Спецпроєкти

Концертный директор Ивана Дорна, пиарщик ONUKA и другие герои шоубиз-закулисья о своей работе


Музыкальная индустрия подобна громадной машине, большинство частей и механизмов которой скрыто от человеческих глаз. Мы восхищаемся деятельностью музыкантов, но чаще всего даже не задумываемся о людях, что окружают их и остаются за кадром. И несмотря на важность таких профессионалов, порой не знаем, чем они конкретно занимаются и почему их работа так важна. В преддверии международного форума концертной и культурной индустрии Kyiv Music Days редакция bit.ua поговорила с такими представителями творческой индустрии и разобралась, какие обязанности они выполняют.

Катя Малюкова, концертный директор (Ivan Dorn)

В чем состоит твоя работа с артистом каждый день и на мероприятии?

У нас большая команда, работающая с артистом. Я непосредственно занимаюсь концертным менеджментом. Моей задачей является координирование занятости артиста и планирование концертного графика. Я планирую где Иван Дорн появится с концертами, ищу промоутеров и подрядчиков. Согласовываю график перелетов, утверждаю гостиницы и слежу, чтобы все происходило в рамках контракты и интересы артиста были соблюдены. В Украине мы организовываем концерты самостоятельно, в исключительных случаях работаем с организаторами по точечным мероприятия.

Какой процент твоей работы рутина, а какой фан?

Слово-то какое неприятное, рутина. Вероятно, 80/20, по принципу Парето. Где 20% это что-то новое, приносящее мне драйв и удовольствие, а 80% это ежедневная работа, которая поставлена уже на поток. Самое большое удовольствие в работе мне приносит согласование проекта. Когда вынашиваешь идею, готовишь проект, продумываешь детали, получаешь подтверждение – для меня это самый большой фан. За ним следует рутина, если можно ее так назвать.

О том, как проходит рабочий день

Утро я стараюсь посвятить семье и спорту, с переменным успехом. Мы завтракаем и я отвожу ребенка на занятия. С 11 я планирую встречи, либо еду в офис. Основная коммуникационная работа происходит до 16:00, почта и мессенджеры горят. Ближе к концу рабочего дня поток входящих вопросов заканчивается и можно заняться более стратегическими моментами: написать письма потенциальным партнерам, вычитать договора, сделать просчеты. Самым продуктивным рабочим временем для меня являются именно вечерние часы.

О главных составляющих работы

Я занимаюсь всем, что касается организации концертов: согласовываю место выступления, логистику, проживание. Убеждаюсь, что организатор прочитал райдер и разбирается в том, что нужно команде для приезда в город. Кажется, это не так сложно и можно описать процесс в трех словах, но согласование мероприятия порой занимает ветку переписки в 50 и более писем. Стоит ли упоминать мессенджеры? Согласование брендинга площадки или мероприятия достойно отдельной книги. Однажды, мы приехали на концерт, а организатор поставил на сцену MINI Cooper — такой у них был спонсор, а у нас глаза, как фары вышеупомянутого автомобиля. К выезду коллектива я готовлю детальный тайминг со всей важной информацией, и конечно же всегда остаюсь на связи. Иногда проблемы возникают даже ночью, ввиду часовой разницы или специфики туровой логистики. Мне повезло, что у нас в команде есть Саша Хомяк, он тур-менеджер и ездит с Иваном в туры. Саша уже на интуитивном уровне знает, когда написать сообщение, как позвонить, чтобы Иван ответил на звонок, когда увести артиста в гримерку, а когда «вдохновить» на общение с прессой.

О трудностях

Сложно то, что ново. Большинство челленджей мной воспринимаются уже как очередная задача. Главное, запастись терпением, высокие цели не достигаются быстро. Это бич современности, скорость увеличилась, информация молниеносно распространяется и устаревает. Энди Уорхол говорил, что каждый будет популярен 15 минут, сейчас приходится укладываться в 15 секунд. Для нас сейчас стоит приоритет по новым рынкам и это абсолютно другой опыт. Приходится начинать все с нуля и идти к цели медленными шагами. В этом году Иван выступил на Eurosonic, это очень крутой шоукейс в Нидерландах. Все ведущие фестивали Европы посещают эту музыкальную конференцию. И всем приходиться сражаться за внимание прессы и промоутеров. Только подумайте, 342 артиста выступили в этом году на Евросонике, за 4 дня конференции. Порой приходится отказаться от какой-то возможности, чтобы сфокусироваться на важном. Это тоже челлендж. Мы, например, в этом году приняли решение отказаться от участия в SXSW (большой Американский шоукейс в Техасе), и перенесли участие на следующий год.

О том, как попасть в индустрию

Наверное, сложно найти человека в музыкальном бизнесе, который не знает Андрея Иноземцева. Меня познакомила с ним Женя Май лет 10 тому назад. Тогда Андрей работал в фешн-проекте, тесно сопряженном с шоу-бизнесом. Ему нужны были люди и Ино пригласил меня на позицию маркетолога. Это был мой старт. Позже я работала в пиар агентстве с артистами, организовывала вечеринки, букировала артистов и продавала их концерты. Так я познакомилась с Иваном и получила предложение заниматься его концертами.

Об отношении к профессии в индустрии

В индустрии не хватает профессионализма. Шоу-бизнес у людей больше ассоциируется с шоу, чем с бизнесом. Кажется, сейчас любой может организовать ивент, концерт, конференцию. Но составить правильный запрос на выступление артиста все еще не умеют. Образовательный аспект очень сильно страдает. По-сути, у нас не учат концертному менеджменту. Максимум, пиар… Но, сейчас рабочие инструменты меняются так быстро, что к концу курса твои знания будут уже не актуальны. Кто мог 5 лет назад подумать, что вся реклама уйдет в интернет, а такой сильный промо ресурс как ВКонтакте перестанет быть актуальным? Хорошо, что появляются специализированные образовательные мероприятия, как Kiev Music Days. Даже активно работая в индустрии, очень полезно взглянуть на проекты своих коллег под другим углом. Послушать с чем они сталкиваются в своей рутине.
Не хватает поддержки музыкальных проектов государством. Я сейчас активно веду диалоги с европейскими промоутерами и для них удивительно, почему Украина не поддерживает музыкальный экспорт, у нас же так много талантливых артистов.

О том, кого обязательно нужно услышать на Kyiv Music Days 2019

Обожаю статистические срезы по состоянию рынка и основным трендам, обычно concert.ua делится такой информацией. Было бы интересно послушать про опыт коллег по продвижению на иностранных рынках, у кого какие инструменты работают. Если будут панели по технической части организации концертов, будет круто. Интересно послушать иностранных спикеров. Вообще, пропускать мероприятие, которое касается твоей профессии, проходит в твоей стране или в твоем городе, да еще и стоит символических денег — кощунство.

Артур Марс, PR-менеджер Dontstop Agency (ONUKA, The Maneken, Друга Ріка)

Об особенностях работы, задачах и рутине

Все решения касательно целесообразности той или иной медиаактивности принимаются в связке с артистом, обсуждаются идеи, создаются и согласовываются промо и контент-планы работы. С одной стороны, перед PR-щиком стоят такие задачи, как организация интервью, съемок и эфиров. С другой — сопровождение музыканта и коммуникация с прессой во время мероприятий.

О рутине беспокоиться не приходится. Чем больше я работаю, тем меньше я знаю. В профессии еще так много всего интересного и неизведанного. Я ежедневно чему-то учусь и стараюсь по вечерам акцентировать свое внимание именно на этом. Пока так будет происходить — рутина не захватит мое удовольствие от работы.

О том, как проходит рабочий день

День, как правило, начинается с мессенджера и Facebook — главного источника новостей о вашем проекте. Помимо почты, у нас в Dontstop десятки рабочих чатов и именно в них пишут клиенты, в первую очередь. Открыв эти переписки, ты будто попадаешь в Нарнию, а выйдешь оттуда только к вечеру. Кроме общения и договоренностей, большую часть времени занимает написание различных текстов и обсуждение тех или иных идей для промо.

О главных составляющих работы

Коммуникация во всех ее формах, создание контента, а иногда и непреодолимое желание выйти на пенсию.

О трудностях

Главная трудность — быстрый темп, так как в нем могут теряться детали и рождаться конфликты. Но мы стараемся.

О том, как попасть в индустрию

С того момента, как в Украине запустился телеканал «М1», у меня было желание поработать с медиа. В 18 меня взяли на канал журналистом-редактором программы «Чипсы, чиксы, лавандос», затем я попал в утреннее шоу «Guten Morgen» и другие проекты канала.

Когда мне исполнилось 19, вместе с коллегой мы впервые аккредитовались на ряд фестивалей в Европе. Это была поездка за свой счет, единственное, что дал М1 с собой — убитую DVCPro. Это был первый опыт ночлега в обнимку с камерой в палатке, съемок и общения с зарубежными артистами. Тем летом мы вернулись домой с хорошим материалом и номером телефона директора Marina and The Diamonds. Годом позже, в 2013-м М1 нам выделил 2 000 евро на поездку на фестиваль Primavera Sound. Тогда и пришло четкое понимание — все возможно.

Сотрудничество с М1 продлилось 5 лет, затем я перешел работать в талант-шоу на телеканале «СТБ» и стал частью редакции музыкального сервиса «Звук». Свободное время тратил на музыкальные фестивали, волонтерство и работал в Iceland Airwaves, SXSW, Motel Mozaїque, Reading. Думаю, этот опыт и знакомства — стали причиной желания поработать с другой стороны баррикад. Не на стороне медиа, а вместе с музыкантами и ивентами.

Об отношении к профессии в индустрии

В глобальном смысле хотелось бы изменить отношение клиента к работе. Написать пост, релиз, сделать фотографию, договориться о съемке и запустить рекламу — это все-таки чуть больше 5 минут. Не все и не всегда это понимают, к сожалению.

О том, кого обязательно нужно услышать на Kyiv Music Days 2019

Принято считать, что всегда лучше там, где нас нет. Думаю, зарубежные спикеры, которых в этом году немало, для меня наиболее интересная часть мероприятия. Услышать бы хотелось, например, Агнешку Войцеховску — программного директора польского фестиваля Wschód Kultury или Саймона де Винтер, на счету которого работа в роли тур-менеджера с Kwabs, Kaiser Chiefs.

Кристина Васько, SMM-менеджер Dontstop Agency (UPark Festival, ВДНГ)

Об особенностях работы, задачах и рутине

Большую часть времени я занимаюсь созданием контента, настройками таргетинга, коммуникацией с лидерами мнений и сообществами, а это — постоянная работа перед экраном ноутбука. Так что рутина занимает около 75% моего времени, а все остальное — фан, который происходит уже в дни фестиваля. Находясь непосредственно на мероприятии, я бегаю по территории, снимаю лайвы артистов, людей, которые отрываются под сценой, и просто пытаюсь уловить классные моменты, передающие ту самую — фестивальную атмосферу.
С артистами напрямую чаще всего я не работаю, но во время ведения мероприятия слежу за их официальными страницами и изучаю все — от общей истории на Википедии до англоязычных интервью и рецензий.

О том, как проходит рабочий день

Иногда мой рабочий день начинается сразу после звонка будильника. Просто потому, что у меня есть привычка, проснувшись, сразу заходить в instagram, где зачастую открыт рабочий аккаунт. Добравшись в офис, стараюсь сначала ответить на комментарии и сообщения на страницах, после перехожу к почте, а остальную часть дня горю в задачах своего to-do-list.

О главных составляющих работы

Стрессоустойчивость и готовность в любое время включаться в работу. Особенно, во время проведения мероприятия, когда его страницы в социальных сетях буквально заваливают кучей вопросов.

О трудностях

Когда случаются совершенно непредвиденные ситуации. Реагировать на соцсети в такие моменты нужно максимально быстро, так как люди задают вопросы, а иногда и начинают паниковать, выражая свое возмущение в комментариях и тем самым вводя в заблуждение других. Важно вовремя подхватить ситуацию и на старте дать максимально четкий ответ.

О том, как попасть в индустрию

Во многом решают знакомства. Советую начинать с друзей и знакомых, возможно, они видели или слышали, что где-то кто-то ищет себе человека на интересующую вас должность. К слову, именно так делала я. Также не стоит забывать про лекции, мастер-классы, конференции, там всегда можно познакомиться с нужными тебе людьми.

Об отношении к профессии в индустрии

Пока не знаю, что именно и как можно улучшить в работе SMM-менеджера в глобальном смысле. Но считаю обязательным прокачку приобретенных опытом скиллов. Также хочется, чтобы к данной профессии относились серьезней. Сейчас в перечень задач SMM-щика входит не только написание постов, но и настройка рекламы, коммуникация с подписчиками, проведение дополнительных активностей и создание стратегии.

О том, кого обязательно нужно услышать на Kyiv Music Days 2019

Я всегда интересовалась «внутряками» организации концертов и фестивалей, поэтому планирую попасть на выступление Simon de Winter — бывшего тур-менеджера Kaiser Chiefs, Fink, Kwabs. Интересно послушать Михаила Ясинского. То, что сейчас вся страна поет песни Оли Поляковой и Макса Барских — его рук дело. Также, как человек, который находится в постоянном поиске новой музыки, хочу заглянуть на фестиваль шоу-кейсов, в рамках которого выступят начинающие музыканты и коллективы.

Андрей Максимов, концертный фотограф (UPark Festival, Atlas Weekend, Koktebel Jazz Festival)

Об особенностях работы, задачах и рутине

Если говорить о моей работе с музыкантами — это в первую очередь съемка концертов: саундчек, бэкстейдж, само выступление, иногда встречи с фанами и афтепати. Также часто это бэкстейдж съемок клипов, запись на студии и прочие мероприятия с участием музыкантов (премии, награждения, благотворительные и социальные акции). В дальнейшем такие фото используются для публикаций в социальных сетях музыкантов, для рассылок в СМИ, афиш и прочего.

Мне кажется, если к чему-либо относиться как к работе, рутина возникнет сама собой, каким бы интересным ни было дело, которым ты занимаешься. В 90% случаев я слышу от фотографов, что самое рутинное в их работе — обработка снимков, но мне это наоборот, скорее, в радость, как, в общем, и практически все аспекты, связанные напрямую с фотографией. Из того, что напрягает: оптимизация свободного места на жестких дисках (его всегда мало!) и каталогизация фотографий: рейтинги, метки, папки — всё должно быть аккуратно структурировано для удобства работы, хранения и поиска. Когда за год скапливается 200-300 съемок на 20-30 тысяч кадров, дело приобретает пугающие масштабы.
Ну, и конечно рутиной можно назвать всю бухгалтерскую часть работы как ФОПа — счета, акты и налоговые декларации.

О том, как проходит рабочий день

Каждый мой день очень разный, график ненормированный и рабочих часов в неделю явно больше традиционных 40. Иногда я могу несколько дней не выходить из дому и проводить часы за компьютером, занимаясь исключительно обработкой фотографий. Но чаще всего день складывается таким образом, что у меня запланировано 2-3, а то и больше, съемок по всему городу. Их длительность доходит до 16-18 часов (например, съемка клипа, это всегда длительный процесс). Как такового графика у меня нет, спасает гугл-календарь и напоминания.

О главных составляющих работы

Наверное, это уверенность в себе, в технике и в результате.

О трудностях

Тяжело, когда на твое кропотливо-обработанное фото накладывают фильтры в instagram. [Смеется.] А если серьезно, самое сложное — это нехватка времени на семью и рассинхрон в рабочих графиках с друзьями и близкими. Вечер субботы? 4 выходных на Пасху? Нет, не слышал, можем встретиться во вторник в 9 утра. [Смеется.]

О том, как попасть в индустрию

В 2008-м году мои друзья собрали группу и начали выступать по клубам Донецка, а меня пригласили поснимать свои концерты. И хотя в то время я позиционировал себя исключительно как портретного фотографа, мне это понравилось. Еще через какое-то время меня позвали снимать репортажи для местного музыкального СМИ, и вот тогда-то я уже смог по-настоящему ворваться в концертную жизнь города. Я начал сотрудничать с концертными агентствами, ездить на фестивали, сначала как журналист, а со временем и как официальный фотограф.

Все изменилось в 2014-м году: я переехал в Киев и мне пришлось начинать всё сначала — заводить новые знакомства, заново доказывать свой профессиональный уровень.

То, на что у меня ушло почти 10 лет, сейчас, при грамотном подходе, можно было бы реализовать за 2-3 года. Не могу сказать, что для фотографа знакомства не важны, но они точно не являются определяющим фактором — в первую очередь важно хорошо делать свою работу, и тогда не придется кричать о себе всему миру, о тебе сами начнут говорить.

Музыкальная фотография — сфера очень нишевая. Здесь есть определенный костяк фотографов, которые плотно вращаются в индустрии. Для них это если и не основная работа, то точно дело жизни. А есть категория любителей, которым просто в кайф поснимать концерты. Примкнуть к последним и снимать в свое удовольствие — не сложно, но если стоит цель просто заработать денег, то лучше найти что-нибудь другое (например, свадьбы, стоки и т.п.).

Об отношении к профессии в индустрии

Хотелось бы, чтобы работа фотографа больше ценилась — как условными клиентами, так и самими фотографами, которые сплошь и рядом работают «за спасибо». Но, наверное, ничего не изменится, пока их самих будет устраивать подобное отношение. Проблема в том, что из-за этого страдают все — и те, кто снимает бесплатно, и те, для кого концертная съемка — основная работа. Реалии таковы, что заказчик, либо в силу экономии, либо из-за собственного невежества в данном вопросе, скорее обратится к бесплатному фотографу, чем заплатит за работу профессионала. Даже несмотря на сомнительный результат. У коллег по видео ситуация не в пример лучше — я, например, не видел пока еще желающих бесплатно снять и смонтировать 4х-дневный фестиваль за аккредитацию.

