Спецпроєкти

Как сделать современную украинскую школу: создательницы World School. Language. Math & Science


Какой должна быть современная школа? Какие базовые знания нужны ребенку в первом классе? Должны ли учителя быть строгими, колготки – колючими, какао – с плёночкой, а учебники – сложными и непонятными, чтобы образование считалось качественным и хорошим? Издатель bit.ua Таня Гринёва пообщалась с создательницами сети школ нового образца – World School. Language. Math & Science, в которых на уроках ученики могут прилечь на пуфики, учителя веселятся вместе с учениками, а дети в пять лет решают примеры на английском.

Это Наташа Шталтовная и Женя Щербец – создательницы школы World School. Language. Math & Science. У Наташи и Жени пятеро детей на двоих, и именно поэтому два года назад они решили сделать начальную школу «для себя» – то есть для своих детей. Но корпоративное прошлое в крупных компаниях не прошло даром, поэтому сеть их школ активно расширяется (сейчас у них 4 школы). Сюда в Preschool пошёл этой осенью и Даня, сын издателя bit.ua, а с сентября он отправится в свой первый класс – самое важное событие года Таня Гринёва доверит этой команде.

Наташа работала над различными медиа- и рекламными проектами, после была исполнительным продюсером шоу «Орел и Решка», занималась маркетингом и развитием бизнеса для B2C- и B2B- секторов.

Женя, будучи мамой троих сыновей, – сооснователь IT- и HORECA-бизнесов с 15-летним опытом в маркетинге и управлении.

И Женя, и Наташа учились на журналистике в Шевченко (где и познакомились), после получили MBA (Германия и Швеция), жили за границей и теперь решили сделать полезный для себя и общества бизнес – сеть школ, в которых будут получать фундаментальные для детей знания – математику и английский – по международной программе. В семье Жени и Наташи говорят на двух языках, потому идея двуязычной школы, в которой будет комфортно учиться билингвам-детям, была очень органичной.

Концепция World School возникла в результате исследования школьного рынка и спроса родителей: есть большая ниша осознанных родителей, которые хотели бы учить ребенка по признанной международной программе за доступные деньги. Рынок же украинских школ разделился на несколько категорий – дорогие международные школы c международной программой; частные украинские школы с альтернативными программами, эффективность которых не доказана; ну и классические государственные школы с государственной программой, по которой учились мы (плюсы и минусы этой системы нам хорошо знакомы – «мы все учились понемногу…»).

World School — preschool и primary school, которая набирает детей от 4 до 9 лет, имеет цену среднего детского сада «на районе» и в «нулевом» классе дает вашему ребенку практически знания первого класса государственной школы (чтение, счет, письмо, английский — 60% обучения здесь именно на английском), что доказано на моем Дане.
В 2020 году Женя с Наташей планируют запустить среднюю школу – воспитанным на прогрессивной программе детям будет куда пойти дальше.

Однажды мы встретились с Наташей и Женей за завтраком, чтобы вспомнить, чем отличалась наша школа от той, в которой учатся наши дети, и обсудить, какой должна быть школа нашей мечты.

Чем хорошее образование отличается от остального

В «правильной» школе должны присутствовать три фактора: первое — ориентация на понимание, а не зазубривание, второе — глобальный контекст получаемых знаний и третье — доказанная эффективность учебной программы и ее признание в мире.
Именно поэтому в наших школах учебный процесс идет по международной программе Cambridge: мы даем начальное образование, признанное в мире, и обучение на двух языках. К окончанию школы выпускники имеют возможность выбирать, куда поступать: в Украине или с сертификацией Cambridge в международные вузы.

Почему Cambridge? Мы посетили с визитами начальные школы в Штатах, Финляндии и Канаде и выбрали программу, которая, по нашему мнению, больше подходит нашему менталитету и местным особенностям системы образования.

Про целевую аудиторию World School

«Наши» – это родители детей 6−9 лет. Как правило, оба родителя работают и понимают, что мир быстро меняется и нужно помочь ребенку адаптироваться к этим изменениям. Они много путешествуют, и их планы на будущее не ограничены границами конкретной страны. Им понятна важность фундаментальных знаний, таких как английский язык и математика, чем бы ребенок ни решил заниматься в будущем. Такие семьи ориентированы на суть, а не на форму, для них при выборе школы важна международная программа.

