита», “Фантом 2”, “the ВЙО”, Юрко Юрченко, ранние инкарнации всем известных Виктора Павлика, Ирины Билык и так далее. Но если погрузиться вглубь этого феномена, можно совершить немало других интересных музыкальных открытий, оставшихся в стороне медийных софитов или попросту канувших в лету.
Рассказываем об именах «Территории А», которые остались за бортом истории (а зря).
Тарас Курчик — Давай, давай
До того, как двинуться навстречу эстрадной сцене, Тарас Курчик записал в 1996 году преступно недооцененный альбом «Скажи No-No», на котором исполнял космогоническую музыку, в равной степени безудержную и наивную. Добавить к этому дружбу Курчика с другими выходцами из «Територии А» группой “Ван Гог” – и мы получим альтернативную историю украинского синти-попа в преддверии миллениума с отчетливым апокалиптическим привкусом и заложенным в его основу иррациональным оптимизмом. К сожалению, этому вектору что-то помешало в его развитии. О группе “Ван Гог” вспоминают редко, а сам Тарас Михайлович сейчас занят совсем другими (но не менее полезными) вещами. Например, большим интернациональным проектом Ukrainian Song Project.
Скандал – Дуже веселі регі
Если сейчас включить этот трек на какой-то модной тусе, то все сразу же схватятся за айфоны, чтобы зашазамить такой жирный дарк-даунтэмпо. Но даже спецы по чил-хопу и всяким дез-грипсам не вспомнят этих талантливых представителей первого хит-парада Украины. Жаль только, что шумные тусовки не лучшее место, чтобы ознакомиться с текстами мультижанровиков из Киева.
Инициатором возникновения этого проекта стал трубач и поэт Павел Жагун, который писал тексты для Аллы Пугачевой и Александра Барыкина и играл в разных коллективах, но, решив попытать счастья в продюсировании, создал “Скандал”. Жагун хотел создавать смесь старого рок-н-ролла и коммерческого панка. Позже Жагун создал еще одну группу, которая впоследствии получила большее признание, – “Моральный кодекс”, забрал с собой гитариста и укатил в РФ.
Остальные музыканты отправились в Штаты, еще поиграли рок-н-ролл, но на “Територии А” предстали стебными альтернативными рокерами, миксовавшими Петра Чайковского на хип-хоп-биты, с непонятными текстами.
Біокорд — Агресія
“Біокорд” — настоящие последователи Роберта Фриппа и его главного детища прогрессив-рок коллектива King Crimson. Причем это выражается даже не в склонности коллектива к сложным фри-джазовым гармониям, а скорее в выбранном ими творческом методе. Участники «Біокорда» всегда постулировали то, что для них важнее всего в музыке: гармоничный союз непредсказуемости и жесткой композиционной структуры, комбинаторики. Об этом в свое время говорил и Роберт Фрипп, задумывая легендарную трилогию альбомов в конце 70-х. Он считал, что сам формат поп-песни, которая длится три-четыре минуты — идеальное самоограничение, которое вынуждает музыканта выкладывать все свои козыри в максимально сжатые сроки. Но, как и невыпущенная фрипповская трилогия, эксперименты «Біокорда» остались уделом музыкальных археологов и искателей прекрасного. А жаль.
Конгрес — Тобі
Песня “Тобі” из тех песен, которые помнишь непонятно откуда. Мы ее могли услышать в возрасте, из которого человек не выносит воспоминаний, но мелодия припева осталась в памяти. Хотя до премьеры на ТВ группа играла уже 11 лет, и мы могли ее не услышать. Это сейчас даже бэдрум-рэперы делают качественную музыку, а в безинтернетные времена с продакшеном и дистрибуцией музыки все было чуть-чуть сложнее.
Играя до ТВ-популярности галицкое кантри на местных свадьбах, “Конгрес” выросли в арт-рокеров, которых почему-то хочется включать, когда мечтаешь стать дальнобойщиком. В 2002-м группа прекратила свое существование.
Иванов Даун — Я вигулюю свою рибу
В конце 80-х в Киеве образовалась совершенно особая, не похожая ни на что сцена, настоящий «ренессанс авангардного рока», как описал это рок-н-ролльный историк Александр Кушнир. “Иванов Даун” во главе с Алексеем «Макетом» точно одни из первых среди украинских коллективов не просто заинтересовались индастриалом и нойзом, но и сумели превратить это в настоящее искусство, продуманное вплоть до мелочей. Их альбом Best Urban Technical Noises (1991) — до сих пор недостижимая планка в истории украинской инди-музыки. Обидно, что “Иванов Даун” вспоминают редко и по праздникам и коллектив с его наследием остается больше «вещью в себе». Но нельзя не отметить, что участники группы в те далекие времена создали и отправили в «космос» мощнейший творческий импульс, который продолжает вдохновлять новые поколения отечественных музыкантов. Все дело в том, что “Иванов Даун” в свое время замахнулись не просто на создание «новой музыки», но и собственного музыкального языка в целом. Поступок, сравнимый с подвигом.
Новий світ — Сльози
Слезы можно сегодня лить по детским воспоминаниям, OST которых в некой степени были разные представители украинского синти-попа. Одни из них – киевляне “Новий світ”, которые начинали карьеру как New World. Музыканты прошли такой себе грэнд-слэм молодежных групп того времени: “Перлини сезону”, “Червона Рута” и “Кримські зорі”, а потом попали и к нам в телевизоры.
Сделали они это менее заметно, чем их коллеги по дэнс-сегменту “Территории А” “Фантом” или “Аква Віта”, но тоже оставили после себя пару стоящих песен. Чего только стоит название второго релиза Life Sucks. А после серфинга их страниц в соцсетях оказалось, что они до сих пор выступают и занимаются музыкой после 10-летнего перерыва с 1999-го по 2009-й.
Спалахнув шифер — Темнота
Представьте себе 1996 год. Конец 90-х, в принципе. До Украины, конечно, какими-то мизерными порциями доходила информация о мировых музыкальных трендах. Да и Limp Bizkit вместе с Linkin Park пополам с более трушными ребятами вроде Korn во многом обозначили тенденцию «альтернативного гитарного рока». Но все равно в те времена все было скорее «вопреки всему», а не «благодаря». Так и группу “Спалахнув шифер” можно назвать пионерами отечественной «альтернативы». Важно, что ребята при этом не циклились на мощности гитарных рифов, а активно экспериментировали с другими смежными жанрами и по своему взрывоопасному потенциалу тянули на звание «украинских The Prodigy».
Made in Ukraine – Baby
Сейчас при фразе “фолктроника” в голове рисуются образы Onuka, YUKO или “ДахаБраха”. Но до их появления на украинской сцене в “Территории А” можно было увидеть музыкантов, которые также хотели совместить электронную музыку с народными мотивами. И получилась гремучая смесь под названием Made in Ukraine.
Сейчас без улыбки сложно всерьез воспринимать видеоработы 20-летней давности, которые пестрят компьютерной графикой больше, чем блокбастеры Спилберга, а работа стилиста убеждает, что такой позиции у команды никогда и не было.
Заводной евродэнс с киберклипами и словами из украинских народных песен даже сейчас не позволяет усидеть на месте, наполняя душу гордостью за украинскую электронную сцену.
Актус – Стежка
Этот коллектив единственный из списка “остался в живых” и продолжает относительно успешно выступать. Во многом благодаря успешному ребрендингу, ведь теперь “Актус” вы знаете как “Гайдамаки”.
Созданная студентам КПИ в 1990-м группа за 11 лет играла самую разную музыку от р-н-б до панка и ска. Позже вывели свой собственный стиль, который назвали “карпат’ска”. Выступая за границей, обратили на себя внимание звукозаписывающей компании EMI. В итоге “Актус” стали первым контрактом британцев в Украине. Вернее, подписали на EMI уже “Гайдамаки”.
“Когда в 2001-м нашу группу, которая тогда называлась «Актус», отыскала для себя рекординговая компания “ЭМИ”, это был ее первый контракт в Украине. И мы подумали, что пора установить более тесную связь с собственной культурой путем изменения названия. «Гайдамаки» — в честь исторического события, гайдамацкого восстания, происходившего в Украине в XVIII веке”, – рассказывал в интервью в 2008-м лидер “Гайдамаков” Александр Ярмола.
Игрушки – Ромашки
Группа брата клипмейкера Александра Ягольника Константина выступала на сотнях площадок в свои лучшие годы, но есть вероятность, что мы эти годы помним достаточно смутно. Возможно, даже у вас были их кассеты, и вы бы вспомнили мотив припевов “Ромашки-ромашки, Алешки и Наташки” или “Любимый мой играет за “Динамо”. А ведь откуда-то в памяти клипы с блондинистым парнем, чем-то похожим на Сергея Жукова.
Артисты группы разбрелись кто куда, оставив нам парочку хитов для дискотеки в стиле 90-х.
Всяк Випадок — Положи меня на музыку
Визионерская группа, во многом опередившая свое время, но, к сожалению, не вписавшаяся в актуальный контекст. Безумные 90-е, подходившие к своему концу, диктовали совсем другие условия: все требовали от украинской музыки этого ощущения радостного и безумного апокалипсиса, смены эпох, которое витало в воздухе. «Всяк Випадок» были совсем про другие категории. Как утверждали сами участники коллектива, чтобы в полной мере оценить их творчество, нужно как минимум понимать, что такое даосизм — и не понаслышке, а более-менее предметно. «Всяк Випадок» отказывались записывать свои композиции в какую-то тесную категорию (пусть даже это был всеобъемлющий ярлычок «экспериментальной инструментальной музыки») и в большей степени тяготели к понятиям «выбросов случайной энергии, подчиненной неслучайным талантам». Так и запишем. И будем помнить.
Авторы: Женя Руденко/Олесь Николенко