О том, кого обязательно нужно услышать на Kyiv Music Days 2019

Почти все темы так или иначе мне близки и в некоторой мере знакомы, потому хорошо было бы расширить свои знания в каждой — будь то PR, SMM или организация фестивалей и букинг. Никогда не знаешь, что может пригодиться по жизни, верно?

Павел Минеев, инженер, технический директор (NEKO RENT)

Об особенностях работы, задачах и рутине

На данном этапе я чаще всего занимаюсь проектированием сцен, стейдж-менеджментом, ведением проектов. Эту должность принято называть «технический директор», хотя, по моему мнению, это скорее проджект-менеджмент. Чаще всего я выступаю связующим звеном между заказчиком, артистом и командой технического подряда. Мои главные задачи «в поле» — заботиться о команде и переводить задания с языка заказчика на язык инженеров.
Одна из моих любимых особенностей в шоу-индустрии — никогда не бывает двух одинаковых концертов. Поэтому я смело могу заявить —никакой рутины! Даже в туре из 30 концертов мы каждый день кайфуем по-новому.

О том, как проходит рабочий день

Обычно, все происходит по стандартному сценарию: load-in (это разгрузка оборудования в месте проведения мероприятия), организация рабочих мест, монтаж оборудования, после чего следуют саундчеки (или репетиции, прогоны), showtime, ради которого все и затевалось, а следом все в обратном порядке — демонтаж и load-out, а еще whiskey time. Типичный рабочий день! Stage Crew (техническая команда) приезжает на локацию первой и покидает её последней, потому очень важно следить как за моральным, так и за физическим состоянием каждого из ребят. От этого зависит безопасность конструкций, зрелищность шоу, комфорт артиста на сцене и даже качество звука! Ведь у уставшего техника намного больше шансов запороть шоу, чем у бодрого.

О главных составляющих работы

Все просто — кофе, хот-дог и холодный рассудок.

О трудностях

Любая идея заказчика или артиста имеет право на то, чтобы быть реализованной, главное — правильно составить ТЗ. Проблема в том, что чаще всего одна сторона не понимает механики реализации этой идеи, а вторая не готова работать без четких заданий и уверенности в том, что готовый продукт подойдет, удовлетворит или оправдает желания первой. Чаще всего мы упираемся в «эта хрень, простите, конструкция туда не встанет», «у нас новый артист, забыли вас предупредить», «этого нет в райдере, но нам оно нужно», «это есть в райдере, но нам оно не нужно», «барабанщик не успел на чек, приедет к концерту», паники, истерики и тому подобное. Все это решаемо, нужно только знать путь.

О том, как попасть в индустрию

В 2009 году я пришел работать в прокат, летом, в сезон фестивалей. Свой путь начинал в Черкассах. Мне кажется, в регионах легче «войти в прокат», чем в мегаполисах. С одной стороны — число прокатных компаний в городах с населением 300-400 тыс. меньше, с другой — кадров тоже меньше. Да и уровень необходимых знаний, уровень технических задач и уровень ответственности мероприятий ниже, чем у столичных прокатов. Спустя год переехал в Киев, поступил в КПИ, но ради возможности работать и получать знания «в полях» пришлось бросить учебу. Так и живу без диплома. Первые несколько мест работы — прокаты с небольшим количеством сотрудников, они заставляют обучиться работе как со звуком, так и со светом, бэклайном, конструкциями, видео. Когда в команде всего 3 человека — все делают всё, не существует четких рамок и должностных обязанностей. Это очень выручает и сейчас, когда понимание механизмов работы каждого цеха сильно облегчает коммуникацию с инженерами на площадке. Я понимаю, как работает «диод», сколько реального времени необходимо бэклайнерам на перемонтаж с одного коллектива на другой и почему «светики» не могут засветить зеленый фон цветом magenta.

О своей профессии и об отношении к ней в индустрии

Качество кофе в автоматах Дворца «Украина», он ужасен. Бесит! Почему на западе уже давно стало нормой организовывать кейтеринг для команды технического обеспечения, а у нас все до сих пор сидят на сухих пайках? И ведь так дела обстоят не только с кофе.

О том, кого обязательно нужно услышать на Kyiv Music Days 2019

Конференция Kyiv Music Days в этом году очень сильная! Спикеры и дискуссии — все фирмачи. О победах и о наболевшем, о новом и о легендарном… Буду все три дня слушать коллег по цеху, задавать каверзные вопросы и жать руки каждому из них!

Напомним, что международный форум концертной и культурной индустрии Kyiv Music Days пройдет в «НСК Олимпийский» с 12 по 14 апреля. Билеты можно приобрести по ссылке.

Фото: Valeria Slo

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь