«Несмешных комиков не бывает». Андрей Шабанов об украинском юморе и развитии стенд-апа
Андрей Шабанов уже несколько лет подряд организовывает в Киеве стенд-ап концерты. Один из них под названием «Большой украинский стенд-ап» состоится 26 октября в клубе «Атлас». За неделю до этого, 18 октября, в рамках «Большого украинского стенд-апа» в Киеве выступит Руслан Халитов – участник проекта Stand Up на канале ТНТ. Кроме того, именно Шабанов привозит в Украину комиков мировой величины – в частности, в апреле этого года в Киеве с легкой руки Шабанова дал свой второй концерт известный ирландский комик Дилан Моран.
Как, по-вашему, в Украине дела обстоят с юмором?
Прекрасно обстоят дела с юмором у нас.
Серьёзно? Потому что, на мой взгляд, с юмором у нас всё ужасно.
А почему вы считаете, что у нас все ужасно? Мне просто интересно.
Потому что самое популярное шоу – это «Квартал». А в моём понимании это не юмор первого эшелона.
Ну, смотрите, вам же никто не навязывает «Квартал». У вас есть возможность его не смотреть. Вы можете на него не ходить и не смотреть его в ютубе или по ТВ. Вы можете ходить на что-то другое.
Могу, конечно. И хожу. В частности, я много хожу на стенд-ап. И то, что я вижу, мне откровенно не нравится. Это очень слабые комики. Я понимаю, что юмор – это очень субъективная штука, и кому-то это может быть смешно. Как и «Квартал, в принципе, он ведь тоже кого-то смешит. Но в Украине нет комиков уровня того же Дилана Морана, например.
Но вы же понимаете, что для того, чтобы быть комиком уровня Дилана Морана, тебе должно быть лет 50. У тебя должен быть за плечами большой жизненный опыт, большая карьера и большой опыт выступлений. Только при наличии всех этих обстоятельств, ты можешь стать философом.
У нас, по сути, вот таким философом стенд-ап комедии является Михаил Жванецкий. Это человек, который, во-первых, обладает острым умом, во-вторых, у него в наличии богатейший жизненный опыт, он пережил разводы и незаконно рожденных детей. Вот у него есть материал – то есть жизненный опыт, на который он может опираться и строить на этом комедию.
Для того, чтобы быть комиком уровня Дилана Морана, у тебя должен быть за плечами большой жизненный опыт, большая карьера и большой опыт выступлений.
Другие же люди, которые занимаются комедией в Украине, либо слишком молоды, либо еще не доросли до такого уровня. Вот поэтому, к сожалению, Дилана Морана у нас не может возникнуть. Но вот из тех, кто сейчас занимается стенд-ап комедией, может вырасти Дилан Моран. Для этого этим людям надо стать старше. Надо пережить много каких-то жизненных потрясений, на которых потом можно будет посмотреть под определенным юмористическим углом.
Хорошо, я не так выразилась. Давайте посмотрим на Россию: стенд-ап как жанр там сейчас на пике популярности. Там нереальное количество комиков, на которых полный sold out в первый день продажи билетов. И они все молодые, без огромного жизненного опыта за плечами. Получается, там больше талантов в плане юмора?
Тут нельзя сравнивать. Популярность стенд-апа в России в первую очередь зависит от медийной поддержки. Очень сильный толчок в развитии жанра дало желание телеканала ТНТ потратить деньги на телевизионный проект Stand Up. И, не сдаваясь, двигаться дальше — то есть делать второй сезон, третий сезон, четвертый… Это стало решающим моментом.
Когда продюсер Comedy Сlub Вячеслав Дусмухаметов решил делать проект о стенд-апе, он просто проехался по стенд-ап вечеринкам в Москве и отобрал 10 человек, которые ему там приглянулись больше всего. Он дал каждому из них зарплату — нормальную такую, которая позволяла нормально жить и не париться — подписал с ними жесткие контракты, согласно которым они должны были с понедельника по пятницу приходить в офис и тупо писать материал. В конце недели, каждую неделю, по пятницам, эти комики обкатывали свой материал на живых людях, на вечеринках с бесплатным входом, которые они сами организовывали. Если с шутки никто не смеялся, ее вычеркивали и писали вместо нее новую.
Так вот, у них было 10 человек основного состава, которые, собственно говоря, в течение года готовили свои монологи. И потом, если я не ошибаюсь, спустя год, в 2013 году, они сняли 16 программ. Но согласно условий контракта, эти комики не могли больше ничем заниматься, не могли больше нигде выступать за деньги. Только работали на канале за зарплату. То есть они приходили на работу, прямо вот так в офис каждый день, и там с утра до вечера писали свои будущие стенд-ап монологи. В Украине такой поддержки у стенд-апа нет – ни финансовой, ни медийной. А у комиков в свою очередь нет возможности лишь писать шутки.
Но вы же запускали стенд-ап шоу на «Новом канале»…
Да, но во-первых, это было в 2014 году – не самое лучшее время для запуска юмористических проектов в нашей стране. Исторические события, знаете ли, внесли коррективы в наши планы. Во-вторых, после первого сезона всё заглохло. Наши телекомпании были не готовы вкладывать в это деньги. У меня лично тоже не было финансовой возможности дать комикам зарплату и сказать: «Так, ребята, вы увольняетесь со всех своих работ, садитесь и только пишите шутки и выступаете». Поэтому многие украинские комики тогда уехали работать в Москву. У нас для них просто нет условий.
Хорошо, но почему те, которые выступают у нас, такие несмешные?
Ну, вот для вас они несмешные. А для кого-то – наоборот. Я же уверен, что несмешных комиков не бывает. Они все смешные, просто у каждого своя аудитория. Вот вы не ходите на «Квартал», но там же есть зрители, и они смеются. Потому что с юмором на самом деле точно так же, как и с любым другим творчеством. Есть масс-маркет, а есть очень узкие направления. Это как форматы радиостанций: есть, например, радиостанция «Просто радио», которая вещает инди-рок, например, или новую рок-музыку. У нее узкая аудитория. А есть какая-нибудь радиостанция «Хит ФМ», которая всё и для всех. И её, соответственно, слушает больше людей.
Ладно, возможно, я просто не нашла еще своего комика.
Возможно.
У нас очень свободная страна, поэтому и с сублимацией у нас не особо.
Но с другой стороны есть же белорусские комики. Они выступают у нас и в России. Максим Коновал, Ваня Усович, Слава Комиссаренко – они крутые и на порядок смешнее украинцев.
На счет белорусов это, кстати, интересный момент. Они реально сильнее нас в плане юмора. И у меня есть своя теория на этот счет.
Какая?
Я много анализировал этот вопрос. И вот до чего я додумался. Поскольку Беларусь является достаточно несвободной страной, то вот эта вся внутренняя скованность должна в чем-то реализовываться, то есть должна каким-то образом сублимироваться. И она сублимируется вот в этом юморе, собственно говоря. В отличие от нас, где у нас свободы столько, что мне кажется, ни у одной европейской страны там нет столько свобод, сколько у нас. Начиная с того, что ты можешь послать полицейского на три буквы и тебе за это ничего не будет, и заканчивая тем, что можешь президенту страны на пресс-конференции сказать «так, я журналист, и вопросы тут задаю я». То есть у нас очень свободная страна, поэтому и с сублимацией у нас не особо.
Возвращаюсь к первому вопросу по поводу юмора. В начале разговора вы сказали, что с юмором в Украине всё хорошо. В каком месте, собственно говоря, у нас всё хорошо?
Ну, хотя бы в том, что юмор развивается. Да, не так быстро, как хотелось бы этого, но всё же маленькими шажочками движется. Мы сейчас находимся на относительно зачаточном этапе развития стенд-ап комедии и все комики очень стараются. Организаторы выступлений же пытаются продать стенд-ап как масс-маркет юмор с акцентом на то, что это все равно не масс-маркет жанр сам по себе. Но они пытаются получить максимально возможное количество зрителей, чтобы они пришли на этот концерт.
Нужно какое-то время, чтобы началась сегментация юмора. Когда комики станут более узнаваемыми, начнется деление зрителя. То есть, все будут знать, вот мне офигенно нравится этот, вот он дико смешной и я буду на него ходить. Ну, вот он собирает там 300 человек, например, и всё, не больше. А вот этот, как бы дико, супер смешной, но уже для тысячи человек, то есть на более широкую аудиторию. А этот вообще может собрать «Дворец Украина».
Мы сейчас находимся на относительно зачаточном этапе развития стенд-ап комедии и все комики очень стараются.
Это как было с ресторанами в свое время. В 90-е было всё для всех: оливье, пицца, суп, суши, борщ. Короче, приходите к нам, меню на любой вкус. Тебе выносили такой талмуд меню, ты его долго листал, а там украинская кухня, итальянская, испанская, японская, мясная доска, сырная и какая захочешь. Потом началась сегментация. То есть, бах, итальянскую кухню вывели в отдельную историю. Всё, вот у нас итальянский ресторан, мы готовим только пиццу и пасту. А тут у нас только японские суши, а тут – онли хинкали и хачапури.
То же самое было когда-то и с радио. Сначала было всё для всех, а после 2000 года станции начали сегментироваться. Появилось, к примеру, «Ретро ФМ», которое крутит только старую музыку. Появилось «Рок-ФМ», радио «Шансон» и так далее. То же самое и с юмором. Сейчас всё для всех, но уже по чуть-чуть идет разделение интересов. Есть много своих нюансов, но я считаю, что мы движемся в правильном направлении. Хотелось бы, конечно, быстрее, но уже как есть.