Про школы прошлого

Женя: Задача системы прошлого была в воспитании удобного, прогнозируемого винтика системы, поведение которого можно предсказать, задавая паттерны поведения и шаблоны вариантов развития событий. Соответственно, когда ребенок выбивался из шаблона, это всех пугало, автоматически вызывались родители в школу, и ребенок всячески поносился.

Мне повезло – я попала в хороший математический класс. Но тогда в раннем возрасте детям отбивали желание вообще что-то узнавать: навязывали темы, которые тебе сейчас неинтересны, инструменты, которые непонятны: написали на доске, и всё. И потом, в 12−14 лет, все мамы, бабушки и папы говорили: почему он теперь ничего не хочет? Это было массово в моем поколении. И вот такой ребенок болтался где-то в 12−14 лет. Хорошо, если до двадцати, а не тридцати. Ничего не хотя, вообще не понимая.

Думаю, что отсутствие желаний — это проблема образования.
Начиная с детского сада, когда ты должен вписаться в этот большой коллектив. И на вас, большой коллектив на 30 человек, один воспитатель, у которого на тебя есть ровно 15 минут в день. И ты должен вписаться в эти 15 минут. Если тебе вдруг захотелось через 30 минут что-то познать, преподавателю это неудобно. И вот – у ребенка ушел этот момент интереса.

Наташа: У учителя должна быть адекватная нагрузка: 10−15 человек в классе. Плюс с тобой работает ассистент. Такая структура позволяет уделять внимание каждому ребенку и догружать или помогать в случае необходимости. Кроме этого, на уровне организационной системы мы по максимуму убрали от педагогов непрофильную деятельность в виде кучи отчетов и документов. Мы даем возможность хорошим педагогам заниматься исключительно педагогикой, а не бюрократией.

Про идеальных преподавателей

Женя: Хорошие преподаватели настроены на детский лад. Они очень терпеливы, медленно объясняют, подбирают понятные примеры и ассоциации. Они находятся вот в этом детском мире, и они прекрасны этим – у них не бывает невроза от активности детей и сотни вопросов в минуту.

Наташа: Мы проводим много собеседований и видим, что часто взрослые, которые претендуют на должность воспитателя или учителя, боятся детей. Они не знают, как реагировать на детскую непосредственность, и от своего напряжения начинают кричать. Они не понимают, что как только начался ор – пятилетних детей ты теряешь . «Удобный» ребенок в 9−10 лет знает, что надо бояться взрослого, который кричит. А в 5 лет он еще этого не знает. Поэтому, как только взрослый панически повышает голос, становится только хуже.

Про выбор учителей

Наташа: Если у родителя при выборе школы нет явных критериев, то появляется характеристика: вот эта учительница хорошая, и главное – попасть к ней. Мы объясняем родителям, что важно смотреть не только на учительницу, но и на программу, по которой работает школа. Именно исходя из требований программы школа подбирает и обучает педагогов.

В системе образования важна не только личность, но и системность и последовательность процесса.
В целом, вы отдаете ребенка в школу, договорные отношения у вас со школой, и именно школа берет на себя обязательства по обучению ребенка по программе. Поэтому встречайтесь с администрацией, задавайте вопросы, ведь доступность руководства – признак здоровой системы.

Про ведение школьного бизнеса

Наташа: Бизнес интересный и перспективный. Основная его особенность в том, что ты получаешь клиента на 10 лет: мало какой из бизнесов может похвастаться такой длинной финансовой историей взаимоотношений с клиентом. Но мало где есть такая эмоциональная вовлеченность и ответственность, так как в этом случае ты отвечаешь за маленьких детей.

Женя: Мы мечтаем, чтобы на рынке недвижимости было больше подходящих помещений для открытия школы. А также о том, чтобы застройщикам, возводящим жилой массив, было интересно закладывать площади для школ и привлекать эффективных операторов для управления этими школами.

Фотограф: Виталий Мельник

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram